THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Глубоко в море выдается мыс Большой Фонтан.А на мысу стоит обитель- прекрасное место для молитв и созерцания.Когда-то здесь было имение дворянина Александра Теутула, который переселился в Одессу из Молдавии в 1805 году.По указу Екатерины иностранцам здесь предоставлялись особые льготы, а молдавские поселенцы отличались высоким уровнем земледельческой культуры и хозяйствования.

Создателями Свято-Успенского монастыря в Одессе являлись митрополит Киевский Гавриил (Банулеско-Бодони) – фигура в своем роде выдающаяся и молдавский дворянин Александр Теутул. Владыка Гавриил получил блестящее образование в Будапеште и Греции, в совершенстве владел французским и греческим языками и сам, в свою очередь, будучи архипастырем, много внимания уделял образованию российских семинаристов.

Будучи митрополитом Молдо-Валахии, после того как эти земли вновь отошли к Турции, владыка почти год страдал в турецком заключении, где его убеждали перейти под юрисдикцию Константинополя, не довольствуясь тем, что он назначен из Санкт-Петербурга, а не по воле султана. «Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы несколько лет прожить дольше, считаю за грех», - говорил владыка. Только российская дипломатия и личное требование Екатерины II вынудило Порту освободить Гавриила. Александр был другом владыки Гавриила. Однажды он открыл владыке свою мечту – построить на высоком берегу маяк и церковь.

Поводом для быстрого оформления пожертвования послужил трагический случай – греческий корабль, шедший в Одессу, принял костер, разожженный Теутулом и его приятелями во время увеселительной прогулки, за огни портового маяка и разбился о прибрежный утес. Теутул с гостями бросился спасать моряков, но в живых остались немногие. Благочестивый хозяин очень страдал от сознания своей вины; щедро одарив спасшихся моряков, он поспешил принести свое поместье в дар церкви.

1 июня 1824 г. Фонтанское архиерейское подворье в Одессе было обращено в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Главный престол собора, освящение которого состоялось в 1825 г.,
был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божьей Матери "Животворный источник". Этот храм монастыря впоследствии был переосвящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, так как Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен.

В 1853 г. на его месте была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится с ней под одной крышей.

В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим. Разорение дошло до того, что в монастыре не осталось даже дискоса и чаши, чтобы причащать людей. Вскоре взорвали и главную святыню монастыря – заложенный еще ее основателем, митрополитом Гавриилом, храм в честь Успения Божией Матери.

Возрождение монастыря произошло в 1944 году. В 1946 году открывается Одесская духовная семинария, в которой с 1954 по 1958 году учился митрополит Киевский и вся Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был и митрополит Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 года.

С 40-х годов ХХ века монастырь – регулярное место отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие. С тех пор обитель именуют Патриаршей. В 1961 году рядом с монастырем разместилась Одесская Духовная семинария.

Раньше местом погребения архипастырей Одессы было Слободское кладбище. Теперь местом их погребения является кладбище Одесского Свято-Успенского монастыря. Перенесение и перезахоронение их останков произошло в 1987 году.
На тихом, маленьком монастырском кладбище пустует одна могилка, покрытая мраморной плитой с надписью: "Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский." Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря.

Кроме раки с мощами преподобного Кукши, в соборе находятся и другие святыни монастыря – икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная в Одессу с Афона, икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, который является небесным покровителем Одесской Духовной семинарии.

Кто он был, этот чудный старец? Избранный Богом ещё от рождения своего, уже в юности мечтал он принять иноческий образ. Побывав в Иерусалиме, на Афоне, он еще больше укрепился в своем желании и, получив благословение родителей, подвизался на Святой Горе. В июле 1913 года Господь промыслительно направляет его с Афона в Россию. Тогда же будущий старец становится насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет, тяжело заболев, принимает схиму, и с 1938 года для отца Кукши начинается тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг: пять лет лагерей, пять лет ссылки...

В 1948 году отец Кукша вновь возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает от Господа новый подвиг служения страждущим людям - старчество. В 1960-переведен в Одессу.Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины в 1964 году. Народ Божий шел на его могилу, которая была расположена на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях.

Благодаря пожертвованиям одесситов, в 1998 году за Успенским храмом, слева от монастырского кладбища, заложен новый собор в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". В верхнем храме освящены три предела. Главный из них - в честь чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник", а нижний посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и расчитан на 3 000 молящихся. Ширина - 25 метров, длина - 50 метров. Уже сегодня новый собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу.

В обители есть старец- архимандрит Иона Одесский, и даже сущестует сайт, ему посвященный.
http://www.oiona.ru/
Рано утром страждущие ждут старца у его кельи.

История возникновения Одесского Свято-Успенского монастыря связана с именем известного церковного деятеля рубежа XVIII-XIX вв. митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеску-Бодони), Экзарха Молдовлахийского. Это именно митрополит Гавриил при основании Одессы, в 1794 г., совершил молебен и положил первый камень «новому граду», а также и первые камни для основания первых церквей в Одессе. С образованием Кишиневской кафедры Одесса стала управляться святителями Кишиневскими - до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местожительством правящего архипастыря в Одессе. А с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским.

Рассказывают, что в 1804 г. митрополит Гавриил познакомился в Одессе с дворянином Александром Теутулом, владевшим имением на берегу Черного моря (сейчас это в районе 16-й станции Большого Фонтана). Поместье было окружено фруктовыми садами, виноградниками и лугами - словом, благодать. Однако владелец земель испытывал, видимо, острый дискомфорт после трагедии, произошедшей в 1813 г., виновником которой невольно стал сам. Дело в том, что однажды вечером, пируя с приятелями на берегу, он зажег костры, а греческие моряки, шедшие в Одессу на суденышке, приняли огни за маяк (в реальности находившийся совсем в другом месте) и судно разбилось о скалы. Теутул и его гости бросились спасать моряков, но в живых остались немногие. Совестливый человек, дворянин Теутул щедро одарил оставшихся в живых и передал церкви свое имение для устройства на этой земле храма и маяка.

Вот так в 1814 г. усадьба Теутула стала подворьем Кишиневского архиерея, которым тогда был митрополит Гавриил; маяк тут был достроен к 1827 г. гражданским морским ведомством.

А в 1824 г. подворье преобразовали в Свято-Успенский мужской монастырь.

В Свято-Успенском монастыре Одессы

В 1825 г. состоялось освящение каменного собора, который воздвигли на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор украсили богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени, кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, каменная ограда, обустроены колодцы, насажены виноградники.

В 1834 г. на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 г. соорудили водосвятную часовню, действующую и теперь.

А после 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Когда в 1837 г. Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде сюда поселился на первое время в Свято-Успенском монастыре.

В Крымскую войну 1853-1856 гг. братия Свято-Успенского Одесского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Господа Бога, Заступницу рода христианского и Покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении «нашествия иноплеменников», о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ.

В XIX ст. Одесса стала довольно крупным городом - во многом и по той причине, что через неё пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. Поэтому Свято-Успенский Одесский монастырь стал играть важную роль для православных паломников, для жизни города и всего юга страны.

Переменчивый ХХ век

В 1920-х православная Одесса была расколота, многие храмы заняты обновленцами.

В 1922 г. монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим, прекратилась и монашеская жизнь. В монастыре не осталось даже дискоса и чаши для причащения. Вскоре безбожники взорвали и главную святыню монастыря - Успенский храм.


Свято-Успенский храм

В Свято-Успенском соборе теперь находятся разные святыни монастыря - чудотворная местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница», написанная афонскими монахами в XVII в., икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых. Здесь же - рака с мощами преподобного Кукши, о коем скажем ниже.

Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Композиция Рождение Христа

В Свято-Никольской церкви находятся Касперовский образ Богоматери и икона святителя Николая Чудотворца. В старых документах было разыскано подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что имело чрезвычайную ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»

Среди ровного ряда крестов на монастырском кладбище выделяется крест-памятник белого мрамора - над могилой митрополита Бориса (Вика).

Возрождение монастыря произошло в 1944 г., а в 1946 г. открылась Одесская духовная семинария, в которой с 1954 г. по 1958 г. учился Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 г.

С 1940-х монастырь стал регулярным местом оздоровительного отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие.

В родную обитель с тех лет стали возвращаться бывшие ее насельники - уже испытанные в горниле гонений и испытаний. Многие из них понесли многолетний исповеднический подвиг, претерпели лагеря и ссылки. В их числе схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов).

В 1946 г. Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция патриарха, между прочим, единственная на Украине. Патриарх стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь получил наименование Патриарший.

Резиденция Святейшего Патриарха

Много трудов для устроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 г., во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря. В Одесской духовной семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя духовной школы.

В 1965 г. в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря. В 1967 г. в покоях летней резиденции Патриарха Московского и Всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру митрополита Агафангела, усилиями коего, а также братии и доброхотов построены с Божией помощью новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.


Новый храм Живоносный источник

В период архипастырского служения митрополита Агафангела сооружены также деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршая резиденция, проведены новые коммуникации, построена зимняя оранжерея, отреставрировано кладбище и на всей территории монастыря уложена плитка общей площадью более 4 тыс. кв. м.

Поклонный крест

Важнейшие вопросы монастырской жизни сегодня решаются на Духовном соборе старцев во главе с наместником монастыря епископом Белгород-Днестровским Алексием. Решения Духовного собора монастыря утверждаются митрополитом Агафангелом.

Подвижники веры

В связи с гонениями на Церковь в первой половине XX в. исчезли архивные документы и сведения о подвижниках благочестия Свято-Успенского монастыря XIX и начала XX столетий. Известно, что в 1913 г. в монастырь прибыли монахи со Святой Горы Афон.

Многие епископы, священнослужители и иноки запечатлели верность Христу Богу мученической кончиной. Среди них насельник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря преподобномученик Владимир - иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 г.

А во второй половине XX ст. в монастыре подвизались следующие подвижники: Постриженики Святой Горы Афон монахи Мелитон (Педченко) и Тихон (Болгарин), а также иеромонах Дамаскин (Горбанев), иеромонах Иона (Цирута), иеросхимонах Каллистрат (Голота), схиигумен Иоасаф (Кузняк), схиигумен Сергий (Капров), схиархимандрит Пимен (Тишкевич), архимандрит Власий (Сумин).

Колокольня монастыря с надвратным храмом в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба

Всему русскому православию известен старец Успенского монастыря Иона (Игнатенко), к которому притекают с духовными проблемами православные из ближних и дальних пределов. Известен о. Иона и как стоятель за единство канонической Церкви. 20 июля с.г. во время визита на Украину со старцем имел беседу Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Могила и святые мощи старца Кукши

На небольшом монастырском кладбище сохраняется могилка, покрытая мраморной плитой, на которой выбито: «Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский. Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря». Под плитой видны большие углубления, ямки, откуда верующие набирают себе землю с могилки святого.

Почитание старца святой жизни схиигумена Кукши (в миру Косьма Величко, 1875-1964), фактически нашего современника, подвизавшегося на Афоне, в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, а завершившего земной путь в Новороссии, было столь велико, что в день его кончины, в декабре 1964 г., советским телеграфам было запрещено принимать сообщения об этом - чтобы в Одессу не хлынул поток верующих. На погребение тогда власти выделили только два часа. Это сам преподобный предвидел в своей присказке: «90 лет - Кукши нет. Хоронить-то будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают».

Уже после прославления преподобного (4 октября 1994 г.) по его молитве произошло чудо воскрешения из мертвых маленькой девочки Ксении, о чем есть документальные свидетельства ее родителей.

Каждый день Свято-Успенской обители начинается молебном пред ракой с мощами преподобного Кукши Одесского.

На майские праздники посетила Одесские места поломничества. Здесь, в частности,пойдет речь об Успенском мужском монастыре - семинарии.


Со времен Крещения Руси, в 988 году на земле появились монастыри. Возникли они и в Причерноморье. В первой четверти XIX века на юге России появляется Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. История его возникновения связана с именем митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеско-Бодони).


В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому митрополиту Гавриилу. При основании Одессы, в 1794 г.Гавриил положил первый камень «новому граду» и основанию первых церквей в Одессе.

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого, состоявшие из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана.


История щедрого пожертвования части земли Теутула в церковную вотчину трагична: однажды, гуляя, дворянин развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли.


Александр Теутул был очень опечален происшедшим и во искупление, одарил оставшихся в живых моряков и в 1814 году пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.


В XIX столетии Одесса стала крупным городом. Во многом это объясняется и тем, что через Одессу пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей.

В 1837 году монастырю принадлежало уже 173 гектаров земли. К 1910 году угодья монастыря состояли почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.


Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. В том же 1922 году монастырь был закрыт.


В 1944 году началось возрождение монастыря.В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель.


С 1853 году епископ стал именоваться Одесским, а в 1961 году в Свято-Успенский монастырь на Большом Фонтане была переведена духовная семинария. В СССР было 3 духовных семинарий (Питер,Одесса,москва). Сейчас больше, но они остаются ведущими среди учебных заведений подобного типа.


Например, Одесская – непревзойденная догматическая школа (Догматами принято называть наиболее важные вероисповедальные утверждения, в которых кратко выражена суть данной религии. Человек, не признающий хотя бы один догмат какой-либо конфессии, не может считаться её последователем.)

В 1964 г. в Одесском монастыре скончался бывший афонский монах, известный во всей стране святой старец схиигумен Кукша (Величко). Известен он был и своим многолетним исповедническим подвигом за веру и за чудеса и исцеления, которые происходили на его могиле, находящейся на монастырском кладбище.


Сейчас в этом монастыре живут около 60 монахов, несчитая трудников и работниц на кухни.


На территории монастыря располагаются: Никольский храм, Братский храм,семинарские ворпуса. Есть нижний храм им. Кукши, где покояться его мощи и кладбище.На могилке Кукши люди берут землю,как часть святыни.


В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.


Сейчас с территории монастыря, находящегося на высоком черноморском берегу, нельзя спуститься к морю.


За его забором узкая прибрежная полоска – уже частная собственность.


На ней идет строительство частных пансионатов на сваях прямо у самой воды. Скоро закроют дыру в заборе, через которую мы спустились к побережью.

История возникновения Свято-Успенского Одесского мужского монастыря связана с именем митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил. С образованием Кишиневской кафедры основанная в 1794 г. Одесса стала управляться Кишиневскими архиереями (так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архипастыря в Одессе; с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским).

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Теутул неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. В 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. История щедрого пожертвования трагична: однажды Теутул развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли. Александр Теутул был очень опечален происшедшим и, усмотрев в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.

С разрешения Святейшего Синода в 1814 году митрополит Гавриил основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, где за два года была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка, но ввиду значительных расходов окончание его строительства было передано гражданскому морскому ведомству (впоследствии маяк был перенесен на другое место).

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.

В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.

В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.)

После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре.

В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению Церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить Литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».

В том же 1922 году монастырь был закрыт. Многие его насельники запечатлели верность Христу мученической кончиной, в том числе насельник преподобномученик иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.

В 1944 году началось возрождение монастыря. В обитель возвращаются бывшие насельники, включая тех, кто понес многолетний исповеднический подвиг, претерпев лагеря и ссылки: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов) и другие. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил . С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря . С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря.

24 декабря 1964 года в Одесском монастыре преставился бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых.

В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители.

В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Пребывающий ныне на Одесской кафедре неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского.

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого, состоявшие из из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана. Александр Теутула неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. И в 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. Интересна и трагична история щедрого пожертвования. Однажды Александр Теутул в вечернее время на высоком берегу моря развел костры. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось. При этом погибли несколько человек. Александр Теутул был очень опечален происшедшим несчастьем. Видя в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, Теутул одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев. Митрополит Гавриил направил письмо одесскому губернатору Дюку де-Ришелье, и разрешение на совершение купчей крепости на пожертвованную землю вскоре было получено.
В 1837 году монастырю принадлежало уже больше 158 десятин земли, что составляло 173 гектаров. Во второй половине XIX в. земельные угодья монастыря увеличились. К 1910 году угодья монастыря состояли из 356 десятин, что составляло почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.
Митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода в 1814 году основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, за два года построив деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка. Но поскольку для постройки маяка требовались большие расходы, то окончание строительства маяка было передано гражданскому морскому ведомству, которое в 1827 году и завершило устройство маяка. Впоследствии маяк несколько раз перестраивался и был перенесен на другое место, так как ему угрожали обвалы.
В 1823 году Святейший Синод ходатайствовал перед государем императором Александром I о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь и о назначении настоятеля и монашествующей братии. 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании Фонтанского архиерейского подворья в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.
В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор был украшен богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.
В 1834 году на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню. Здесь в праздник Крещения Господня и в другие назначенные для этого дни совершается крестный ход и освящение воды.
После 1834 года монастырская братия на свои средства построила небольшую, третью, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из сохранившихся архивных документов известно, что в 90-е годы XIX столетия она была перестроена и обновлена. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.
В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью дать епархиальному архиерею возможность успешно бороться с сектантами. Первый викариат открыл святитель Иннокентий в 1853 году. Викарному епископу повелено было именоваться Одесским. Епископы же второго викариатства именовались Елисаветградскими. Место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре на Большом Фонтане. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.
До 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась. Но некоторые из них рассказывают нам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю обители, доносят до нас сведения о церковной ризнице монастыря, которая изобиловала дорогой утворью и предметами старины, как, например, Евангелие с серебряным окладом 1829 года, Евангелие кованное, оплечья на икону Божией Матери с венчиком, оклады с эмалью и камнями. Они же рассказывают, сколько было в каждом храме монастыря образов в драгоценных ризах, вследствие чего мы можем узнать, какие находились в обители чтимые иконы. Это - икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, икона Успения Божией Матери, большая икона семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, икона Божией Матери Скоропослушницы, находившиеся в Свято-Успенском соборе монастыря. В храме «Живоносного Источника» были две чтимые иконы: Божией Матери “Живоносный Источник” и “Похвала Богоматери”. В Свято-Никольской церкви - Касперовский образ Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Более того, в этих документах имеется подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что чрезвычайно увеличивает их ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»
После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году, мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей Русской земли.
В 1944 году началось возрождение монастыря. В родную обитель возвращаются бывшие ее насельники. Монастырь начинает благоустраиваться.
В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим.
В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария.
В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря.
В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.
В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен шлемовидный купол и перестроена колокольня.
Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, который неустанно трудится над благоукрашением монастыря. Его молитвами и усердием построены новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.
В период архипастырского служения Владыки митрополита сооружены деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршия резиденция, проведены новые коммуникации, обитель вымощена плиткой и подключена к газовой магистрали.
Порядок богослужения в монастыре слагается из молитвенного чтения и пения в определенное время суток. Богослужебный суточный круг начинается с вечера. В 17 часов летом, зимой - в 16 часов благовест к богослужению собирает всех в монастырский храм, где совершаются службы Вечерни и Утрени. Поздно вечером совершается вечернее молитвенное монашеское правило. День в обители начинается молебном перед ракой с мощами преподобного Кукши Одесского. Затем совершается утреннее молитвенное монашеское правило, где монахи благодарят Бога за все Его благодеяния роду человеческому, за пробуждение к настоящему дню и службе, просят благословения и помощи достойно совершать каждому свое служение и послушание в течение дня и тем восхвалить неисповедимую благость Божию. Затем читаются Часы и совершается Божественная
В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.
В 1964 г. в Одесском монастыре окончил свой земной путь бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко) За его подвижническую жизнь Господь прославил его дарами: молитвы, прозорливости и чудотворений. После блаженной кончины схиигумена, 24 декабря 1964 года, чудеса и исцеления происходили при его могиле на монастырском кладбище. 29 сентября 1994 г. произошло обретение мощей приснопамятного старца. Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании от 4 октября 1994 года, тщательно изучив материалы о жизни и подвижнической деятельности блаженнопочившего старца, рассмотрев свидетельства чудесных исцелений, совершившихся на его могиле, за святость жизни и в связи с несомненным почитанием старца народом Божиим, постановил причислить схиигумена Кукшу к лику местночтимых святых. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 года. С этого времени в Свято-Успенском храме монастыря находятся святые мощи преподобного Кукши Одесского.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама