THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Пёстрая толпа туристов, яркий подводный мир, манящий дайверов со всего света, - все это привлекает путешественников. Россияне рвались туда, как на вторую дачу: хотя бы недельку отдохнуть от работы и пожариться на солнце. Летали целыми семьями, пока авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 не вынудила содрогнуться всю страну.

Трагическое происшествие

Туристическая группа фирмы «Бриско» возвращалась чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Несмотря на раннее утро (вылет в 5.50 местного времени), пассажиры пребывали в отличном настроении. Они выкладывали снимки удавшегося отдыха в социальные сети. Была суббота, а в понедельник многим предстояло окунуться в кого-то ждала работа, кого-то - учёба.

Авиалайнер Airbus A321-231 EI-ETJ, прибывший из Самары, принял на борт 217 пассажиров. Им и семерым членам экипажа к 12 часам дня предстояло оказаться в Северной столице, где многих ожидали в аэропорту родные и близкие. Набрав за 23 минуты заданную высоту в 9400 метров, на скорости 520 км/час воздушное судно внезапно пропало с радаров. В 6.15 (7.15 Москвы) самолёт рухнул в районе Синайского полуострова близ аэропорта Эль-Ариш - самой горячей точки Египта, где правительственным войскам противостояли исламисты Аль-Каиды.

Версии трагедии

Встречающие рейс 9268 в аэропорту Пулково с тревогой следили за табло, на котором высвечивалась информация: «Прибытие задерживается». А к вечеру уже вся страна знала, что обломки пропавшего с радаров воздушного судна обнаружены египетскими властями. Разбросанные на протяжённости 13 километров, с оторвавшейся хвостовой частью, они были показаны по телевидению, что вызвало множество версий специалистов о возможных причинах катастрофы. Наиболее достоверными считались три:

  • Технические неполадки, связанные либо с отказом двигателя, либо с "усталостью" металла. В хвостовой части обнаружили следы ремонта обшивки после того, как в 2001 году воздушное судно при приземлении в аэропорту Каира задело хвостом асфальт. Образовавшаяся микротрещина могла с набором высоты вызвать разрушение самолёта.
  • Авиакатастрофа в Египте - это ошибки экипажа.
  • Террористический акт.

На месте трагедии начала работать комиссия МАК, возглавляемая представителем Египта Айманом аль-Муккадамом. В неё вошли представители России, Франции, Германии, США и Ирландии. После изучения доказательств и расшифровки две первые версии были признаны несостоятельными.

Воздушное судно

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом стала самой крупной в истории Египта и современной России. Аэробус принадлежал компании «Когалымавиа», которая подверглась тщательной проверке. Было выяснено, что после аварийной ситуации 2001 года ремонт воздушного судна проводился во Франции на заводе-изготовителе, после чего были проведены все необходимые испытания. За 18 лет эксплуатации лайнер налетал менее 50% своего ресурса (57428 часов) и находился в исправном состоянии. Об этом свидетельствуют еженедельные технические проверки, последняя из которых была осуществлена 26.10.2015. Бортовые самописцы не обнаружили сбоя в работе систем. До 23-й минуты полёт проходил вполне штатно.

Экипаж

Сорокавосьмилетний командир экипажа Валерий Немов - выпускник СВААУЛШ (ставропольского военного училища). Он один из немногих, кто в сложные 90-е годы переучился на На «Аэробусах» летал с 2008 года, имея 12 тысяч часов налёта, что свидетельствует о его колоссальном опыте. Второй пилот также пришёл из военной авиации, будучи ветераном Чеченской кампании. После ухода на пенсию, Сергей Трухачёв переучился на А321, пройдя подготовку в Чехии. Летал на них более 2 лет. Общий налёт составил 6 тысяч часов. Оба пилота были на хорошем счету в своей авиакомпании. Немова даже преждевременно вызвали из отпуска, чтобы отправить в печально известный рейс 9268.

Официальная версия

Спустя две недели после трагедии версию о теракте официально озвучил руководитель ФСБ во время встречи с президентом РФ. В подтверждение своих слов он привёл следующие доказательства:

  1. Американские спутники зафиксировали тепловую вспышку над Синаем во время катастрофы, что говорит о произошедшем взрыве на борту самолёта.
  2. Фрагмент фюзеляжа имеет пробоину диаметром около одного метра. Её края выгнуты наружу. Это свидетельствует о том, что источник взрыва находился внутри.
  3. При расшифровке самописца, фиксирующего переговоры, перед прерыванием записи слышен посторонний шум, характер которого может быть отнесён к взрывной волне.
  4. Авиакатастрофа в Египте вызвала большой общественный резонанс. Спустя время не только признали ответственность за совершение теракта, но и на страницах журнала Dabig выложили фото самодельного взрывного устройства (СВУ).
  5. У части погибших обнаружены травмы, свидетельствующие о гибели от последствий взрыва (ожоги, разрывы тканей).
  6. Во фрагментах осколков, багаже и на теле жертв найдены следы взрывчатых веществ - молекулы тротила.

Мощность взрыва оценивалась в 1 килограмм Предположительное местонахождение СВУ - хвостовая часть самолёта. Ибо взрывная волна продвигалась вперёд, но разлом фюзеляжа воспрепятствовал её дальнейшему продвижению.

Авиакатастрофа в Египте: кто виноват?

После появления российской версии стало известно, что в аэропорту Египта задержано 17 служащих. Главным вопросом стал один: "Как СВУ попало на борт лайнера?" ФСБ начало изучать биографии 34-х пассажиров (11-ти мужчин и 23-х женщин), на теле которых оказались молекулы тротила. Но официальный Египет вскоре заявил, что нет доказательств для однозначного утверждения о теракте на борту самолёта. Никто из служащих не был реально арестован. Российские власти объявили о вознаграждении в 50 миллионов долларов за любые сведения о террористах.

Лишь в феврале 2016-го от президента Египта прозвучало официальное признание теракта. Было выяснено, что бомба была изготовлена из пластита, используемого для создания боевых снарядов. Она приведена в действие часовым механизмом. Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 показала, что система безопасности в аэропорту не отвечает международным стандартам. СВУ могло попасть на борт с фирмой, поставляющей продукты, через сотрудников, имеющих доступ на взлётную полосу, а также через ручную кладь во время проверки багажа. Последние данные таковы, что находилось в салоне в непосредственной близости от места 31А. Все эти факты привели к запрету продажи туров на отдых в Египте.

Пассажиры рейса

EI-ETJ - последние цифры номера аэробуса. По ним авиаторы называли между собой борт «Джульеттой», ласково - «Джулькой». В то трагичное утро она разбила три авиационных брака и погубила молоденького стюарда, вышедшего на замену вместо уволившегося из-за страшного сна коллегу. А ещё унесла с собой жизни 217-ти пассажиров, 25 из которых - дети. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - это целые семьи, десятки разрушенных любовных историй, младенцы, которым никогда не суждено стать взрослыми. Этим рейсом с родителями летела десятимесячная Дарина Громова. Её фотографию мама выложила в социальную сеть перед вылетом. Девочка стоит в аэропорту лицом к взлётной полосе, а внизу подпись: «Главный пассажир». Эта картинка стала символом трагического рейса, из которого никто не сумел вернуться.

Почти все пассажиры - россияне, 4 человека - граждане Украины, 1 - Белоруссии. Большинство - жители Санкт-Петербурга, хотя есть и представители других областей: Псковской, Новгородской, Ульяновской. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - люди различных профессий. Ещё пока родственники занимались опознанием тел, неравнодушные люди формировали коллективный портрет пассажиров, по крупицам собирая сведения о них. Была создана замечательная галерея, где о каждом нашлось много хороших слов.

Почти год спустя

31 июля Москва и Петербург провели акцию в память о погибших над Синаем. Прошло 9 месяцев: многие родственники получили компенсации, опознали и похоронили своих близких, но не утихла боль. 5.08.2016 пришло сообщение, что сорок пять боевиков во главе с Абу Дуа аль-Ансари, по чьей вине произошла авиакатастрофа в Египте, уничтожены в ходе боевой операции под Эль-Ариш. Так хочется верить, что подобное больше не повторится никогда!

. «Исследование личных вещей и элементов самолета, а также экспертиза выявили следы взрывчатого вещества на А321», — заявил глава ФСБ.

«По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло «разваливание» самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии», — заявил Бортников.

О теракте глава ФСБ доложил президенту России Владимиру у. Глава страны пообещал найти в любой точке планеты и покарать террористов, взорвавших российский лайнер A321.

Выступая на совещании об итогах расследования причин авиакатастрофы в небе над Синаем, Путин заявил, что рассчитывает на содействие других стран в поиске и наказании злоумышленников. По словам президента, должен обратиться за такой помощью.

Путин также пообещал, что к ответу будут привлечены все пособники террористов. «Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах, — сказал Путин. — Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе».

Двое подозреваемых уже задержаны, сообщает со ссылкой на источники в правоохранительных органах Египта. Указывается, что это два работника аэропорта Шарм-эль-Шейха. По предварительным данным, их подозревают в помощи террористам, заложившим бомбу на борту самолета.

На фоне подтверждения данных о теракте на борту самолета A321 Россия увеличит удары по боевикам в Сирии.

«Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — заявил Путин, подчеркнув, что будет лично «проверять, как идет работа».

Российские власти также пообещали $50 млн за информацию о террористах, причастных к теракту на борту разбившегося самолета A321. «Федеральная служба безопасности обращается к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере 50 млн долл. США», — заявили в ФСБ.

«Федеральной службой безопасности и осуществляются меры к розыску лиц, причастных к данному преступлению», — добавили в ведомстве.

Для экспертов подтверждение версии теракта на самолете A321 не стало сюрпризом. По мнению летчика, героя России Анатолия Кнышева, сразу после срабатывания бомбы самолет развалился на части: экипаж и пассажиры погибли в течение 1-2 секунд: «Произошла взрывная декомпрессия — моментальное разрушение, все находившиеся на борту погибли. Именно поэтому не было доклада диспетчерской службе о чрезвычайной ситуации, — поделился Кнышев в беседе с «Газетой.Ru».

«Один килограмм тротила — это очень мощный заряд, самолет практически разорвало на куски», — рассказал «Газете.Ru» летчик-испытатель , участвовавший в расследованиях авиакатастроф военных самолетов. — Именно поэтому со спутника была засечена тепловая вспышка, о которой говорили американцы». О том, что на борту самолета взорвалась бомба, свидетельствовал также характер и разбор обломков на большой территории.

По мнению Гусева, заявления Путина и главы ФСБ последовали лишь сегодня не только из-за политической ситуации, но и из-за расследования, которое вели российские контрразведчики: «Скорее всего, уже известны имена заказчиков теракта, поэтому и объявляется награда за их поимку».

Кроме того, эксперт считает, что результаты экспертиз не хотели озвучивать до окончания саммита G20.

Буквально накануне версию теракта на борту A321 подтвердила Великобритания, а на прошлой неделе СМИ сообщили о том, что в самолете находился таймер, установленный на два часа. В Лондоне предполагают, что организатором взрыва мог быть Абу Осама аль-Масри — главарь группировки «Вилаят Синай», считающейся (организация запрещена в России).

Ранее в Кремле не торопились официально называть происшедшее терактом, призывая «тщательно фильтровать» все данные о расследовании причин крушения А321 в Египте и не реагировать на анонимные «вбросы». Премьер-министр заявлял о том, что в качестве одной из возможных причин крушения российского самолета рассматривается версия теракта. До этого российские власти вероятность теракта на борту лайнера отвергали.

Крушение авиалайнера A321 в Египте стало крупнейшим по числу жертв терактом против граждан России с 2004 года, когда была захвачена школа в Беслане. В результате крушения самолета, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, погибли 224 человека. При захвате террористами бесланской школы в 2004 году погибли 334 человека.

Кроме того, крушение российского самолета стало крупнейшим терактом, связанным с авиацией, начиная с 11 сентября 2001 года, когда в результате действий террористов в США погибли порядка 3 тыс. человек.

Крупнейшая в истории российской и советской авиации авиакатастрофа произошла утром 31 октября на Синайском полуострове. Самолет «Когалымавиа», следовавший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился через 23 минуты после вылета. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли.

Ответственность за крушение A321 дважды взяла на себя террористическая и запрещенная в России организация «Исламское государство». Однако сначала в Минтрансе назвали эту информацию недостоверной. Египетские власти также отказались признавать версию теракта.

Впервые о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы начали сообщать западные СМИ. Версию о теракте считали «весьма вероятной» власти США и Великобритании, ссылаясь на данные разведки. Би- би-си со ссылкой на свои источники сообщало, что бомбу могли пронести на борт самолета непосредственно перед его вылетом. The Sunday Times даже называла взрыва. По данным издания, им мог быть Абу Осама аль-Масри — главарь местной террористической организации «Синайская провинция», которая присягнула «Исламскому государству».

Полеты в Египет уже через три дня после авиакатастрофы запретил ряд стран и авиакомпаний, но Москва приняла такое решение только 6 ноября. Сначала в Кремле запрет на полеты в Египет с тем, что приоритетной версией крушения A321 является теракт. Однако позже премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что версия теракта все же .

8 ноября участник расследования крушения A321 сообщил Reuters , что следователи на 90% уверены в том, что звук, записанный самописцем в последние секунды полета, . На следующий день разведка США заявила, что российские чиновники , однако до сих пор Москва не называла ни одной приоритетной версии.

Взрывчатки мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте более чем достаточно, чтобы привести к авиакатастрофе, заявил РБК директор Научного Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Александр Фридлянд. По его словам, конструкция самолета представляет собой набор силовых элементов и оболочек. Если нарушить герметичность этих элементов, то самолет буквально разрывает, поскольку в салоне лайнера давление как на земле и разряженное за бортом. «То есть самолет взрывается как шарик», - отметил Фридлянд. По его мнению, взрывчатка могла располагаться в хвостовой части самолета, вероятно, в багажном отсеке, поскольку эта часть A321 приземлилась отдельно от остальных обломков.

За всю историю отечественной авиации зафиксированы как минимум пять случаев взрыва бомб на борту пассажирских авиалайнеров. Три из них произошли в СССР, два — в постсоветский период в России

1971 год. Взрыв на борту Ту-104 в районе аэропорта Внуково

10 октября 1971 года самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления гражданского воздушного флота должен был выполнить два рейса по маршруту Симферополь — Москва — Симферополь. В 19:02 самолет благополучно завершил полет до Москвы, приземлившись в аэропорту Внуково.

Сразу после посадки экипаж приступил к подготовке к обратному рейсу в Симферополь.

В 20:16 рейс 773 с 18 пассажирами и 7 членами экипажа поднялся в воздух. Однако всего спустя минуту Ту-104 перестал отвечать на вызовы диспетчеров. В 20:17 самолет рухнул на землю неподалеку от деревни Бараново Наро-Фоминского района Московской области, в 10 километрах юго-западней Внуково. Все 25 человек на борту погибли.

Ту-104Б компании Аэрофлот, аналогичный разбившемуся. Фото: Википедия

Расследование установило, что через считаннные секунды после взлета на борту произошел взрыв. Разрушило левую сторону фюзеляжа и несущие элементы левого крыла, перебило тяги рулей высоты и направления. У теряющего высоту лайнера разрушился багажный отсек, из салона выбросило часть пассажирских сидений. Спустя несколько секунд Ту-104 рухнул на землю.

Обследование обломков показало наличие признаков горения и частиц тротила. Комиссия установила, что бомба весом 400—800 грамм тротила был спрятана между стойкой сидения и стенкой.

Расследование не смогло установить, кто именно являлся организатором и исполнителем теракта.

1973 год. Взрыв Ту-104 в Пулково

23 апреля 1973 года самолет Ту-104 1-го Ленинградского авиаотряда Северного территориального управления гражданского воздушного флота выполнял рейс 2450 по маршруту Ленинград — Москва. В 14:25 по московскому времени лайнер с 51 пассажиром и 6 членами экипажа вылетел из аэропорта Пулково.

Через 9 минут полета 47-летний пассажир Иван Бидюк передал стюардессе письмо для пилотов. Главным в путанном тексте на четырех листах было требование изменить курс и совершить посадку в Стокгольме. В противном случае Бидюк обещал взорвать самолет.

Командир Ту-104 Вячеслав Янченко подал сигнал бедствия и принял решение вернуться в Пулково. Бортмеханик Викентий Грязнов , получил от командира табельное оружие, чтобы обезвредить преступника, однако выяснилось, что бомба, которую бандит держал в руках, имела механизм обратного действия, то есть срабатывала при отпускании кнопки. Поэтому Грязнов попытался успокоить преступника, убеждая его, что Ту-104 уже на пути в Стокгольм. При этом бортмеханик не давал Бидюку проникнуть в кабину экипажа.

Ту-104 сразу после посадки. Фото: Википедия

Обманывать террориста удавалось вплоть до того, как самолет пошел на посадку в Пулково. Поняв, что его одурачили, Бидюк привел в действие взрывное устройство. В результате взрыва погибли сам террорист и бортмеханик Грязнов, были повреждены рули высоты и гидросистема. Передняя стойка шасси не зафиксировалась и сложилась при посадке, так что фюзеляж после касания земли носом опустился на полосу и заскользил по бетону. Это вызвало возгорание, которое быстро было ликвидировано наземными службами. Благодаря этому больше погибших не было.

Закрытым указом Президиума Верховного совета СССР от 6 июня 1973 года за проявленные мужество и героизм командир Ту-104 Вячеслав Янченко и погибший бортмеханик Викентий Грязнов были удостоены звания «Герой Советского Союза». Остальные члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

1973 год. Взрыв Ту-104 под Читой

17 мая 1973 года самолет Ту-104 Иркутского авиаотряда Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота вылетел из московского аэропорта Домодедово, выполняя рейс 109 Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита. Вылет из Москвы состоялся в 18:12. После промежуточных посадок в Челябинске и Новосибирске в Иркутске произошла смена экипажа. К моменту вылета в Читу на борту находились 72 пассажира (из них 4 ребенка) и 9 членов экипажа.

Спустя некоторое время с борта Ту-104 был подан сигнал опасности, а затем командир корабля доложил, что из салона поступило требование изменить курс.

Вслед за этим с лайнера был вновь передан кодированный сигнал опасности. Затем Ту-104 исчез с экранов радаров.

ТУ-104 -первый советский реактивный пассажирский самолёт. Фото: РИА Новости

В 10:55 по местному времени вертолет Ми-8 обнаружил обломки самолета в 97 километрах западнее Читы разбросанными строго по трассе на протяжении 10 километров. Все 9 членов экипажа и 72 пассажира погибли.

Свидетели показали, что наблюдали самолет, который взорвался в воздухе. После этого на землю стали падать обломки и люди.

В ходе расследования было установлено, что попытку угона воздушного судна совершил 32-летний Чингис Юнус-оглы Рзаев . Мужчина, поднявшийся на борт в Иркутске, имел при себе взрывное устройство мощностью в 5,5 - 6 килограммов тротила. Рзаев потребовал изменить курс и совершить посадку в Китае.

Обезвредить террориста попытался сопровождавший авиалайнер сотрудник милиции Владимир Ежиков . Страж порядка выстрелил в Рзаева, причинив ему смертельное ранение, однако умирающий преступник привел в действие взрывное устройство.

2004 год. Взрыв Ту-134 над Тульской областью

24 августа 2004 года в 22:30 по московскому времени самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1303 по маршруту Москва — Волгоград. На его борту находились 34 пассажира и 9 членов экипажа.

В 22:54 произошел сильный взрыв в хвостовой части самолета. Разорванный на две части лайнер рухнул на землю с высоты 9500 метров. Обломки Ту-134 упали в 2 километрах севернее населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. Все 43 человека, находившиеся на борту, погибли.

В ходе расследования было установлено, что взрыв был осуществлен 30-летней террористкой-смертницей Аминат Нагаевой.

2004 год. Взрыв Ту-154 над Ростовской областью

24 августа 2004 года в 21:35 по московскому времени самолет Ту-154 авиакомпании « Сибирь» вылетел из аэропорта Домодедово, выполняя рейс 1047 по маршруту Москва — Сочи. На борту авиалайнера находились 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 22:53 произошел мощный взрыв в хвостовой части. В борту Ту-154 образовалась дыра, были перебиты приводы и проводки управления, хвостовая часть оторвалась. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж боролся до последнего, однако в 22:55 лайнер рухнул в районе поселка Глубокий Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Все, кто находился на борту, погибли. Часть обломков Ту-154 упала на жилые дома, но на земле никто не пострадал.

Бортовые самописцы самолетов Ту-134 и Ту-154, потерпевших крушение 24 августа 2004 г. Фото: РИА Новости

В ходе расследования было установлено, что теракт был осуществлен 37-летней смертницей Сацитой Джебирхановой.

Были установлены лица, по вине которых террористки смогли попасть на борт самолетов. Капитан милиции Михаил Артамонов был приговорен к 7 годам лишения свободы, билетный спекулянт Армен Арутюнян и контролер Николай Коренков — к полутора годам лишения свободы.

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама