THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи - просветление, колесо - его учение, а отпечатки ног и трон - его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом - чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы) .

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, - одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена - это сон Майи (Maya) , матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах - самых старых, - образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси) , чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза - дерево) . На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом) : демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1) . Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых - герои мифов.

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева) . Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana) . Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 - небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная - колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.) , другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний) . Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними - храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей - две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Буквально слово vihara (9.00-17.00) , переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника - самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

Стоимость билета:

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции) , где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат - в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий) .

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00) , также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00) . Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55) . Обратно - только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10) .

Северные ворота ступы в Санчи

(III век до н. э.)

Санчи - современная деревня неподалеку от города Бхильсы в штате Мадхья Прадеш в Центральной Индии. Здесь в III веке до нашей эры располагалась древняя Видиша - столица государства Восточная Мальва, бывшая местным центром буддизма.

Поблизости на холме сохранились остатки комплекса буддийских построек, преимущественно храмов и ступ. Большая ступа в Санчи получила всемирную известность благодаря «торанам» - четырем воротам в окружающей ее ограде. Обильно украшенные рельефами и круглой скульптурой, они являют пример синтеза пластики и архитектурных форм, столь характерного для индийского искусства на протяжении тысячелетий.

Своеобразная полусферическая форма ступы является символом одного из важнейших понятий буддизма - нирваны - состояния, в котором достигнуто освобождение от кармы. Поскольку Будда считался первым человеком, достигшим нирваны и указавшим путь к ней, то ступа стала символом и самого Будды. В буддийском монастыре ступа - самый священный объект поклонения.

Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в III веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри-Ланка) для распространения там буддизма. Во II веке до нашей эры ступа была окружена массивной оградой-ведикой и увеличена в объеме. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот, ориентированных на страны света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

В оградах буддийских ступ ворота строились из камня, с богатым скульптурным оформлением. Их название - торана - происходит от санскритского слова «тор» - «проход».

При сооружении ворот Большой ступы в Санчи мастера невольно продолжали традиции распространенного в Древней Индии деревянного зодчества. Поэтому верхняя половина ворот тяжеловата для каменной конструкции. Она создает впечатление неустойчивости. Тем не менее они смогли простоять два тысячелетия, не будучи даже прикрепленными к мощной ограде.

Ворота сплошь покрыты рельефами, которые вместе с украшающей их круглой скульптурой, вместе с изобильным пластическим убранством этой простой в основе конструкции превращают ее в торжественный портал. Однако пластическое оформление торан не производит впечатления перегруженности, а сами сюжеты рельефов точно соответствуют преданиям, легендам.

В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы. Первая - скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними - консоли в виде женских фигур. Вторая - круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. И, наконец, третья - более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов.

Как пишет исследователь индийской культуры С. И. Тюляев: «Наблюдаемое при этом разнообразие приемов сочетания скульптуры и архитектуры в высшей степени характерно для индийского искусства.

Каждый столб перекрыт низенькой квадратной плитой - абакой, между нею и краем нижней балки из массива столба выступают четыре полуфигуры слонов с восседающими на них фигурками мужчин и Женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре.

Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами и выступающими концами нижних балок.

Мелкая круглая скульптура на архитравах играет декоративную роль. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки».

Надо отметить доминирующее положение ряда фигур, возвышающихся на верхней балке. Зрительным и тематическим центром здесь является Колесо Будды, утвержденное на слонах, - это зрительная и смысловая доминанта ворот, посвященных Будде. По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей - низших божеств, олицетворяющих силы природы, - и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

Как отмечает С. И. Тюляев: «В целом скульптуры и рельефы четырех торан в Санчи отражают целый мир, одновременно и реальный и фантастический. Здесь представлены народ Индии и ее природа, архитектура, быт разных слоев населения, образы поэтического мифотворчества народа в виде духов природы и фантастических существ, а также предания и легенды, повествующие о Будде, в частности „джатаки“ - легендарные истории о прежних жизнях Будды на земле, когда он именовался Бодхисаттвой.

Рельефы в основном посвящены изображению прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других. Джатаки обычно носят буддийский дидактический характер, но в них много и народной мудрости. Они были очень популярны в Древней Индии и дали обильный материал изобразительному искусству.

Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях. Сюда относятся разного рода духи природы: якши, врикшаки и другие, не имеющие прямого отношения к буддизму как к религии и этической системе.

Изображение флоры и фауны занимает в индийском искусстве важное место, пример тому - скульптурный декор торан».

В искусстве животные предстают в опоэтизированном виде. На воротах можно увидеть различных животных, в том числе таких экзотических как многоглавого змея. Изобилие фигур и предметов, не оставляющее свободного пространства, образует декоративную композицию, объединенную единым ритмом и зрительным равновесием частей. Однако ещё больше, чем внешняя декоративная цельность рельефов, привлекает ощущение радости бытия всей природы, полноты жизни. На первом месте здесь - человек и деяние добра как выражение естественного народного чувства. Специфически религиозные мотивы заметны лишь в таких сценах, как «поклонение слонов ступе» или «чудеса Будды».

В Древней Индии все скульпторы - и рядовые, и выдающиеся мастера, работавшие для богатых заказчиков, - одинаково считались ремесленниками. Хотя их творчество обычно анонимно, но отнюдь не обезличено.

За их работой наблюдала могущественная и ученая каста жрецов-брахманов. Они заботились о неукоснительном соблюдении соответствующих признаков божеств и их правильной иконографии. Так что народные мастера работали в пределах жреческих религиозных канонов. Но в изображении животного и растительного мира ремесленники были свободны от прямого вмешательства жречества.

Декор северных ворот дает наиболее яркое представление о богатстве изобразительных мотивов всех ворот, которые, по существу, следует рассматривать в совокупности.

На рельефе верхнего архитрава северных ворот (с внешней стороны) изображены семеро последних будд. Здесь их символами служат пять ступ и два дерева, с троном перед каждым, означающим место размышления. Дерево почиталось в Индии с древнейших времен.

На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева - пара крылатых лошадей, а справа - крылатая антилопа. Эти рельефы искусно разнообразят всю декорацию, усиливают динамику композиции ступ и ритм их чередования.

На среднем архитраве главным мотивом служат семь пород деревьев, связанных с семью буддами. На правом конце нижней балки изображена сцена из Аламбуша-джатаки. В одном из своих воплощений Бодхисаттва был аскетом, и в него влюбилась самка оленя. У нее появился мальчик, у которого на лбу был рог, отсюда ребенка прозвали Однорог. Со временем мальчик сделался, как и его отец, аскетом. Его великие добродетели в какой-то момент стали угрожать высокому положению самого царя богов Шакры. Тогда Шакра подослал к нему искусительницу в виде небесной танцовщицы-апсары по имени Аламбуша. Аламбуше удалось соблазнить аскета, и они жили вместе три года. Позднее она во всем открылась ему, но, тем не менее, была прощена и возвратилась на небо. На рельефе изображен момент, когда новорожденный мальчик с одним рогом совершает свое первое омовение среди лотосов, а позади стоит его мать олениха. В середине сцены подросший мальчик слушает наставление отца, предостерегающего его против коварства красивых женщин.

Сцены Вессантара-джатаки начинаются на средней части нижнего архитрава фасада. Они повествуют о предпоследнем воплощении Бодхисаттвы, когда он был принцем Вессантарой и, проявляя высшее милосердие, отдавал просящим все.

На рельефе обратной стороны нижнего архитрава вся семья изображена в джунглях, на пути к месту изгнания. В средней части показаны сцены из жизни семьи в изгнании.

Каждое животное, птица, растение или цветок исполнены с совершенством и законченностью. Вот, к примеру, пара оленей стоит под деревом пизанг. Они словно беседуют между собой. Третий олень, запрокинув голову, наблюдает за обезьянкой в ветвях. На переднем плане слон наслаждается купаньем в водоеме. Животное лежит среди лотосов. Глаза слона закрыты от удовольствия, хоботом он лениво держит побег. Рядом на растениях можно увидеть пару гусей.

На среднем архитраве развернут сюжет искушения Будды демоном Марой. Это брахманское божество любовной страсти было превращено в демона-искусителя, поскольку в ортодоксальном буддизме сексуальная чувственность считалась величайшим препятствием на пути к освобождению. Для достижения просветления - нирваны - нужно было победить Мару и его воинство.

Всю правую половину архитрава занимает сплошная толпа страшных демонов с Марой во главе. Сонм демонов свирепо гримасничает, пытаясь навести ужас. Он представляет отвратительную, но вместе с тем довольно юмористическую картину. В рельефах верхнего архитрава показан один эпизод из Чхадданта-джатаки - повести о слоне с шестью бивнями, одном из воплощений Бодхисаттвы. Слон был убит охотником, посланным из ревности бывшей женой Чхадданты.

Символы трех из четырех главнейших событий в жизни Будды - рождения, поворота Колеса Закона и смерти - показаны на тех частях столбов, которые находятся между архитравами.

Столь богатая нравоучительным смыслом скульптурная декорация ворот распространяется ниже капителей, на основную часть столбов. На правом, с фасадной стороны, рельефы образуют три панели, одна над другой. На верхней можно увидеть сцену нисхождения Будды с неба на землю. По центральной оси спускается лестница, рядом находится древо познания и трон под ним. Брахма и Индра сопутствуют нисходящему Будде, который незрим. По сторонам дерева видны поклоняющиеся ему: наверху - божества, внизу - люди.

На нижней панели частично показаны сцены обращения Шакиев в буддизм и чудо в Капилавасту, столице племени Шакиев: в более полном виде этот сюжет показан на другой стороне столба.

Большинство сцен на фасадной стороне левого столба посвящено событиям в городе Шравасти. Внутренняя боковая сторона столба посвящена преимущественно событиям, связанным с Раджагрихой - столицей Магадхи во времена Будды.

На этом рельефы не кончаются, они покрывают и наружные боковые стороны столбов, а на обратной их стороне, там, где они возвышаются над примыкающей к ним оградой, тоже помещено по одному небольшому рельефу. Темы из джатак продолжаются и иногда повторяются на разных воротах.

Как по своей древности, так и по художественным достоинствам тораны Большой ступы в Санчи - замечательное явление в искусстве Индии. От периода, к которому относится их сооружение, почти не сохранилось памятников, столь же богато украшенных скульптурой и к тому же имеющих интересные надписи. Ступа в Санчи, очевидно, очень почиталась. Ее ворота нередко изображались в рельефах различных памятников.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Северные пути Фритьофа Нансена Фритьоф Нансен (1861–1930), норвежский исследователь Арктики, почётный член Петербургской академии наук, первым пересёк Гренландию на лыжах. Руководил экспедицией на «Фраме». В годы первой мировой войны – верховный комиссар Лиги Наций по

Из книги Собрание сочинений в пяти томах (шести книгах). Т.5. (кн. 1) Переводы зарубежной прозы. автора Малапарте Курцио

Буддийские ступы Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Эдинбург автора Воронихина Людмила Николаевна

**Северные каналы В XVII веке, начиная с севера на юг, развернулись строительные работы по постепенному расширению маленького центра города. Один смекалистый плотник придумал проложить пояс каналов, который решал сразу две проблемы: во-первых, вдоль каналов появлялось

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Часть V СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ

Из книги Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях автора Молодан Игорь

Из книги автора

Северные кварталы Эдинбурга „Второй Новый город“ На плане Эдинбурга четко выделяется Новый город Крейга – прямоугольник, окаймленный садами Принсес-стрит с юга и широкой полосой зелени с севера, за Куин-стрит. За этим зеленым пространством находится уже другой

Из книги автора

Морозостойкие (северные) сорта Несмотря на то, что речь идет о северных вариантах южной культуры, плоды у большинства сортов крупные, до 30–45 г (Орловчанин, Мичуринец, Триумф северный) или средние до 18–23 г (Алеша, Айсберг, Монастырский, Успех). У всех сортов плоды очень

Из книги автора

Северные широты Суточная норма воды в зимний период составляет 2–3 л воды при работе средней тяжести и 1–1,5 л при легкой физической нагрузке. Для уменьшения потери воды организмом необходимо подогревать вдыхаемый холодный воздух с помощью закрывающего рот шарфа,

Санчи является одним из наиболее хорошо сохранившихся комплексов буддийской архитектуры в Южной Азии.

Здесь, в центральной Индии, на вершине горы из песчаника, в III-XII веках н.э. было построено множество ступ, храмов, монастырей и столпов, и над всеми ними возвышается Большая ступа высотой 16,5 метра.

Вокруг ее базы проходят мостки для процессий с каменными перилами. По сторонам света расположены четверо высоких церемониальных ворот. Их покрывают рельефы со сценами из жизни Будды и ранней истории буддизма.

На цоколе установлен купол ступы - усеченная полусфера 36,6 метра в поперечнике. Ее венчает прямоугольная каменная ограда, внутри которой стоит тройной каменный зонтик. Массивность ступы и замысловатая резьба ворот и ограждений создают разительный контраст, но первоначальное впечатление наверняка было еще более сильным.

Купол и постамент были облицованы белым известковым бетоном, ворота и ограждения выкрашены полупрозрачной красной краской, корпус ступы расписан венками и гирляндами, а зонтики на вершине были позолочены.

Памятник, который мы видим сегодня, строился и украшался в течение нескольких веков. Большая ступа была заложена правителем империи Маурья Ашокой (272-235 гг. до н.э.) в середине III века до н.э. Первое кирпичное сооружение было вдвое меньше нынешней ступы и, вероятно, заключало в себе останки самого Будды.

Ашока также воздвиг около ступы мемориальный столп из шлифованного известняка высотой 13 метров, на котором был высечен эдикт, запрещающий расколы внутри буддийской религиозной общины. Ворота были построены столетием позже, в период правления Сатакарни II (50- 25 гг. до н.э.) из династии Сатавахана.

Последующие изменения осуществлялись не царями, а сотнями частных лиц - монахами и монахинями, торговцами, купцами и каменщиками, чьи имена высечены на пожертвованных ими деталях.

Ступы являются одной из самых ранних форм буддийской архитектуры. Первоначально они строились в различных местах для хранения частиц праха Будды (ок. 563-483 гг. до н.э.), разделенного после его ухода в нирвану.

Но эти холмы из кирпича, земли или камня уже во времена Ашоки стали объектами поклонения. Большая ступа оставалась центром буддийского храма в течение почти 1400 лет, пока это место не захватили джунгли.

Ступа в Санчи очень красива в своей простоте. Это опоясанная балюстрадой каменная полусфера, сверху которой построен небольшой квадратный «балкон» с традиционным каменным «зонтиком» посередине.

Ступа обнесена внушительным ограждением с четырьмя воротами с каждой стороны света.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов.

А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США).

А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

На постройке всего одной Великой Ступы в Санчи император Ашока не остановился - здесь же он возвёл ещё несколько ступ (раньше их было семь), некоторые из которых можно видеть и сегодня.

Неплохо сохранились ещё вторая и третья ступы, остальные же, к сожалению, были практически разрушены - всё-таки мусульманские завоеватели не особо церемонились с сокровищами «неверных» (на долгое время все эти ценности и вовсе были заброшены, а заново их открыли лишь в девятнадцатом столетии).

В этом месте даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями.

Уже только ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе тайны многих поколений, стоит ехать в Индию - загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Одна из культовых достопримечательностей ; прообраз для всех последующих ступ в буддизме. Возведена в III веке до н.э. во время правления Ашоки Великого. По его настоянию стены были расписаны изображениями не только буддийской мифологии, но и древних греков. Большая Ступа включена в по версии нашего сайта.

Территориально она находится в 40-50 км от Бхопала и добираться до нее лучше всего на экскурсионном автобусе, арендованной машине или такси. Во II столетии до н.э. Ступа была немного перестроена. Рядом с ней появились каменные ворота-торана и 40-тонная колонна. Ворота по форме напоминают деревянную архитектуру, так как украшены изысканной резьбой.

На территории Санчи есть немало других древних сооружений. Одним из наиболее почитаемых является Храм 17, построенный в V веке н.э. Долгое время Санчи оставался важным центром буддийского искусства, но с воцарением ислама пришел в упадок. Повторно деревню обнаружили и восстановили британцы в 1818 году. Сегодня это полусферическое здание выполняет роль памятного монумента в буддийской архитектуре.

Фото достопримечательности: Ступа в деревне Санчи

Деревня Санчи находится в 9 км. от города Видиша и в 46 км. от Бхопала - административного центра индийского штата Мадхья-Прадеш. Она уникальна не только наличием самых совершенных и хорошо сохранившихся ступ, в числе которых Большая ступа Санчи , но и предлагает широкие образовательные области изучения зарождения, расцвета и упадка буддийского искусства и архитектуры на протяжении почти тринадцати столетий, начиная с 3 века до н. э. до 12 века н. э., практически охватывая весь спектр индийского буддизма.

Удивительно, но Санчи не была как-либо освящена в жизни Будды. Сюань Цзан, который так тщательно записывал детали связанные с буддийскими памятниками, молчит об этом. Единственная возможная отсылка на Санчи содержится в хрониках Шри-Ланки, в соответствии с ними Махинда, сын императора Ашоки и королевы Деви, посещал свою мать в Видише, которая, в свою очередь, отвела его к прекрасному монастырю. Махинда остался там в течение месяца, а после отправился в Шри-Ланку распространять учения Будды.

Император Ашока всячески способствовал распространению буддизма в Индии. За время своего правления он построил множество ступ - буддийских святилищ, одного из трех главных типов буддийской архитектуры. Одним из таких строений является Большая ступа в Санчи воздвигнутая правителем на том месте, откуда его сын отправился в Шри-Ланку.

Большая ступа Санчи имеет полусферическую форму и лишена внутренних помещений. Она стоит на платформе диаметром 31 метр с расположенной на ней террасой, которая служила местом проведения церемоний. Так же как и платформа, ступа сделана из камня и кирпича, а внутри неё хранятся реликвии связанные с Буддой. Большая ступа Санчи послужила прообразом всех последующих ступ.

Первоначально ступа имела белый цвет, а ворота и терраса - красный. В древние времена её окружали монастырские строения, не сохранившиеся до нашего времени. Форма ступы имеет символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод, а на её вершине находится хармика - небольшая надстройка с квадратным основанием, которая символизирует священную гору Меру. Над хармикой находится проходящий через весь купол стержень с надетыми на него круглыми зонтиками, последовательно уменьшающимися в диаметре. Стержень символизирует мировую ось, а зонтики три священных неба.

В ограде святилища, по четырем сторонам света, расположены ворота, украшенные скульптурой. Через них проходили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял из обхода вокруг ступы и восхождения процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы являются выдающимся произведением древнеиндийской архитектуры. В сюжетах скульптур ворот Санчи тесно переплетаются древнеиндийские мифологические сказания и буддийское вероучение.

Памятники Санчи были заброшены на протяжении многих столетий, пока вновь не были открыты англичанами в 1818 г. Через столетие здесь открылся музей, а в 1989 г. Санчи была занесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама