THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дворцовая площадь в Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль которой сформировался во второй половине XVIII - первой половине XIX века. Название площади дал Зимний дворец, южным фасадом выходящий на площадь. На Дворцовой площади проводятся концерты, массовые мероприятия, это самое популярное место в Санкт-Петербурге среди туристов.

Ансамбль Дворцовой площади

Зимний дворец

На площадь выходит главный фасад Зимнего дворца , прорезанный аркой парадного проезда. В ансамбль площади включены также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу, и Новый Эрмитаж с портиком, украшенным гигантскими статуями атлантов.

Дворцовая площадь

Главный штаб

Вдоль южной границы площади в 1819-1829 гг. было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси), корпуса которого протянулись на 580 метров. Два крыла связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок, декорированных барельефами. Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее будут представать пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит величественная богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой.

Александровская колонна

В центре площади возвышается Александровская колонна (1830-1834, арх. Огюст Монферран) из гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 саженей. На ее вершине установлена фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Ансамбль Дворцовой площади не был бы законченным без этого массивного памятника. Колонна и Триумфальная арка Главного штаба посвящены победе России в войне с Наполеоном. Текст на табличке у подножия колонны гласит «Александру I благодарная Россия». Примечательно, что колонна держится на постаменте только за счет собственного веса.

Здание штаба Гвардейского корпуса

В 1837-1843 гг. на востоке площади было построено большое здание штаба Гвардейского корпуса. Перед архитектором А. П. Брюлловым стояла сложная задача - возвести новое строение, которое бы гармонировало одновременно с Главным штабом в стиле классицизма и барочным Зимним дворцом. Четырехэтажное нейтральное здание прекрасно справляется со своей функцией и изящно замыкает ансамбль Дворцовой площади с восточной стороны.

Дворцовая площадь ошеломляет людей, увидевших ее впервые, своим величием и строгим совершенством. Здесь как нигде в городе чувствуется дух имперского Санкт-Петербурга. В центре площади возвышается Александровская колонна, сооруженная по проекту архитектора Огюста Монферрана (француза, между прочим!) в честь победы России над Наполеоном. Колонна, вырубленная из гранитного монолита, держится на постаменте исключительно с помощью точного расчета и собственного огромного веса (около 600 т) . Не случайно в первые годы после ее установки многие петербуржцы обходили колонну стороной - не ровен час, упадет.

На вершине Александровской колонны - бронзовая фигура ангела, попирающая крестом змею. Говорят, что лицу ангела скульптор Орловский придал портретное сходство с императором Александром I, а голова змеи походит на лицо Наполеона. Так это или нет на самом деле, снизу оценить трудно - колонна очень высока. Ее специально воздвигли выше Вандомской колонны в Париже, сооруженной в честь побед Наполеона. Получилась самая высокая триумфальная колонна в мире (47,5 м) .

В XIX в. по городу ходила такая эпиграмма по поводу скульптуры, венчающей колонну:

В России дышит все военным ремеслом, И Ангел делает на караул крестом.

В 1925 г. к годовщине со дня смерти Ленина у нового советского правительства возникла идея заменить фигуру ангела на Александровской колонне бронзовой десятиметровой статуей Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с «ампирным» ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.

Основное сооружение Дворцовой площади - конечно же, Зимний дворец, главная резиденция российских императоров. Это грандиозное здание в виде мощного каре с внутренним двором, богато украшенными фасадами и скульптурами на крыше, возвел в середине XVIII в. для императрицы Елизаветы Петровны знаменитый итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Этот яркий образец стиля русского барокко, так нравившегося дочери Петра своей роскошью и великолепием, стал уже пятым по счету зимним царским домом. Все предыдущие оказывались слишком малы и недостаточно величественны для русских монархов. Первый Зимний дворец, построенный для Петра I, находился на берегу Зимней канавки, на месте нынешнего Эрмитажного театра. Рядом с ним был дворец генерал-адмирала Апраксина, который по его завещанию отошел к императору Петру II. Царица Анна Иоанновна велела сделать к нему пристройки и жила в нем некоторое время, пока Растрелли не возвел для нее новый Зимний дворец, показавшийся тесноватым следующей императрице Елизавете Петровне. Поэтому в 1754 г. на его месте Растрелли заложил новый, нынешний Зимний дворец. Елизавета торопила архитектора, но строительство затянулось почти на десять лет.

Новый Зимний дворец, создававшийся, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», стал настоящим шедевром творчества Растрелли. Его торжественно-нарядный внешний облик сочетался с пышной отделкой расположенных анфиладами залов и комнат, богато украшенных золоченой резьбой и зеркалами.

Елизавета Петровна скончалась до завершения отделочных работ, и первым в Зимний дворец въехал ее племянник Петр III. Однако он недолго продержался у власти и почти не успел освоить свою новую резиденцию. Первой настоящей владелицей дворца стала его супруга Екатерина II, занявшая русский трон после свержения ненавистного мужа. Новая императрица приказала переделать барочные интерьеры дворца в классическом стиле, так как к этому времени эстетические вкусы изменились и интерес к искусству барокко начал увядать. Классицизм же, напротив, стремительно входил в моду благодаря археологическим раскопкам в Помпее, Геркулануме и других итальянских городах. Впоследствии по приказу Екатерины рядом с Зимним дворцом были выстроены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажного театра, а позже, уже при внуке Екатерины Николае I, - Новый Эрмитаж.

В 1837 г. грандиозный пожар уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Лучшие тогдашние российские архитекторы и строители за очень короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были оставлены в первоначальном виде, но время было уже иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.

Зимний дворец - самый большой и роскошный дворец города, один из самых пышных символов русского самодержавия. Представьте себе, в нем 1050 помещений, 117 лестниц, 1886 дверей, 1945 окон! Его высота (22 м) в царствование Николая I была признана эталоном в городском градостроении. Возводить более высокие дома было запрещено.

Жуковский писал: «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего».

В Зимнем дворце жили русские монархи со своими семьями, а также огромный штат прислуги. В нем устраивались великолепные праздники и балы. Дворец служил официальной резиденцией российских императоров до Февральской революции 1917 г., после чего в нем обосновались министры Временного правительства. 25 октября (7 ноября) 1917 г. по сигналу, данному выстрелом пушки крейсера «Аврора», дворец был взят штурмом революционными матросами и солдатами, а министры арестованы. Дворец был национализирован и позже превращен в музей. Сейчас Зимний дворец - основная часть Государственного Эрмитажа.

Здание Штаба гвардейского корпуса, замыкающее площадь с востока, было построено архитектором Александром Брюлловым, братом художника Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» (вы можете увидеть ее в Русском музее) . Во время важных праздников на фасаде этого здания обычно размещается огромное панно, которое уже стало традиционной частью парадного оформления города.

Дворцовая площадь связана Певческим мостом (он знаменит своей необычайно красивой, словно бы кружевной оградой) с набережной Мойки.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.

В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.

По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). По середине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
(архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).

Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.

Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.

Бледно-зеленый и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Дворцовая площадь является одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга . Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Вместе с тем, для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.

Как добраться до Дворцовой площади

  1. Доехать до станции метро "Невский проспект" . Следовать указателям "Выход на канал Грибоедова". При выходе из метро Вы окажетесь на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. Идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства (его шпиль видно с любой точки проспекта). На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы справа Вы увидите огромную Арку Главного штаба. Поверните направо. Пройдя через арку, Вы окажетесь на Дворцовой площади.
  2. Новая станция метро "Адмиралтейская" находится значительно ближе к Дворцовой площади чем станция "Невский проспект". Однако она очень глубокая - чтобы подняться наверх нужно проехать на двух эскалаторах. Кроме того, Вам наверняка придется делать пересадку на фиолетовую линию метро чтобы попасть сюда, что не всегда удобно. При выходе из метро "Адмиралтейская" поверните направо и пройдите несколько метров до ближайшего перекрестка. На перекрестке поверните налево (это будет улица Большая Морская) и следуйте до Арки Главного штаба. За аркой будет Дворцовая площадь.

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Lelik

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова. Фото: Commons.wikimedia.org

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете. Фото: Creative commons/ Walter Smith

Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых посещаемых туристических мест этого города - Дворцовая площадь. Этот архитектурный ансамбль начал складываться во второй половине XVIII столетия, его формирование завершилось в первой половине XIX века.

Площадь образована несколькими историческими и архитектурными памятниками - Зимним дворцом (эта достопримечательность и дала название площади), Зданием штаба Гвардейского корпуса, полукруглым Зданием Главного штаба и, конечно, знаменитой Александровской колонной. Размеры площади - примерно пять с половиной гектаров. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что ее размеры - восемь гектаров, но это не соответствует действительности.

Площадь находится под охраной ЮНЕСКО: ее внесли в список Всемирного наследия.

С чего все начиналось...

В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.

Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.

Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.

В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.

В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.

От луга к плацу

В конце 70-х годов XVIII века по велению императрицы начат процесс преобразования площади. Был проведен конкурс проектов, после объявления победителя начались строительные работы. В конце столетия площадь выглядела так: огромное пространство было окружено домами с трех сторон и, согласно свидетельствам современников, напоминало амфитеатр.

В начале XIX века архитектор Антон Модюи предложил план перепланировки площади. Именно на этом плане площадь впервые приобретает те очертания, которые сейчас так хорошо нам знакомы. В первой половине XIX века облик площади постепенно меняется, трансформируется. В 30-е годы в ее центре была возведена знаменитая колонна. В начале XX века (также, как и XIX веке) на площади часто проходили военные парады и смотры.

Одной из самых мрачных страниц в истории площади стало событие, названное в последствии «Кровавым воскресеньем». На площади состоялся разгон шествия рабочих, которые несли царю петицию с экономическими и политическими требованиями. Во время разгона этой демонстрации погибли сотни людей: против безоружных демонстрантов было применено огнестрельное оружие.

В первые годы XX века все здания на площади были окрашены в кирпично-красный цвет, который как бы стал предвестником событий 1917 года. В 40-е годы XX века зданиям был возвращен первоначальный облик: их стены перекрасили в светлые тона. Вскоре после революционных событий на площади был установлен памятник литератору и философу Александру Радищеву. Бюст был изготовлен из гипса. Простояв примерно полгода, он был опрокинут порывом сильного ветра и с тех пор не восстанавливался.

В советское время на площади проходили парады и праздничные демонстрации. В первые послереволюционные годы на этой территории устраивались масштабные театрализованные представления на революционную тематику. В начале 30-х годов площадь была реконструирована: удалена брусчатка, пространство заасфальтировано; гранитные столбики, окружавшие знаменитую колонну, также удалены. В 40-е годы рассматривалась идея переноса колонны и устройства на площади аэродрома. Но этот план не был воплощен в жизнь. В 70-е годы на площади вновь были проведены реконструктивные работы. Асфальт заменили брусчаткой. На углах площади были установлены фонари.

Площадь в XXI веке

В начале XXI столетия на площади проходили реставрационные работы, в ходе которых была сделана археологическая находка - остатки флигеля, принадлежавшего Анне Иоанновне. Если говорить точнее, был найден фундамент этого здания - когда-то роскошного, состоявшего из трех этажей. Археологическая находка была тщательно изучена, было сделано множество ее фотоснимков, после чего ее вновь закрыли землей. Спустя несколько лет была отреставрирована Александровская колонна.

На территории площади часто проходят мероприятия общественного и спортивного характера, устраиваются концерты знаменитых исполнителей. В зимнее время была сделана попытка превратить площадь в каток с платным входом, но это вызвало возмущение множества общественных организаций и каток прекратил свое существование. Сравнительно недавно на площади был установлен павильон с зеркальными стенами, в которых отражался весь архитектурный ансамбль. Этот павильон простоял недолго: он был разрушен порывом ветра, после чего демонтирован.

Архитектурный ансамбль площади

Расскажем подробнее о тех исторических и архитектурных достопримечательностях, которые составляют ансамбль главной площади Санкт-Петербурга:

Александровская колонна была воздвигнута в память о победе русских войск над армией Наполеона. Автор этого величественного сооружения в стиле ампир - архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Разработанный им проект колонны был утвержден императором в конце 20-х годов XIX века, а в середине 30-х годов состоялось торжественное открытие монумента. Колонна изготовлена из розового гранита в одной из каменоломен, находившихся недалеко от Санкт-Петербурга. Транспортировка колонны в город стала сложной задачей. Для этой цели даже была построена специальная баржа. Сегодня колонна является одной из главных достопримечательностей города. Иногда, вспоминая знаменитое стихотворение классика русской поэзии, ее называют «Александрийским столпом», но это ошибочное название.

Зимний дворец - еще одна важная часть ансамбля площади. Он был построен в середине XVIII столетия. Автор проекта - Бартоломео Франческо Растрелли. Дворец выстроен в соответствии с канонами елизаветинского барокко (фасады и помещения отличаются пышной отделкой). Первоначально здание являлось резиденцией российских правителей, где они проводили зимние месяцы. Во второй половине 30-х годов XIX века во дворце случился страшный пожар, который не могли потушить в течение нескольких дней. Имущество, спасенное из дворца, было сложено вокруг знаменитой колонны. В конце 30-х годов XIX века дворец был восстановлен. В советское время в здании размещены экспозиции Государственного Эрмитажа.

В восточной части площади находится здание бывшего Штаба гвардейских войск. Автор проекта - художник и архитектор Александр Брюллов. Здание выстроено в соответствии с канонами позднеклассического стиля. Благодаря изяществу и строгости оно идеально вписалось в архитектурный ансамбль, что было очень непросто: с одной стороны от Штаба находится дворец в стиле барокко, с другой - здание в стиле ампир. Штаб был построен примерно за шесть лет: строительные работы были начаты во второй половине 30-х годов XIX века и завершены в начале 40-х годов. За несколько лет до разработки проекта и строительства здания существовала идея постройки на этом месте театра. Эта идея так и не была воплощена в жизнь.

С южной стороны площади высится здание Главного штаба. Оно было возведено в начале XIX столетия. Автор проекта - архитектор Карл Росси. Три корпуса здания образуют дугу, длина которой - пятьсот восемьдесят метров. Корпуса соединяет триумфальная арка. Она увенчана скульптурной группой, изображающей колесницу Славы. Архитекторами этой группы являются Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. В дореволюционное время в корпусах здания располагался не только Главный штаб, но также три министерства. В первые послереволюционные годы в здании разместился Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР. Позже здесь находилось обычное отделение милиции. В настоящее время здесь размещен Штаб Западного военного округа, занимающий часть здания. Крыло, расположенное с восточной стороны, передано в начале 90-х годов XX века Государственному Эрмитажу.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама