THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С давних времен башни приковывали к себе внимание историков, путешественников и этнографов. Будучи одним из самых устойчивых типов сооружений, они появлялись в культурах различных народов на протяжении многих веков. Это сложные и дорогостоящие произведения зодчества.

На Северном Кавказе башни несли и жилую функцию, и оборонительную, именно поэтому они чаще всего были сторожевыми родовыми. Из-за вражеских нашествий бóльшая часть этих сооружений не сохранилась. Некоторые из башен были фамильными. По обычаю башня должна была строиться не более года, иначе род могли счесть неблагополучным; возводилась она обычно вблизи поселения. Ранние сторожевые башни (XV–XVII века) отличались от сторожевых родовых высотой и месторасположением.

Селение Ицари

На окраине плато, у дагестанского селения Ицари, стоит круглая сторожевая родовая башня. Местные жители возвели ее на окраине села, чтобы защититься от набегов соседней общины. В башне размещается декоративный подвесной карниз, копирующий навесные бойницы для вертикального обстрела противника. Вход расположен на уровне второго этажа. Толщина стен уменьшается по направлению к верхней части. Башню собирали из отколотых камней, промазанных глиняным раствором. Для выравнивания кладки использовались мелкие камни. Такой тип конструкций характерен для Дагестана.

Селение Мусрух

Семиэтажная сторожевая родовая башня у крутого склона горы в селении Мусрух строилась келебской общиной. Она была необходима для защиты от родовых общин из долины Гидатля. Башня, установленная в центральной части поселка, занимает главенствующее положение и в нем, и в котловине Келебской долины. Высота сооружения и размещение его на скальной площадке обеспечивали отличный обзор.

Аул Хулам

В Балкарии, в верховьях Черек-Балкарского и Хуламо-Безенгийского ущелий, башни строились в стратегически важных точках. Они представляли собой идеально продуманную оборонительную систему. Хуламская сторожевая родовая башня располагается над аулом Хулам, с левой стороны Хуламо-Безенгийского ущелья. Она возведена на труднодоступной горизонтальной площадке. К башне можно было пробраться лишь по опасной горной тропе, которая завершалась заграждающей стеной между скалами.

Башня Мамия-Кала

Хузрукская трехэтажная башня (Мамия-Кала) возведена на вершине горы Кала-Баша. Арочный вход расположен на уровне первого этажа. Сообщение между этажами осуществлялось по приставным лестницам через люки в междууровневых перекрытиях. Мамия-Кала имеет квадратное основание. Стены состоят из идеально соприкасающихся обтесанных камней, промазанных известковой смесью. На стенах каждого уровня - уступы для брусьев межэтажного перекрытия. Рядом с входом расположен выдолбленный в стене и выложенный камнями колодец. В нем хранили продовольственные запасы и топливо.

Башня Амирхана

Башня Амирхана у древнего аула Шканты - форпост оборонительной системы Черек-Балкарского ущелья. Она была сооружена на пятиметровом валуне, из тесаных камней, промазанных известковым раствором. По предположению историка И. М. Мизиева, башня состояла из двух этажей.

Комплекс Болат-Кала

Главная достопримечательность села Верхняя Балкария - башенный комплекс Болат-Кала, считающийся самым мощным оборонительным сооружением Черек-Балкарского ущелья. Первоначально он представлял собой однокамерное строение с укрепленной заградительной стеной. Затем у главной башни была возведена двухкамерная пристройка; через ее окна и бойницу отлично просматривалась вся окружающая территория. Вход в комплекс - в стенном проеме, прилегающем к отвесу скалы. Несколько колодцев в углу главной башни использовались для хозяйственных нужд.

Комплекс Эрзи

Наиболее крупным и хорошо сохранившимся считается замковый комплекс Эрзи в Джейрахском районе Ингушетии. Он состоит из девяти боевых, двадцати жилых и двух полубоевых башен. Археологи полагают, что комплекс создавался из тесаных валунов в XIV–XVII веках. У башен отсутствует фундамент, они находятся на скальной террасе, за ними вздымаются горные вершины. Пятиярусные боевые башни практически целиком дошли до наших дней.

