THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На самом деле мы собирались в город Вязьму, который расположен примерно в двухстах километрах от Москвы. Читая о городе перед поездкой, нас заинтересовало описание монастыря XVI века в селе Болдино. В интернете мы нашли множество отзывов об этом монастыре и решили заехать туда, тем более, что он расположен всего в 50 км от Вязьмы по старой Смоленской дороге.
Как всегда, мы проложили маршрут по проселочным дорогам.

Вот такие красоты мы проезжали по пути.


Если бы мы фотографировали каждое красивое место, мы бы еще не вернулись.

Как я уже говорил, путешествуя по Московской, Тверской области, мы видели множество действующих фермерских хозяйств. В Смоленской области их оказалось еще больше. Сельское хозяйство не просто существует, но и развивается. По дороге мы встретили несколько строящихся современных комплексов.

Дорога на первом участке пути была вполне приличная. Машин почти не было.

Усадьба Галициных-Муромцевых в селе Пречистое.


Внутри сохранились росписи на стенах. Мы обнаружили усадьбу совершенно случайно на пути в Вязьму. Осматривать развалины у нас не было времени и мы ограничились парой снимков.

В какой-то момент нам показалось, что мы приехали в тупик. Но оказалось, мы просто не сразу заметили объездную дорогу вокруг Вазузского гидро узла.


В гидросистему входят 3 водохранилища - Вазузское, Яузское и Верхне-Рузское. Это самое удаленное водохранилище в системе снабжения Москвы. Строить его начали 1957 году и закончили в 1970. Управление гидроузлом находится в селе Карманово. Существуют планы строительства на базе этого водохранилища ГЭС мощностью 10МВ.
Осмотреть плотину ближе невозможно т.к. все подходы огорожены забором с колючей проволокой.

Очень неожиданно было встретить в селе Карманово вот такой вот памятник.


Село небольшое. Не похоже, что здесь где-то рядом строили самолеты. Во время войны здесь шли ожеточенные бои, но таких самолетов у нас в то время точно не было. Историю этого памятника нам удалось узнать только по возвращению из поездки. Оказалось, что памятник был построен начальником лагеря заключенных, которые строили водохранилище, в память о своем погибшем сыне летчике.

В карманово, так же расположен мемориал на месте захоронения 8500 советских солдат, участвовавших в освобождении района. Сюда так же был перенесен прах из братских могил других районов Смоленской области.


В районе гидроузла приличная дорога превратилась в грунтовую дорогу со множеством ям. Но мы еще не знали, что нас ждет впереди.

Из-за продолжительного плохого участка дороги путь до Вязьмы у нас занял почти 4 часа вместо запланированных 2,5 часа. Мы решили сразу ехать в монастырь, а уже потом вернуться и осмотреть город.

Проехав через Вязьму, мы продолжили свой путь по Старо-Смоленской дороге. Именно по этой дороге в 1812 году отходил обоз французской армии.


Прочитав информацию на столбе, мы решили заехать на Семлинское озеро. По легенде именно в этом озере Наполеон затопил обоз с награбленными в Москве ценностями. Поиск сокровищ начался с 1836 года. Однако, до сих пор клад не найден. Или найден, но об этом никто не знает.

В 60-х годах прошлого века озеро исследовали ученые. В воде было обнаружено большое содержание цинка, меди и серебра, что говорит о том, что, возможно, клад действительно находится на дне озера.


Озеро находится в стороне от дороги. Примерно в пятистах метрах. Дорога к озеру грунтовая, но достаточно хорошая.

Через лес к озеру проложена тропинка.

Вода в озере темно коричневая, что характерно для торфяных озер.


Место очень красивое. Даже не верилось, что такая красота находится совсем рядом с городом и не так далеко от Москвы.

Проехав немного дальше, мы поняли почему французы утопили обоз в озере. Асфальт кончился и началась вот такая вот дорога. Все это, между прочим, Старо-Смоленская трасса.

Ехать сюда на легковой машине я бы не рекомендовал. А после дождя, я думаю, даже на внедорожнике проехать по этой дороге будет сложно.

На некоторых участках наша скорость была не больше 10 км/ч.

Грунт в этих местах песчаный и поэтому колеса почти не вязнут на мокрой дороге.

Возникновение Старо-Смоленской дороги датируется XV веком. Возможно она существовала и раньше, но об этом до наших дней не дошло никаких источников.
С момент своего возникновения Смоленская дорога играла важное историческое значение. По этой дороге наступал на восток принц Сигизмунд, по этой же дороге отступали русские войска в 1812 году, а потом бежали из Москвы французы. Во время Отечественной войны по ней наступали немцы и отступали русские части.
В XVI - XVIII веках это был основной тракт из Москвы в Европу, которым воспользовалось немало известных людей путешествующих в Европу и обратно. Вдоль дороги располагалось множество постоялых дворов и почтовых станций, стояли путевые столбы.
Как вы можете видеть сейчас ничего этого не осталось. За все время нашего путешествия по дороге нам встретился только один мотоциклист. Движения в этом месте практически нет или оно минимально.


Добрались до монастыря мы только к 6 часам вечера. На небольшой парковке рядом с монастырем не было ни одной машины. И это не странно, учитывая непростой путь к монастырю.

Монастырь был основа в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1929 году монастырь был закрыт. В зданиях монастыря располагались колхозная сыроварня, молочный сепаратор и зернохранилище.
Во время Великой Отечественной войны монастырь стал базой партизан. В 1943 году во время отхода немцы взорвали старинные здания монастыря. Восстановление монастыря началось в 1964 году.


В храме потрясающая акустика. Мы приехали как раз к началу службы.


Мы были во многих монастырях, но этот монастырь произвел на нас совершенно особое впечатление. Очень тихое, спокойное, умиротворяющее место. Такое, каким и должен быть монастырь. За все время мы встретили на территории монастыря не более 5 человек. Я рекомендую обязательно хотя бы один раз побывать здесь, чтобы ощутить настоящее монастырское уединение и тишину.

Обратно мы решили ехать в объезд через город Дорогобуж. Подъехав к реке Днепр у меня возникло подозрение, что мы где-то свернули не туда. Но нет, оказалось, мы едем правильно.

А вот и химический завод.

Через 15-20 километров мы наконец выехали на трассу М1 Минск. Этот путь километров на 30 длинее, чем путь по Старо-Смоленской дороге. По времени тоже получилось примерно одинаково. Так что если у вас внедорожник можно вполне поехать по Старо-Смоленской дороге. На легковой машине лучше ехать по М1 и далее через Дорогобуж.
О том чтобы заехать снова в Вязьму не было и речи. Нам предстояло еще проехать около 250 км до дома. Поездку в Вязьму мы решили отложить. Но я думаю, что, если мы отправимся в Вязьму снова, мы обязательно заедем в Болдинский монастырь. А там уже сложно сказать будет ли у нас время на осмотр Вязьмы. В любом случае продолжение следует...

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П.Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII – начало XX века

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель –князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П.Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П.Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель – ученик Барановского А.М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Расположен в лесистой местности вблизи от старой Смоленской дороги, на берегу искусственного озера, устроенного в пойме речки Болдинка. Основан в 1530 г. Герасимом - иноком Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Первой постройкой здесь была деревянная Троицкая церковь с Сергиевским приделом, освященная в 1530 г. В 1580-90-е гг. созданы главные каменные сооружения монастыря. Доминантой нового ансамбля стал Троицкий собор в центре вытянутой прямоугольной территории. К юго-западу от него расположилась трапезная палата с церковью Введения. Колокольню возвели посредине площадки, ограниченной с востока собором, а с юга - трапезной палатой. В приходо-расходных книгах монастыря за 1592 г. несколько раз упоминается имя церковного мастера Терентия. Был связан с монастырем и знаменитый "государев мастер" Федор Конь - строитель Смоленской крепости. В 1594 и 1606 гг. он и его пасынок делали крупные денежные вклады в монастырь. Вследствие польско-шведской интервенции монастырь с 1611 по 1655 г. занимали иезуиты. В 1656 г. он снова стал православным, однако крупные строительные работы в нем уже не велись. В 1770-е гг. построена кирпичная ограда монастыря взамен существовавшей ранее деревянной. В нач. 19 в. монастырь был разграблен частями наполеоновской армии, превратившими его помещения в тюрьму для русских солдат, а Троицкий собор - в конюшню.

На рубеже 19-20 вв. на месте кельи преподобного Герасима возведена небольшая кирпичная церковь («часовня"). Тогда же были переделаны Святые ворота ограды и сооружены небольшие жилые и хозяйственные постройки, в том числе дом настоятеля и просфорная. В начале 20 в. архит. П.Д. Барановский (1892-1984) тщательно исследовал сооружения монастыря и на основании археологических обмеров составил проекты реставрации. В 1920-е гг. под его руководством были конструктивно укреплены трапезная палата и шатровая церковь Введения, восстановлены декоративные элементы их фасадов - кокошники у основания шатра и карнизы. На территории монастыря устроили музей. Его закрыли - одновременно с местной общиной верующих - уже в 1929 г. В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагались штаб советских войск и ремонтные оружейные мастерские. Фашистские захватчики при отступлении в марте 1943 г. взорвали основные сооружения монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с церковью Введения и колокольню. Это древнейший на Смоленщине монастырский ансамбль, фрагментарно сохранивший оригинальные произведения зодчества 16-17 вв. В 1964 г. под руководством П.Д. Барановского были начаты реставрационные работы. С 1969 г. они ведутся под руководством A.M. Пономарёва. После передачи ансамбля Русской православной церкви (1990) здесь возведены новые сооружения с внеисторическим обликом, искажен силуэт церкви Введения, а от собора по-прежнему остаются руины (данные на 1997 год).

Трапезная. Двухэтажное здание с пристроенными к восточной стороне церковью Введения и Келарской палатой, сходное с трапезными палатами Пафнутьево-Боровского монастыря и Успенского монастыря в Старице. Первый этаж восстановлен в 1975 г.; второй и северное крыльцо - в 1997 г. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Между этажами проходил профилированный поясок. Окна первого этажа на западной стене обрамлены прямоугольными наличниками. Введенская церковь завершилась монументальным кирпичным шатром над небольшим восьмериком. В основании шатра прошел пояс кокошников (по два на грань). Нынешний деревянный шатер на целых шесть метров ниже первоначального и едва виден за кокошниками. Завершает его высокая шлемовидная главка. Реставраторы надеются, что с появлением необходимого финансирования исторический облик шатра будет восстановлен. Внутри помещения первого этажа трапезной были заняты под склад, кухню и другие хозяйственные нужды. Основное помещение второго этажа - квадратная одностолпная палата. Проемы в ее восточной стене ведут в церковь Введения и Келарскую палату. В интерьерах были изразцовые печи.

Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще.

Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой.

Дом настоятеля . Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса - в северо-восточной и в западной частях монастырской территории.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.



Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом конце XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой "удар" по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков.

Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 годы XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал "Житие преподобного Герасима".

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

В городе Дорогобуже Болдинский монастырь имеет свое подворье, где возведен небольшой деревянный храм, ведет работу по открытию Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.

По материалам сайта http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/193-boldinskiy-monastir



Святой Герасим Болдинский, основатель монастыря, поселился неподалеку от этих мест в 1528 г. К Герасиму стали стекаться ученики; в 1530 г. он срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Так возник Болдинский монастырь со строгим уставом. Монастырь быстро рос: уже при Герасиме в братии было 127 человек. Основатель монастыря, успев вдохнуть жизнь еще в 3 обители, умер Е 1554 г. (66 лет) и был похоронен в созданной им Сергиевской церкви.

В конце XVII ст. монастырь был уже богат и знаменит, отстроил редчайший в провинции ансамбль зданий XVI в. В обители работал даже кирпичный завод для собственных нужд. История сохранила и имена монастырских зодчих. Самый знаменитый из них - Федор Конь, строитель городовой стены Смоленска и крепости Белого города в Москве.

В 1611 г. монастырь был захвачен и разорен поляками. Более того, обитель они отдали иезуитам - из «духовного плена» она освобождена была только в 1655 г. В 1812 г., ограбив обитель, французы превратили ее в тюрьму для пленных русских солдат.

В конце XIX в. монастырь потихоньку ветшал. Сил немногочисленной братии, которой в нач. XX в. управлял уже игумен, не хватало для поддержания в порядке огромных средневековых храмов. Шатровая Введенская церковь стояла закрытой из-за опасности обрушения.

В монастыре было три храма. В приделе св. апостолов Троицкого собора находилась рака, где почивали «под спудом» мощи прп. Герасима. В этом же приделе был похоронен затворник Аркадий, подвизавшийся в обители в кон. XVI в. Другой святыней монастыря была древняя Казанская икона Божией Матери. В подклете собора помещался фамильный склеп кн. Долгоруковых. Монастырю принадлежала Алексеевская часовня, выстроенная в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Болдин монастырь продолжал действовать - в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами - их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского - А.М. Пономарев.

14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба - вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников.

Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г.

По материалам сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=smolensk&page=19

, Краеведение

Презентация к уроку



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

СЛАЙД 2. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь находится в Смоленской области. Он располагается в 15 километрах на восток от города Дорогобужа на берегу искусственного озера, которое было устроено в пойме речки Болдинка. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь наиболее древний из существующих и действующих монастырей в Смоленской области. Он был основан преподобным Герасимом в 1530 году.

СЛАЙД 3 Основатель монастыря преподобный Герасим.

Преподобный Герасим Болдинский родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. Он был послушником Горицкого монастыря у старца Даниила Переяславского. Герасим помогал старцу в построении храмов и келий, совершал подвиги поста и молитвы, служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником.

Святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков - ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.

По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, клеветали на него наместнику Дорогобужа, подкупили его, чтобы тот прогнал старца. Наместник хотел посадить Герасима в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. Царский посланник из Москвы, увидев святого Герасима поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений, пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и к нему собрались братия.

Кроме Болдина монастыря преподобный Герасим основал в городе Вязьме монастырь во имя Иоанна Предтечи, недалеко от Дорогобужа восстановил небольшой монастырь, который существовал с конца XV века, в волостном селе Свирковы Луки на левом берегу реки Днепр. Построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы). В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал Троице-Введенский монастырь

СЛАЙД 4 Мощи преподобного Герасима Болдинского.

Мощи преподобного Герасима находятся под спудом в Троицком соборе в Болдино. Ежедневно служится молебен с чтением особой молитвы преподобному Герасиму. В 20-е годы XX века мощи были утрачены, монастырь частично разрушен. Во время Великой Отечественной войны все монастырские постройки были взорваны, уцелела только деревянная церковь преподобного Герасима. В 1991 году ее освятил и благословил восстановление обители митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Мощи преподобного Герасима обретены 17 июля (н. ст.) 2001 года в Богословском приделе разрушенного Свято-Троицкого собора при начале восстановления храма. Сейчас мощи преподобного находятся в заново выстроенном Свято-Троицком соборе.

СЛАЙД 5-7 Северный вход в монастырь, ограда, Святые ворота.

Западные ворота.

Юго-западная башня.

Ограда - кирпичные стены, которые охватывают всю территорию монастыря. Она восстановлена в 1993 г. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в начале 20 в. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды выглядят намного проще.

СЛАЙД 8-10 Свято-Троицкий собор.

Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е годы рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 годах, по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. В приходно-расходных книгах монастыря упоминался церковный мастер Терентий, руководивший строительными работами. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими, государевыми иконописцами - Постником Дерминым и Стефаном Михайловым. В соборе хранился древний, почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 году. В 1991-2000 годах проведены раскопки руин храма.

СЛАЙД 11-13 Колокольни Свято-Троицкиого Герасимо-Болдинского мужского монастыря.

Между собором и трапезной в конце XVI века возведена высокая трехъярусная колокольня, имевшая по описи 1744 года “часы с боем”. В 1587 году мастер Иван Афанасьев отлил для обители в Москве благовестный колокол. В 1871 году на верхнем ярусе колокольни висели семь колоколов - от большого в 50 пудов (819 кг.), отлитого в 1861 году, до малого в 25 фунтов (10,2 кг.). В среднем ярусе находилась ризница, в которой хранилась ценная утварь. Колокольня взорвана в 1943 году, восстановлена из руин в 1980-е годы при участии студенческих строительных отрядов Смоленского пединститута и Дорогобужского участка реставрации ССНРПМ. С осени 1990 года колокольня используется по своему назначению.

СЛАЙД 14-17 Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Деревянный трапезный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы построен в 1530-е годы. Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е годы. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 году. Первый этаж восстановлен в 1960-e годы. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 годах. Часть кровельных работ выполнена бригадой А. Е. Копейчикова. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Кириллом 4 декабря 1997 года. Божественную литургию в день памяти преподобного Герасима митрополит Кирилл совершил в храме в 1998 году. Иконостас и роспись Введенского храма и трапезной палаты на втором этаже выполнили белорусские мастера, под руководством С. Петрова.

СЛАЙД 18-19 Церковь Тихона Задонского.

На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба в 1890-х годах братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 году он восстановлен и с октября возобновлено регулярное Богослужение в обители. Кровельные работы и золочение иконостаса выполнены бригадой А. Е. Копейчикова. Митрополит Кирилл освятил храм в честь святителя Тихона Задонского в мае 1991 года. До восстановления Введенского храма в нем проводились все Богослужения.

СЛАЙД 20 Часовня, место захоронения уважаемых монахов.

СЛАЙД 21 Дуб, посаженный патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

СЛАЙД 22 Колодцы монастыря.

СЛАЙД 23-24 Сад монастыря

СЛАЙД 25 Подворье в Дорогобуже: церковь Казанской иконы Божией матери

СЛАЙД 26 Подворье в Сафоново (Смоленская обл.): Подворье в Сафоново: церковь Святого Равноапостольного князя Владимира

Приход в городе Сафоново образован в декабре 1988 года. Каменный храм в честь равноапостольного великого князя Владимира Киевского построен в 1989-1991 годах на средства администрации города и прихожан. Храм устроен на 1500 человек, с трехъярусной 27-ми метровой колокольней. На колокольне пять колоколов, больший - весом 500 килограммов. Особую помощь в возведении храма оказывал председатель Сафоновского горисполкома П. С. Осипов. Большую часть хозяйственных работ выполняла староста прихода Н. К. Золотухина. Кровельные работы, установку куполов и крестов провела ремонтно-строительная бригада А. Е. Копейчикова. Храм освящен митрополитом Кириллом в декабре 1991 года. За понесенные труды игумен Антоний (Мезенцев) награжден палицей. Указом митрополита Кирилла от 11 июля 1994 года Владимирский приход преобразован в подворье Герасимо-Болдинского мужского монастыря. Иконостас храма изготовлен Сафоновскими резчиками, по образцу иконостаса Покровского храма села Дуброво Темкинского района. Иконостас освящен митрополитом Кириллом на Божественной литургии 29 октября 1994 года. В 1997 году расписан алтарь храма.

СЛАЙД 27 Спасибо за внимание!

Болдинскому монастырю без малого 500 лет. Основатель его - преподобный Герасим. 9 мая 1530 года им был освящен здесь первый деревянный Троицкий храм с приделом Сергия Радонежского.
Устроил Герасим монастырь около небольшой речушки, среди вековых дубов, от древнего названия которых «болда» и происходит название местности. Обитель Герасима стала быстро известна. Очень скоро численность братии достигла 127 человек.
Преподобный Герасим умер в 1554 году. Прожив 66 лет, был похоронен в приделе Сергия Радонежского Троицкого Собора в Болдине. За его богоугодные дела в порубежных Российских землях нарекли Герасима Болдинским чудотворцем и причислили к лику святых.
Вскоре монастырь стал центром духовной жизни края. Крупные денежные пожертвования и постоянная царская забота позволили болдинским монахам приступить к каменному строительству. К концу XVI столетия здесь поднялись пятиглавый Троицкий собор с двумя симметричными приделами - Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы и шестигранная столпообразная трехъярусная колокольня. Каждое сооружение представляло собой шедевр золотого века русского зодчества.
Неоспоримые художественные достоинства болдинских сооружений говорили об участии в их создании лучших царских мастеров. Здесь созидали государев мастер Федор Конь, церковный мастер Терентий, государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов, благовестный колокол для звонницы отливал в 1587 году в Москве литец Иван Афанасьев.
Славились монахи Болдинского монастыря и своей ученостью. Вероятно, не случайно настоятель монастыря Иосиф, поставленный Герасимом в 1554 году, прозывался краснописцем. А следующий болдинский игумен Антоний, ставший потом епископом Вологодским, перед своим уходом написал житие преподобного Герасима.
К несчастью, в начале XVII века мирное течение жизни на Смоленщине было нарушено. Захваченный иноземцами в 1611 году, Болдин монастырь стал пристанищем иезуитов.
После изгнания польско-литовских захватчиков православный монастырь в Болдино был в 1654 году возобновлен, но еще не достиг былого величия, несмотря на внимание и царя Алексея Михайловича, и его сына Петра I.
Подвергся Болдин монастырь поруганию и в период наполеоновского нашествия, когда французы превращали православные храмы в конюшни.
Однако, рассеивался дым пожарищ, белились монастырские стены, и вновь благовест созывал православных в храм. Множество людей стекалось в Болдино на ярмарки, проходившие по престольным праздникам - на Троицын день летом и на Введение во храм Пресвятой Богородицы зимой.
Деятельный и просвещенный настоятель монастыря архимандрит Андрей в конце XIX века построил новые деревянные кельи и гостиницу для богомольцев. Его трудами было восстановлено и издано в 1893 году житие преподобного Герасима.
Шли годы. Многие древние сооружения монастыря были искажены, утратили свое изначальное великолепие. В 1912 году молодой реставратор Петр Барановский предложил уникальную методику реставрации архитектурного памятника. Но реставрацию удалось начать только в 1921 году.
Одновременно с восстановительными работами на территории монастыря под руководством Барановского создавался музей. Научно-реставрационные и музейные работы органично вплетались в естественную монастырскую жизнь.
Наступил 1922 год. В мае этого года местные власти конфисковали церковное имущество, были осквернены мощи преподобного Герасима. Постепенно сворачивалось начатое Барановским музейное строительство. В 1928 году все реставрационные работы в Болдине были прекращены, а спустя год директор музея и оставшиеся монахи были репрессированы.
Страшная судьба ожидала монастырь в годы Великой Отечественной войны. Болдино было одним из первых населенных пунктов, освобожденных партизанами на еще оккупированной территории еще в начале 1942 года. Немцы ответили карательными операциями. В отместку партизанам фашисты взорвали в марте 1943 года Троицкий собор, колокольню, трапезную палату с Введенской церковью.
Только в 1964 году Петру Дмитриевичу Барановскому удалось начать строительные работы. С 70-х годов восстановление архитектурного облика монастыря ведется под руководством ученика и ближайшего помощника Барановского архитектора А. М. Пономарева.
Первым восстановленным сооружением обители стала монастырская колокольня, взорванная в войну. Она благодаря редкостной прочности кирпичной кладки, не превратилась в груду щебня, а развалилась на огромные бесформенные куски, вес наиболее крупных обломков составлял 20-40 тонн. Это позволило восстановить колокольню методом анастилоза, то есть возвращением на свои места сохранившихся, разрозненных фрагментов.
4 декабря 1997 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил восстановленный Введенский трапезный храм. Храм был разрушен полностью, и вот теперь, как символ победы добра над злом, созидательных сил над разрушительными возвышается он над бескрайними русскими просторами.
На протяжении всей русской истории монастыри были центрами духовной, культурной, национальной жизни русского народа. Поэтому сегодня возрождение России невозможно без возрождения ее святых обителей. В мае 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возобновлении Свято-Троицого Болдинского монастыря и о назначении игумена Антония (Мезенцева) его настоятелем. 4 декабря 1997 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы игумен Антоний возведен в сан архимандрита.
Сегодня в монастыре 21 послушник. Их трудами восстанавливается и строятся монастырские постройки, посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, но самое главное, в стенах монастыря созидается духовная жизнь, по крупицам собираются духовные сокровища.
14 мая 1998 года в день памяти преподобного Герасима Болдинского в Свято-Троицком Болдинском монастыре впервые состоялся общеепархиальный праздник, который решено отмечать ежегодно. Митрополитом Смоленским и Калининградским Кирилл в сослужении духовенства епархии при большом стечении паломников была отслужена Божественную литургия.

Свято-Троицкий собор
Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е годы рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 годах, по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых.
В приходно-расходных книгах монастыря упоминался церковный мастер Терентий, руководивший строительными работами. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими, государевыми иконописцами - Постником Дерминым и Стефаном Михайловым.
В соборе хранился древний, почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 году. В 1991-2000 годах проведены раскопки руин храма.

Церковь Введения
Деревянный трапезный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы построен в 1530-е годы. Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е годы. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского.
Храм взорван в 1943 году. Первый этаж восстановлен в 1960-e годы. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 годах. Часть кровельных работ выполнена бригадой А. Е. Копейчикова. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Кириллом 4 декабря 1997 года. Божественную литургию в день памяти преподобного Герасима митрополит Кирилл совершил в храме в 1998 году.
Иконостас и роспись Введенского храма и трапезной палаты на втором этаже выполнили белорусские мастера, под руководством С. Петрова.
{mospagebreak heading=Страница 1}

Церковь святителя Тихона Задонского
На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба в 1890-х годах братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 году он восстановлен и с октября возобновлено регулярное Богослужение в обители. Кровельные работы и золочение иконостаса выполнены бригадой А. Е. Копейчикова. Митрополит Кирилл освятил храм в честь святителя Тихона Задонского в мае 1991 года. До восстановления Введенского храма в нем проводились все Богослужения.
Колокольня
Между собором и трапезной в конце XVI века возведена высокая трехъярусная колокольня, имевшая по описи 1744 года «часы с боем». В 1587 году мастер Иван Афанасьев отлил для обители в Москве благовестный колокол. В 1871 году на верхнем ярусе колокольни висели семь колоколов - от большого в 50 пудов (819 кг), отлитого в 1861 году, до малого в 25 фунтов (10,2 кг).
В среднем ярусе находилась ризница, в которой хранилась ценная утварь. Колокольня взорвана в 1943 году, восстановлена из руин в 1980-е годы при участии студенческих строительных отрядов Смоленского пединститута и Дорогобужского участка реставрации ССНРПМ. С осени 1990 года колокольня используется по своему назначению.

Церковь св. равноап. князя Владимира
Подворье монастыря. Адрес: 215700, Смоленская обл., г. Сафоново, Октябрьский пер., 4.
Приход в городе Сафоново образован в декабре 1988 года. Каменный храм в честь равноапостольного великого князя Владимира Киевского построен в 1989-1991 годах на средства администрации города и прихожан. Храм устроен на 1500 человек, с трехъярусной 27-ми метровой колокольней. На колокольне пять колоколов, больший - весом 500 килограммов.
Особую помощь в возведении храма оказывал председатель Сафоновского горисполкома П. С. Осипов (+1993 г.). Большую часть хозяйственных работ выполняла староста прихода Н. К. Золотухина. Кровельные работы, установку куполов и крестов провела ремонтно-строительная бригада А. Е. Копейчикова.
Храм освящен митрополитом Кириллом в декабре 1991 года. За понесенные труды игумен Антоний (Мезенцев) награжден палицей. Указом митрополита Кирилла от 11 июля 1994 года Владимирский приход преобразован в подворье Герасимо-Болдинского мужского монастыря. Иконостас храма изготовлен Сафоновскими резчиками, по образцу иконостаса Покровского храма села Дуброво Темкинского района. Иконостас освящен митрополитом Кириллом на Божественной литургии 29 октября 1994 года. В 1997 году расписан алтарь храма.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама