Глубоко в море выдается мыс Большой Фонтан.А на мысу стоит обитель- прекрасное место для молитв и созерцания.Когда-то здесь было имение дворянина Александра Теутула, который переселился в Одессу из Молдавии в 1805 году.По указу Екатерины иностранцам здесь предоставлялись особые льготы, а молдавские поселенцы отличались высоким уровнем земледельческой культуры и хозяйствования.
Создателями Свято-Успенского монастыря в Одессе являлись митрополит Киевский Гавриил (Банулеско-Бодони) – фигура в своем роде выдающаяся и молдавский дворянин Александр Теутул. Владыка Гавриил получил блестящее образование в Будапеште и Греции, в совершенстве владел французским и греческим языками и сам, в свою очередь, будучи архипастырем, много внимания уделял образованию российских семинаристов.
Будучи митрополитом Молдо-Валахии, после того как эти земли вновь отошли к Турции, владыка почти год страдал в турецком заключении, где его убеждали перейти под юрисдикцию Константинополя, не довольствуясь тем, что он назначен из Санкт-Петербурга, а не по воле султана. «Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы несколько лет прожить дольше, считаю за грех», - говорил владыка. Только российская дипломатия и личное требование Екатерины II вынудило Порту освободить Гавриила. Александр был другом владыки Гавриила. Однажды он открыл владыке свою мечту – построить на высоком берегу маяк и церковь.
Поводом для быстрого оформления пожертвования послужил трагический случай – греческий корабль, шедший в Одессу, принял костер, разожженный Теутулом и его приятелями во время увеселительной прогулки, за огни портового маяка и разбился о прибрежный утес. Теутул с гостями бросился спасать моряков, но в живых остались немногие. Благочестивый хозяин очень страдал от сознания своей вины; щедро одарив спасшихся моряков, он поспешил принести свое поместье в дар церкви.
1 июня 1824 г. Фонтанское архиерейское подворье в Одессе было обращено в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Главный престол собора, освящение которого состоялось в 1825 г.,
был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божьей Матери "Животворный источник". Этот храм монастыря впоследствии был переосвящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, так как Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен.
В 1853 г. на его месте была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится с ней под одной крышей.
В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим. Разорение дошло до того, что в монастыре не осталось даже дискоса и чаши, чтобы причащать людей. Вскоре взорвали и главную святыню монастыря – заложенный еще ее основателем, митрополитом Гавриилом, храм в честь Успения Божией Матери.
Возрождение монастыря произошло в 1944 году. В 1946 году открывается Одесская духовная семинария, в которой с 1954 по 1958 году учился митрополит Киевский и вся Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был и митрополит Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 года.
С 40-х годов ХХ века монастырь – регулярное место отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие. С тех пор обитель именуют Патриаршей. В 1961 году рядом с монастырем разместилась Одесская Духовная семинария.
Раньше местом погребения архипастырей Одессы было Слободское кладбище. Теперь местом их погребения является кладбище Одесского Свято-Успенского монастыря. Перенесение и перезахоронение их останков произошло в 1987 году.
На тихом, маленьком монастырском кладбище пустует одна могилка, покрытая мраморной плитой с надписью: "Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский." Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря.
Кроме раки с мощами преподобного Кукши, в соборе находятся и другие святыни монастыря – икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная в Одессу с Афона, икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, который является небесным покровителем Одесской Духовной семинарии.
Кто он был, этот чудный старец? Избранный Богом ещё от рождения своего, уже в юности мечтал он принять иноческий образ. Побывав в Иерусалиме, на Афоне, он еще больше укрепился в своем желании и, получив благословение родителей, подвизался на Святой Горе. В июле 1913 года Господь промыслительно направляет его с Афона в Россию. Тогда же будущий старец становится насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет, тяжело заболев, принимает схиму, и с 1938 года для отца Кукши начинается тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг: пять лет лагерей, пять лет ссылки...
В 1948 году отец Кукша вновь возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает от Господа новый подвиг служения страждущим людям - старчество. В 1960-переведен в Одессу.Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины в 1964 году. Народ Божий шел на его могилу, которая была расположена на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях.
Благодаря пожертвованиям одесситов, в 1998 году за Успенским храмом, слева от монастырского кладбища, заложен новый собор в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". В верхнем храме освящены три предела. Главный из них - в честь чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник", а нижний посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и расчитан на 3 000 молящихся. Ширина - 25 метров, длина - 50 метров. Уже сегодня новый собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу.
В обители есть старец- архимандрит Иона Одесский, и даже сущестует сайт, ему посвященный.
http://www.oiona.ru/
Рано утром страждущие ждут старца у его кельи.
История возникновения Одесского Свято-Успенского монастыря связана с именем известного церковного деятеля рубежа XVIII-XIX вв. митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеску-Бодони), Экзарха Молдовлахийского. Это именно митрополит Гавриил при основании Одессы, в 1794 г., совершил молебен и положил первый камень «новому граду», а также и первые камни для основания первых церквей в Одессе. С образованием Кишиневской кафедры Одесса стала управляться святителями Кишиневскими - до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местожительством правящего архипастыря в Одессе. А с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским.
Рассказывают, что в 1804 г. митрополит Гавриил познакомился в Одессе с дворянином Александром Теутулом, владевшим имением на берегу Черного моря (сейчас это в районе 16-й станции Большого Фонтана). Поместье было окружено фруктовыми садами, виноградниками и лугами - словом, благодать. Однако владелец земель испытывал, видимо, острый дискомфорт после трагедии, произошедшей в 1813 г., виновником которой невольно стал сам. Дело в том, что однажды вечером, пируя с приятелями на берегу, он зажег костры, а греческие моряки, шедшие в Одессу на суденышке, приняли огни за маяк (в реальности находившийся совсем в другом месте) и судно разбилось о скалы. Теутул и его гости бросились спасать моряков, но в живых остались немногие. Совестливый человек, дворянин Теутул щедро одарил оставшихся в живых и передал церкви свое имение для устройства на этой земле храма и маяка.
Вот так в 1814 г. усадьба Теутула стала подворьем Кишиневского архиерея, которым тогда был митрополит Гавриил; маяк тут был достроен к 1827 г. гражданским морским ведомством.
А в 1824 г. подворье преобразовали в Свято-Успенский мужской монастырь.
В Свято-Успенском монастыре Одессы
В 1825 г. состоялось освящение каменного собора, который воздвигли на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор украсили богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени, кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, каменная ограда, обустроены колодцы, насажены виноградники.
В 1834 г. на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 г. соорудили водосвятную часовню, действующую и теперь.
А после 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Когда в 1837 г. Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде сюда поселился на первое время в Свято-Успенском монастыре.
В Крымскую войну 1853-1856 гг. братия Свято-Успенского Одесского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Господа Бога, Заступницу рода христианского и Покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении «нашествия иноплеменников», о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ.
В XIX ст. Одесса стала довольно крупным городом - во многом и по той причине, что через неё пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. Поэтому Свято-Успенский Одесский монастырь стал играть важную роль для православных паломников, для жизни города и всего юга страны.
Переменчивый ХХ век
В 1920-х православная Одесса была расколота, многие храмы заняты обновленцами.
В 1922 г. монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим, прекратилась и монашеская жизнь. В монастыре не осталось даже дискоса и чаши для причащения. Вскоре безбожники взорвали и главную святыню монастыря - Успенский храм.
Свято-Успенский храм
В Свято-Успенском соборе теперь находятся разные святыни монастыря - чудотворная местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница», написанная афонскими монахами в XVII в., икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых. Здесь же - рака с мощами преподобного Кукши, о коем скажем ниже.
Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Композиция Рождение Христа
В Свято-Никольской церкви находятся Касперовский образ Богоматери и икона святителя Николая Чудотворца. В старых документах было разыскано подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что имело чрезвычайную ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»
Среди ровного ряда крестов на монастырском кладбище выделяется крест-памятник белого мрамора - над могилой митрополита Бориса (Вика).
Возрождение монастыря произошло в 1944 г., а в 1946 г. открылась Одесская духовная семинария, в которой с 1954 г. по 1958 г. учился Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 г.
С 1940-х монастырь стал регулярным местом оздоровительного отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие.
В родную обитель с тех лет стали возвращаться бывшие ее насельники - уже испытанные в горниле гонений и испытаний. Многие из них понесли многолетний исповеднический подвиг, претерпели лагеря и ссылки. В их числе схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов).
В 1946 г. Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция патриарха, между прочим, единственная на Украине. Патриарх стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь получил наименование Патриарший.
Резиденция Святейшего Патриарха
Много трудов для устроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.
В 1961 г., во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря. В Одесской духовной семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя духовной школы.
В 1965 г. в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря. В 1967 г. в покоях летней резиденции Патриарха Московского и Всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.
Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру митрополита Агафангела, усилиями коего, а также братии и доброхотов построены с Божией помощью новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.
Новый храм Живоносный источник
В период архипастырского служения митрополита Агафангела сооружены также деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршая резиденция, проведены новые коммуникации, построена зимняя оранжерея, отреставрировано кладбище и на всей территории монастыря уложена плитка общей площадью более 4 тыс. кв. м.
Поклонный крест
Важнейшие вопросы монастырской жизни сегодня решаются на Духовном соборе старцев во главе с наместником монастыря епископом Белгород-Днестровским Алексием. Решения Духовного собора монастыря утверждаются митрополитом Агафангелом.
Подвижники веры
В связи с гонениями на Церковь в первой половине XX в. исчезли архивные документы и сведения о подвижниках благочестия Свято-Успенского монастыря XIX и начала XX столетий. Известно, что в 1913 г. в монастырь прибыли монахи со Святой Горы Афон.
Многие епископы, священнослужители и иноки запечатлели верность Христу Богу мученической кончиной. Среди них насельник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря преподобномученик Владимир - иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 г.
А во второй половине XX ст. в монастыре подвизались следующие подвижники: Постриженики Святой Горы Афон монахи Мелитон (Педченко) и Тихон (Болгарин), а также иеромонах Дамаскин (Горбанев), иеромонах Иона (Цирута), иеросхимонах Каллистрат (Голота), схиигумен Иоасаф (Кузняк), схиигумен Сергий (Капров), схиархимандрит Пимен (Тишкевич), архимандрит Власий (Сумин).
Колокольня монастыря с надвратным храмом в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба
Всему русскому православию известен старец Успенского монастыря Иона (Игнатенко), к которому притекают с духовными проблемами православные из ближних и дальних пределов. Известен о. Иона и как стоятель за единство канонической Церкви. 20 июля с.г. во время визита на Украину со старцем имел беседу Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Могила и святые мощи старца Кукши
На небольшом монастырском кладбище сохраняется могилка, покрытая мраморной плитой, на которой выбито: «Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский. Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря». Под плитой видны большие углубления, ямки, откуда верующие набирают себе землю с могилки святого.
Почитание старца святой жизни схиигумена Кукши (в миру Косьма Величко, 1875-1964), фактически нашего современника, подвизавшегося на Афоне, в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, а завершившего земной путь в Новороссии, было столь велико, что в день его кончины, в декабре 1964 г., советским телеграфам было запрещено принимать сообщения об этом - чтобы в Одессу не хлынул поток верующих. На погребение тогда власти выделили только два часа. Это сам преподобный предвидел в своей присказке: «90 лет - Кукши нет. Хоронить-то будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают».
Уже после прославления преподобного (4 октября 1994 г.) по его молитве произошло чудо воскрешения из мертвых маленькой девочки Ксении, о чем есть документальные свидетельства ее родителей.
Каждый день Свято-Успенской обители начинается молебном пред ракой с мощами преподобного Кукши Одесского.
На майские праздники посетила Одесские места поломничества. Здесь, в частности,пойдет речь об Успенском мужском монастыре - семинарии.
Со времен Крещения Руси, в 988 году на земле появились монастыри. Возникли они и в Причерноморье. В первой четверти XIX века на юге России появляется Свято-Успенский Одесский мужской монастырь. История его возникновения связана с именем митрополита Киевского и Галицкого Гавриила (Банулеско-Бодони).
В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому митрополиту Гавриилу. При основании Одессы, в 1794 г.Гавриил положил первый камень «новому граду» и основанию первых церквей в Одессе.
В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого, состоявшие из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана.
История щедрого пожертвования части земли Теутула в церковную вотчину трагична: однажды, гуляя, дворянин развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли.
Александр Теутул был очень опечален происшедшим и во искупление, одарил оставшихся в живых моряков и в 1814 году пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.
В XIX столетии Одесса стала крупным городом. Во многом это объясняется и тем, что через Одессу пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей.
В 1837 году монастырю принадлежало уже 173 гектаров земли. К 1910 году угодья монастыря состояли почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.
Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. В том же 1922 году монастырь был закрыт.
В 1944 году началось возрождение монастыря.В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель.
С 1853 году епископ стал именоваться Одесским, а в 1961 году в Свято-Успенский монастырь на Большом Фонтане была переведена духовная семинария. В СССР было 3 духовных семинарий (Питер,Одесса,москва). Сейчас больше, но они остаются ведущими среди учебных заведений подобного типа.
Например, Одесская – непревзойденная догматическая школа (Догматами принято называть наиболее важные вероисповедальные утверждения, в которых кратко выражена суть данной религии. Человек, не признающий хотя бы один догмат какой-либо конфессии, не может считаться её последователем.)
В 1964 г. в Одесском монастыре скончался бывший афонский монах, известный во всей стране святой старец схиигумен Кукша (Величко). Известен он был и своим многолетним исповедническим подвигом за веру и за чудеса и исцеления, которые происходили на его могиле, находящейся на монастырском кладбище.
Сейчас в этом монастыре живут около 60 монахов, несчитая трудников и работниц на кухни.
На территории монастыря располагаются: Никольский храм, Братский храм,семинарские ворпуса. Есть нижний храм им. Кукши, где покояться его мощи и кладбище.На могилке Кукши люди берут землю,как часть святыни.
В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.
Сейчас с территории монастыря, находящегося на высоком черноморском берегу, нельзя спуститься к морю.
За его забором узкая прибрежная полоска – уже частная собственность.
На ней идет строительство частных пансионатов на сваях прямо у самой воды. Скоро закроют дыру в заборе, через которую мы спустились к побережью.
История возникновения Свято-Успенского Одесского мужского монастыря связана с именем митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил. С образованием Кишиневской кафедры основанная в 1794 г. Одесса стала управляться Кишиневскими архиереями (так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архипастыря в Одессе; с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским).
В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Теутул неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. В 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. История щедрого пожертвования трагична: однажды Теутул развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли. Александр Теутул был очень опечален происшедшим и, усмотрев в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.
С разрешения Святейшего Синода в 1814 году митрополит Гавриил основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, где за два года была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка, но ввиду значительных расходов окончание его строительства было передано гражданскому морскому ведомству (впоследствии маяк был перенесен на другое место).
Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.
В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.
В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.)
После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.
Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре.
В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.
Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению Церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить Литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».
В том же 1922 году монастырь был закрыт. Многие его насельники запечатлели верность Христу мученической кончиной, в том числе насельник преподобномученик иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.
В 1944 году началось возрождение монастыря. В обитель возвращаются бывшие насельники, включая тех, кто понес многолетний исповеднический подвиг, претерпев лагеря и ссылки: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов) и другие. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил . С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.
В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря . С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря.
24 декабря 1964 года в Одесском монастыре преставился бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых.
В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители.
В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.
Пребывающий ныне на Одесской кафедре неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского.
В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого, состоявшие из из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана. Александр Теутула неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. И в 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. Интересна и трагична история щедрого пожертвования. Однажды Александр Теутул в вечернее время на высоком берегу моря развел костры. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось. При этом погибли несколько человек. Александр Теутул был очень опечален происшедшим несчастьем. Видя в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, Теутул одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев. Митрополит Гавриил направил письмо одесскому губернатору Дюку де-Ришелье, и разрешение на совершение купчей крепости на пожертвованную землю вскоре было получено.
В 1837 году монастырю принадлежало уже больше 158 десятин земли, что составляло 173 гектаров. Во второй половине XIX в. земельные угодья монастыря увеличились. К 1910 году угодья монастыря состояли из 356 десятин, что составляло почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.
Митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода в 1814 году основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, за два года построив деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка. Но поскольку для постройки маяка требовались большие расходы, то окончание строительства маяка было передано гражданскому морскому ведомству, которое в 1827 году и завершило устройство маяка. Впоследствии маяк несколько раз перестраивался и был перенесен на другое место, так как ему угрожали обвалы.
В 1823 году Святейший Синод ходатайствовал перед государем императором Александром I о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь и о назначении настоятеля и монашествующей братии. 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании Фонтанского архиерейского подворья в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.
В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор был украшен богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.
В 1834 году на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню. Здесь в праздник Крещения Господня и в другие назначенные для этого дни совершается крестный ход и освящение воды.
После 1834 года монастырская братия на свои средства построила небольшую, третью, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из сохранившихся архивных документов известно, что в 90-е годы XIX столетия она была перестроена и обновлена. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.
В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью дать епархиальному архиерею возможность успешно бороться с сектантами. Первый викариат открыл святитель Иннокентий в 1853 году. Викарному епископу повелено было именоваться Одесским. Епископы же второго викариатства именовались Елисаветградскими. Место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре на Большом Фонтане. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.
До 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась. Но некоторые из них рассказывают нам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю обители, доносят до нас сведения о церковной ризнице монастыря, которая изобиловала дорогой утворью и предметами старины, как, например, Евангелие с серебряным окладом 1829 года, Евангелие кованное, оплечья на икону Божией Матери с венчиком, оклады с эмалью и камнями. Они же рассказывают, сколько было в каждом храме монастыря образов в драгоценных ризах, вследствие чего мы можем узнать, какие находились в обители чтимые иконы. Это - икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, икона Успения Божией Матери, большая икона семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, икона Божией Матери Скоропослушницы, находившиеся в Свято-Успенском соборе монастыря. В храме «Живоносного Источника» были две чтимые иконы: Божией Матери “Живоносный Источник” и “Похвала Богоматери”. В Свято-Никольской церкви - Касперовский образ Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Более того, в этих документах имеется подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что чрезвычайно увеличивает их ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»
После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году, мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей Русской земли.
В 1944 году началось возрождение монастыря. В родную обитель возвращаются бывшие ее насельники. Монастырь начинает благоустраиваться.
В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим.
В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария.
В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом - настоятелем монастыря.
В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.
В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен шлемовидный купол и перестроена колокольня.
Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, который неустанно трудится над благоукрашением монастыря. Его молитвами и усердием построены новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.
В период архипастырского служения Владыки митрополита сооружены деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршия резиденция, проведены новые коммуникации, обитель вымощена плиткой и подключена к газовой магистрали.
Порядок богослужения в монастыре слагается из молитвенного чтения и пения в определенное время суток. Богослужебный суточный круг начинается с вечера. В 17 часов летом, зимой - в 16 часов благовест к богослужению собирает всех в монастырский храм, где совершаются службы Вечерни и Утрени. Поздно вечером совершается вечернее молитвенное монашеское правило. День в обители начинается молебном перед ракой с мощами преподобного Кукши Одесского. Затем совершается утреннее молитвенное монашеское правило, где монахи благодарят Бога за все Его благодеяния роду человеческому, за пробуждение к настоящему дню и службе, просят благословения и помощи достойно совершать каждому свое служение и послушание в течение дня и тем восхвалить неисповедимую благость Божию. Затем читаются Часы и совершается Божественная
В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.
В 1964 г. в Одесском монастыре окончил свой земной путь бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко) За его подвижническую жизнь Господь прославил его дарами: молитвы, прозорливости и чудотворений. После блаженной кончины схиигумена, 24 декабря 1964 года, чудеса и исцеления происходили при его могиле на монастырском кладбище. 29 сентября 1994 г. произошло обретение мощей приснопамятного старца. Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании от 4 октября 1994 года, тщательно изучив материалы о жизни и подвижнической деятельности блаженнопочившего старца, рассмотрев свидетельства чудесных исцелений, совершившихся на его могиле, за святость жизни и в связи с несомненным почитанием старца народом Божиим, постановил причислить схиигумена Кукшу к лику местночтимых святых. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 года. С этого времени в Свято-Успенском храме монастыря находятся святые мощи преподобного Кукши Одесского.