Башни как символ

Много башенных комплексов и сторожевых родовых башен встречается и в восточной части Балкарии, у границы с Северной Осетией.

Северокавказские башни символизируют честь рода, сплоченность и мужество, являясь вершиной строительного и архитектурного мастерства горцев Северного Кавказа.

«Строитель башни, прежде чем поставить камень в стену, поворачивал его сто раз. И когда находил лицо камня, клал его так, чтобы оно смотрело наружу» - утверждает древнее предание.

Глядя на осетинские башни, начинаешь этому верить. Только с таким отношением к труду, они смогли простоять семь веков. Не просто простоять, а до сих пор остаться удивительно ровными. А, ведь, камни просто лежат друг на друге, они сложены без цемента!



2. Экономию на строительных материалах можно объяснить. Во-первых, известь, яйца и сметану, из которых в те годы делался раствор, в горах еще надо добыть. Во-вторых, при нападении, в качестве оружия использовалась сама башня - незакрепленные камни сбрасывались сверху на головы.

3. Мы в селе Лирси в Мамисонском ущелье. 14 башен, из которых сохранились семь, и множество пристроек создали маленький городок-лабиринт.

4. Заходи, изучай, место малолюдное - в траве даже не протоптаны дорожки.

5. Ни охранников, ни билетов, ни даже ленточек «Проход запрещен» и табличек «Руками не трогать».

6. В башнях жили и оборонялись. Обычно в них было три-четыре этажа. На первом - скот, на втором - очаг и спальня, выше - помещение для гостей и кладовые.

7. Более поздние башни строились уже со связующим раствором. В эту я залез снизу, там где заходили овцы, а просвет выше - дверь, к которой приставлялась лестница.

8. В башнях было все необходимое, они могли выдержать длительную осаду и даже поджигать их было бесполезно.

9. Но к 18 веку осетины переселились на равнину и горные районы опустели.

10. Новых никто не строил - современному оружию они противостоять уже не могли. Да и к тому времени во Владикавказе уже появились первые кирпичные заводы, значительно упростившие строительство.

11. Обрабатывая вечером эту фотографию, я увеличил свет в тенях и испугался - там голова! Но я был внутри совсем один! Уф... это же я...

12. Наскальные пещерные крепости - еще один удивительный вид осетинских сооружений.

13. Повыше в горах, в труднодоступном месте вокруг пещер строились крепости.

14. Опасные тропинки, вырубленные в скалах, соединяли сооружения, а входом были веревочные лестницы.

15. Дзивгисская крепость - самая крупная на Кавказе, в ней могли находиться десятки воинов.

16. Здесь тоже вам расскажут легенду. Про кошку, которую выпустили в крепости и как она вышла по пещерным проходам на другой стороне хребта.

17. Как ее напугали, что она не вернулась обратно, каким образом поняли, что это именно та кошка и как на той стороне кто-то смог ее встретить, история умалчивает.

Мое детство и отрочество прошли в Северной Осетии, поэтому я был рад возможности съездить туда с экскурсией. Да и программа предлагалась интересная: Куртатинское ущелье, Фиагдонская котловина, Даргавс - это места, где сохранились святыни и памятники истории Северного Кавказа.

Знакомство с достопримечательностями Осетии начали с осмотра Огромного монумента Уастырджи над Ардоном. Уастырджи - это осетинское воплощение Святого Геоpгия Победоносца.

Северная Осетия-Алания - единственная республика Северного Кавказа, большинство населения которой исповедуют Православие. И покровитель Осетии - Святой Георгий Победоносец, В республике огромное количество святилищ, часовен, церквей посвященных этому святому, мест, где он совершал свои деяния. Как говорят, осетины ни одно дело не начинают без молитвы Святому Георгию.
Кавказ у меня всегда ассоциируется с древними крепостями и родовыми башнями. И я где-то прочитал, что в горах Северной Осетии сохранилось наибольшее число этих сооружений. В том числе, в Куртатинском ущелье, наиболее известном своими историческими и архитектурными осетинскими памятниками.
Первая остановка в Куртатинском ушелье - у моста напротив аула Дзивгис.

В центре селения, состоящего из нескольких современных сельских домов - развалины башни, А над селением…
У меня дух захватило - к отвесным стенам ущелья прилепилась неприступная крепость! Она выглядела как естественное продолжение скал, поэтому сразу её заметить было непросто и, надо отдать должное, наш экскурсовод обыграл представление этого древнего памятника мастерски: рассказав, что в окрестностях аула немало христианских и языческих святилищ, он просто сказал - Посмотрите на скалу над селением…. Всех сковал мимолетный столбняк, после чего показалось, что все одновременно выдохнули и рванули к скале.

По преданию, Дзивгисские крепостные сооружения преградили дорогу в Куртатинское ущелье персидскому шаху Аббасу в XVI веке, который двигался из Закавказья.
Дзивгисская пещерная крепость — одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только Осетии, но и Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам естественных пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается большими размерами и располагается на нижнем уровне, доступ в него возможен по выложенной из камня лестнице. В остальные крепостные постройки имелся проход из соседних по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости. Поэтому в ходе боя сообщения между укреплениями было невозможно, и каждое из них было самостоятельным, автономным очагом обороны. Функцией этих небольших укреплений, устроенных на высоте 10-20 м и вмещавших до десятка воинов, было фланговое прикрытие основного. Дзивгисская крепость была серьёзно повреждена во время одной из карательных экспедиций русских царских войск.
Здесь же в селении расположен Дзивгисы дзуар (Дзивгисы Уастырджы) - христианский храм ХIII-ХV вв. Святого Георгия, склеповые могильники.
Дзивгис - первое село со стороны равнины, расположенное в Верхне-Фиагдонской котловине , которая издавна является центром Куртатинского ущелья. И, отъехав от села, я от окна уже не отрывался: снежные вершины Большого Кавказа, серо-желтые скалы и зеленые склоны котловины, повсюду осетинские башни и руины крепостей - величие увиденного завораживало!
И даже естественный фон экскурсионного микроавтобуса не отвлекал.
Котловина Верхнего Фиагдона - это мир башен. Они были всюду: и в покинутых аулах на склонах котловины, и в жилых придорожных дворах.
Было заметно, что некоторые башни восстанавливаются.

Начало башенного строительства относят к раннему средневековью - к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.
Башни строились как оборонительное, боевое, а нередко и жилое строение. Помимо чисто военного значения при набегах захватчиков, многие башни в Северной Осетии появились как средство защиты от кровной мести.
Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.

За горняцким поселком Верхний Фиагдон (рудники сейчас закрыты) завершается строительство Аланского Свято-Успенского мужского монастыря на месте церкви 19 века. Монастырские постройки стилизованы под традиционную византийскую архитектуру и вплотную примыкают к руинам средневековых осетинских строений.

На этом наш беглый осмотр долины Верхнего Фиагдона завершился. Хотелось бы больше посмотреть, добраться к руинам брошенных селений, но — не объять необъятное.... У нас еще впереди Даргавс и его легендарный Город Мертвых!

Дорога из Куртатинского ущелья в долину Гизельдона, в которой расположился аул Даргавс для нас, жителей равнин, преподнесла немало острых ощущений и заставляла намертво вцепиться в ручки кресла!

Селение Даргавс достаточно большое, но постоянное население практически отсутствует. Это связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года, который разрушил ведущую в село дорогу, и Даргавс остался без связи с внешним миром.

Даргавс известен боевыми башнями и «городом мёртвых».

Даргавский некрополь самый большой на Северном Кавказе (95 наземных и полуназемных склепов). Его иногда сравнивают с долиной фараонов в Египте.
Создание «города мёртвых» некоторые специалисты связывают со страшной эпидемией чумы, тогда население Осетии сократилось с 200 тысяч до 16 тысяч человек. Но исследования показывают, что некрополь функционировал с IX по XVIII век.

Необычные архитектурные формы в бедное средневековье порождали самые необычные предположения о создателях некрополя. Называли монголов, ногайцев, аборигенов - кобанцев. Но сейчас считается установленным, что первостроители - аланы, предки осетин. Археологические находки подтверждают, что уже с VI века эти места были плотно заселены аланами. Но это не устранило многих загадок. Удивителен тот факт, что зачастую умерших клали в небольшие ладьи, что не встречается ни у одного другого народа Кавказа, иногда рядом клали весло, это при том, что никаких судоходных рек в Осетии нет. Склепы использовались на протяжении очень длительного времени и становились последним пристанищем для целых поколений горцев.
Так получилось, что к завершающему этапу экскурсии мои попутчики, видимо, устали. В некрополь большинство из них не пошли, предпочтя осмотреть его от подножия горы. Поэтому, мне посчастливилось оказаться в этом месте одному. У меня оказался с собой хороший кусок осетинского пирога с сыром, немного коньяка.
Я сидел среди склепов, отхлебывал коньяк и закусывал его пирогом. Смотрел на раскинувшуюся внизу долину, на окружающие её горы. Было спокойно и умиротворенно. Уверен, что духи покоящихся здесь не посчитали мои вольности святотатством.

смотрите

Некоторые сведения о Северной Осетии-Алании

Чуть меньше половины территории Северной Осетии-Алании располагается в горной местности, севернее Главного Кавказского хребта, на лежащих параллельно ему Боковом, Скалистом, Пастбищном и Лесистом хребтах. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Геналдонское, Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское.
Республика граничит: на севере, где раскинулась Терско-Кумская равнина, со Ставропольским краем; На западе по Кабардинской наклонной равнине с Кабардино-Балкарией, на востоке по Осетинской наклонной равнине — с Ингушетией, а на юге сосед Осетии — Грузия. Границей здесь служат горы Главного и Бокового хребтов.
Северная Осетия находится на одной параллели с Болгарией, Средней Италией и Южной Францией.
Когда я был совсем маленьким, у меня была книга Ю.Либединского "Сослан-богатырь, его друзья и враги". Так я и познакомился с чудесным племенем нартов, лихим и в боях, и на пирах, отвечающим ударом меча на удар меча и дружбой на дружбу... И так уж вышло, что долгое время я считал, что поиграть в нарды - значит, немного побыть Сосланом и Сырдоном, Урызмагом и Хамыцем... Потом, конечно, разобрался... Нарды - увлекательнейшая древняя игра, широко распространенная на Кавказе и в Закавказье...

На территории проживания осетин расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются средневековые башни и замки, широко распространённые в горной зоне.
Начало башенного строительства относят к раннему средневековью - к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.


Оборонительные сооружения осетин подразделяются на боевые («мæсыг») и полу-боевые жилые башни («гæнах»), замки («галуан»), наскальные и пещерные крепости, заградительные стены. Для каждого из этих видов памятников характерны определённые способы сооружения, особая планировка и определённое назначение. Осетинские мастера приглашались строить башни и другие сооружения в Балкарию, Грузию и другие регионы Кавказа.
В Осетии отмечено более трёхсот башен различной степени сохранности, лучше всего сохранились боевые башни, гораздо в более худшем состоянии жилые. Большое количество башен и других укреплений было уничтожено или повреждено во время карательной экспедиции генерала Абхазова в Осетии 1830 года. Документально подтверждено разрушение башни Шанаевых в селении Даргавс, трёх башен в селении Чми, селения Барзикау, Лац, Хидикус, Уаласых, всего 10 населённых пунктов были сожжены и разрушены. Также осетинские башни и крепости массово уничтожались во время различных карательных экспедиций в Южную Осетию.
О последовательном уничтожении осетинских башен упоминает Коста Хетагуров в этнографическом очерке «О́соба» (1894).:
В настоящее время в Нарской котловине, да и во всей Осетии, нет ни одной сохранившейся в целости башни; все они, по распоряжению русского правительства, были разрушены в сороковых и пятидесятых годах прошлого столетия.

В глубине Куртатинского ущелья, на одном из плато южного склона скального массива Кариу-хох, на высоте около 170 м от подножья горы, находится уникальный памятник средневековья, архитектурный комплекс селение Цмити.
Рука времени изгладила следы богатства и блеска этого древнего осетинского поселения, но у осетин сохранилось предание, что здесь был богатый город, безопасный от всех хищнических набегов, и служивший отличным местом для торговли.
В селении Цмити сохранились древние боевые и жилые башни. Строились они в три этажа. Первый служил хлевом для скота, на втором размещалась семья, а третий использовался как сторожевое или оборонительное сооружение.

Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Очень интересная и информативная статья о башнях.

Originally posted by gvernikov at Ингушские родовые башни

И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!

Михаил Лермонтов. Демон.


Так всегда бывает в подобных поездках: оказываешься в том или ином месте неподготовленным, восторгаешься, фотографируешь и только потом, вернувшись домой, начинаешь собирать информацию об увиденном.

Это в полной мере коснулось поездки к родовым башням в Джейрахское ущелье , которую в Ингушетии нам любезно организовал Калой Ахильгов . Несмотря на очевидную уникальность этих мест и памятников архитектуры, информации о них в сети не так много, как я ожидал, и почти все материалы сосредоточены на ингушских сайтах. Это ничто иное, как следствие нереализованности туристического потенциала и статуса закрытой пограничной зоны, в которой находятся Джейрахо-Ассиновский историко-архитектурный музей-заповедник.

Немного из истории родовых башен

По мнению современных историков массовое строительство каменных башен в горных районах современной Ингушетии относится к XVI-XVII вв.

Чтобы подняться к башням, необходимо преодолеть трудный путь, петляя по отвесным скалам (впрочем, наш Сева из Кинокружка, вооружившись камерой, преодолел этот путь без особых проблем). Такое расположение строений исключало неожиданное нападение. Более того, обитатели замка могли при случае успешно противостоять нападавшим, выдерживая длительную осаду крепости. Из уст в уста потомкам передается легенда о женщине, которая в дни осады спасла от огня и нападавших врагов маленьких детей в люльках. Предание гласит, что ей чудом удалось совершить несколько переходов из одной башни крепости в другую по канату, оставшемуся от разрушенного осаждавшими подвесного моста.

Место, в котором построены Вовнушки, заслуживает отдельного рассказа. Это образец горской природы – быстрая и холодная горная река Асса , окруженная зарослями, течет у подножия высокого скалистого хребта Цорейлам. Асса возникает из родников и талых вод снежников на высоте 2700 метров. Она имеет множество притоков и впадающих в нее речек, как например, реки Галгай-Че и Гулойхи. На теневом склоне горного массива растет густейший лес, а на солнечной стороне, где стоят башни замка Вовнушки, только отдельные деревья упрямо цепляются за камни. Вся местность, в которой расположены Вовнушки, называется Таргимская котловина. Дно Таргимской котловины лежит на высоте 1000-1100 м. над уровнем моря. Эта котловина, так же, как и долина реки Армхи, расположена в зоне «дождевой тени». Осадков в ней выпадает значительно меньше, чем в зоне северных предгорий. Высокий горный хребет загораживает ее от дожденосных северных ветров, которые всю влагу оставляют на северных склонах хребтов и попадают в котловину в виде нисходящих – сухих и теплых воздушных потоков. Поэтому здесь господствует сухая и солнечная погода.

Кстати, один из сотрудников Джейрахо-Ассиновского заповедника, который нас сопровождал в поездке, является прямым потомком Оздоевых, которые в средневековье воздвигли замок в Вовнушках.

Также можно отметить, что есть как минимум один ингуш, который строит башню и в наши дни . С детства увлекающийся историей своей родины, художник Мурад Полонкоев изображал башни практически на каждой своей картине. А в один день отложил мольберт и взялся за мастерок. На возведение башни ушло уже десять лет и шесть камазов горных камней. Пожелаем Мураду удачи и успешного завершения строительства!

Туризм в Ингушетии

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама