THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Необычные ландшафты, уникальные геологические памятники, термальные источники и интереснейшие музеи - все это можно увидеть и посетить на Сахалине! Достопримечательности острова манят к себе не только российских туристов, но и путешественников из других стран (в первую очередь, из Японии и Китая). О самых интересных туристических объектах Сахалина мы расскажем в нашей статье. Желаем приятного чтения!

Достопримечательности Сахалина и общее описание острова

Сахалин (японское название - Карафуто) - крупный остров у восточных берегов материковой Азии. От континента он отделен Татарским проливом, а от соседнего острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Административно остров является частью Сахалинской области, в состав которой входит также цепочка слабозаселенных Курильских островов. Общая площадь Сахалина - 76,6 тыс. кв. км. Крупнейший город - Южно-Сахалинск (190 тысяч жителей).

Остров Сахалин - один из самых необычных регионов в России. Он заметно выделяется своей уникальной природой, а удаленность от «большой земли» придает ему еще большего колорита и загадочности. Местные жители уже давно привыкли и к здешним удивительным пейзажам, и к муссонному климату, и к регулярным подземным толчкам. А вот жителям других регионов и стран все это - в диковинку.

К главным природным достопримечательностям Сахалина можно отнести горячие источники, многочисленные озера, реликтовые тисовые рощи, необычные скалы, созданные лавовыми наслоениями. В крупных городах есть ряд музеев с очень интересными тематическими экспозициями. А еще на Сахалине сохранилась уникальная и рабочая узкоколейная ветка железной дороги, аналогов которой нет во всем мире!

Мы составили для вас список из десяти самых интересных достопримечательностей Сахалина (некоторые из них мы детальнее опишем далее):

  • музей истории Сахалинской железной дороги;
  • остров Монерон;
  • Холмский перевал;
  • бухта Тихая;
  • скалы «Три брата»;
  • маяк на мысе Жонкиер;
  • памятник «Погибшим рыбакам» в Невельске;
  • краеведческий музей в Южно-Сахалинске;
  • Чертов мост в Холмске;
  • Природный заповедник «Поронайский».

Остров Монерон

В акватории Татарского пролива, в 50 км от берега Сахалина, находится остров Монерон. Его площадь составляет всего 30 квадратных километров. Но на этой небольшой территории «уместились» две речки, цепь холмов и базальтовых скал, а также с десяток водопадов. Однако главная изюминка острова - лежбища пятнистых тюленей, сивучей и прочих млекопитающих.

Тихая бухта

В заливе Терпения, в пределах Макаровского района острова, есть чрезвычайно уютное и живописное место - бухта Тихая. С трех сторон ее защищают отроги красивейшего горного хребта Жданко. Тихой эту бухту прозвал известный мореплаватель Иван Крузенштерн. В этом красивом месте можно отлично расслабиться и половить рыбу. Идеальную тишину и покой в бухте изредка нарушают лишь чайки, которые с удовольствием проводят время на близлежащих скалах и островках.

Скалы «Три брата»

Эта группа из трех остроконечных скал выступает из морской воды близ Александровска-Сахалинского. Кстати, их же силуэты изображены на гербе этого города. Скалы «Три брата» уже давно стали одним из символов всей Сахалинской области. Вместе с маяком на соседнем мысе Жонкиер они составляют единый туристический комплекс. Особенно эффектно скалы выглядят на закате.

А.П. Чехов и Сахалин

Историко-литературный музей имени Чехова, расположенный в Александровске-Сахалинском, подробно рассказывает о сахалинской каторге, а также о пребывании на острове известного русского писателя. В 1890 году Чехов отправился в длительное путешествие на Восток. Главной целью экспедиции было посещение Сахалина. На острове он проводил перепись населения, пообщался со многими каторжанами, в том числе политическими.

Неким итогом чеховского путешествия на восток стала книга с незатейливым названием «Остров Сахалин». Правда, читать ее довольно скучно, ведь, кроме личных путевых впечатлений писателя, она насыщена детальными статистическими данными.

Первое, с чего следует начать этот репортаж, это заявление, заставляющее вас вернуться на землю – ВАС ТУТ НИКТО НЕ ЖДЁТ!

Нет, Сахалин нуждается в туристах и Острову есть, что показать (и этого «есть» очень много). Но, парадоксально, конечно же - в туристах нужды нет. Развитие туризма необходимо, а туристы нет. Иначе, как ещё можно расценивать, что ни в аэропорту, ни на морском вокзале Холмска (куда прибывает паром с материка) нет НИ ОДНОГО стенда с туристической информацией и раздаточным материалом (буклеты, путеводители и т.п.). Обошёл весь аэропорт – ничего нет. Ларьки с сувенирами, по заоблочным ценам, есть, а вот стоек Агентства по туризму (государственного, между прочим, учреждения) нет. Да и само агентство запрятано так, что не каждый то и найдёт. Когда же мы всё-таки нашли офис, то были поражены ледяным равнодушием сотрудника. Кроме «здравствуйте» мы так и не дождались от него ни одного слова. На острове мне постоянно приходила на ум фраза сотрудницы одной из сахалинских баз отдыха: «Очень нравится тут работать! Вот если бы не эти туристы!».

По сему, вам очень пригодятся наши советы. Мы поможем и ответим на основные вопросы: где жить, как перемещаться по Острову, где питаться, что смотреть и т.п.
Начинаем…

Транспорт

Добраться до Сахалина можно либо морем (паром из Ванино), либо самолётом (из Москвы, Хабаровска, Владивостока и т.д.).



Паром очень зависит от погоды и идёт 14-18 часов. Двухместная каюта на верхней палубе стоит около 4000 рублей. Самый дешёвый билет (сидячий) – чуть более 700 рублей. Предварительное бронирование платное, входит в общую стоимость. Если хотите удешевить поездку на 300 рублей, то попробуйте обойтись без брони. Но, в «высокий» сезон (с мая по сентябрь) можете застрять на 3-10 дней, т.к. в это время на Остров едет очень много сезонных рабочих. Туалет и душ общие. Бесплатный, но скромный обед, прилагается. Цены на питание в остальное время не очень высокие, но пассажиры предпочитают питаться самостоятельно. Прибывает паром в Холмск.

Самолет от Хабаровска стоит от 4600 рублей до 7000 за место эконом-класса. Лететь до Южно-Сахалинска немногим более часа. Если хотите сэкономить, то попробуйте купить билет за 1-2 дня до вылета . Мы, таким образом, сберегли по 2000 рублей за каждого. Внутри региона есть местные авиаперевозки. Самолёты летают до Охи и Ногликов, но билеты дорогие, т.к. авиаперевозки рассчитаны, в основном, на газовиков и нефтянников.


Общественный транспорт на Сахалине весьма развит. Цены не высокие. Автобусы и маршрутки ходят как между городами, так и внутри самих районов. На север области, до Ногликов, можно добраться на поезде. Ходит два раза в сутки (правда с разницей в пару-тройку часов). От Ногликов до Охи ходят маршрутки. Аренда машин дороже, чем на материке, на 30-50%, а компаний не так и много. Автостопом передвигаться по Острову не советую (не смотря на уверения некоторых девушек о простоте этого способа).

Во первых, чем дальше на север острова, тем меньше машин, двигающихся в нужном вам направлении. Иногда проходит не более двух машин в час и скорее всего они не остановятся, т.к. дорога в тех краях не очень хорошая. Во вторых, если вы не молодая и симпатичная девушка ваши шансы на автостоп вообще близки к нолю, т.к. водители опасаются останавливать незнакомым людям в малолюдных местах. Связано это с тем, что не так давно водителей грабили и убивали под видом автостопа. Время прошло, а опасения остались. Сервисы, типа «бла-бла кар» на Острове практически не работают. Наш совет: по югу острова на автобусах и маршрутках, на север на поезде и далее на тех же маршрутках .

Жильё

Это главная проблема сахалинского туризма. Цены в гостиницах просто запредельные. Номер, за который в Москве или Владивостоке вы заплатите 2000 рублей, на Сахалине обойдётся вам не менее 3500. Но… при таких высоких ценах, в летнее время все гостиницы забиты до отказа и свободный номер можно забронировать минимум за две недели.

На севере области гостиницы ещё дороже. Парадокс: частники, сдающие квартиры посуточно, ориентируются на гостиницы и стоимость этих квартир (как правило, однокомнатных) не менее 1800-2500 рублей в сутки. Совет: в Южно-Сахалинске есть пара хостелов с отдельными, двух-местными, номерами не дороже 1500 рублей. В Поронайске, Ногликах и Охе в наличии замечательные гостиницы на дому, где трёх-комнатная квартира на шесть человек обойдётся вам не дороже 3500, а двух-комнатная 2000-2300. Бронировать жильё на Сахалине надо заранее Средняя стоимость – 3000 рублей.

Кстати, не советую рассчитывать на ночлег в палатке на севере области. Вдоль дорог идут сплошные мари и болота и найти место под бивак весьма проблематично .

Питание

Продукты на Острове дорогие. На вопрос: «Почему так дорого?» вам начинают рассказывать про трудности завоза продуктов с материка, забывая при этом объяснить, почему, при таком раскладе, сигареты и алкоголь стоят один в один как на материке (на Острове нет собственного ЛВЗ), а салат из местного лопуха стоит 550(!) рублей за кило. Кимчи (острая корейская капуста) и маринованный папоротник тоже не дёшевы. Колбаса и сыр стоят запредельно. Приходилось видеть колбасу по 900-1000 за кг. Есть областная программа «доступная рыба». По этой программе продают замороженную камбалу и т.п. по сниженным ценам. Но цена хлеба в 50-70 рублей за буханку нивелирует эти плюсы.

Красная икра и прочие морские деликатесы на Сахалине в 1,5-2 раза дороже, чем в Москве или Владивостоке. Браконьерский варёный краб в Долинском районе и в Охотске стоит от 1000 до 3000 рублей за штуку.

Местная ягода (брусника, голубика и т.п.) тоже кусается. На материке та же, но замороженная ягода, стоит в два раза дешевле.
Совет: рыбу и овощи лучше покупать у рыбаков, а так же частников и на маленьких рынках в городах и посёлках. Можно сэкономить до 70%.

Два кило свежайшей корюшки обошлось нам всего в 250 рублей. В сети супермаркетов «Семейный» есть чудная акция – после 20 часов и до закрытия они торгуют кулинарией собственного производства со скидками до 50%, правда курица-гриль стоит там 950 рублей за кило. Интересуйтесь, где можно вкусно и дёшево поесть у «дальнобойщиков» и полицейских – и те и те лучше всех осведомлены, где порции большие, а цены маленькие .

Достопримечательности, природа и климат

Вот чего чего, а достопримечательностей, как природных, так и рукотворных на Острове не просто много, а великое множество. Хотите краткий (очень) список? Вот он:
Холмск – морские ворота Сахалина
о. Монерон
«Чёртов мост»
Сахалинский грязевой вулкан
Мыс Великан
Бухта Тихая
Черемшанский водопад
Мыс и Маяк Анива
Озеро Тунайча
Птичье озеро
Мыс Крильон
СК «Горный воздух»
Пик Чехова
Ботанический сад
Сити-молл (музей медведя)
Сквер Асахикава
Гора Вайда
Мыс Свободный
Полуостров Шмидта
Поронайский заповедник
Клоковский водопад
Мыс Слепиковского
Россыпь агатов мыса и реки Чёрной
Вот далеко не полный перечень достопримечательностей и о некоторых из них, а так же о многих других, мы расскажем в следующем нашем рассказе.

Эта область - единственный регион, целиком и полностью расположенный на больших и малых островах. В её составе непосредственно сам Сахалин, с расположенными в татарском проливе небольшими островами Монерон и Тюлений, и, конечно же, Курильские острова. Со всех сторон область омывается водами Охотского и Японского морей, а так же Тихого океана.

Пожалуй, главная «фишка» Сахалина и Курил - крайне высокая сейсмическая и вулканическая активность. Об этом постоянно напоминают установленные по всему побережью плакаты с надписями «Цунамиопасная зона» и «При цунами бегите на возвышенность» (особенно порадовал этот совет в Поронайске, где до ближайшей возвышенности бежать километров 20-30).

За время нашего нахождения на Сахалине произошло два землетрясение (одно в 4 бала), которые мы даже не заметили. Самое неспокойное место области - Курильские острова. Здесь расположены 9 действующих вулканов.
На Острове очень много рек, озёр и болот. Главные реки острова Тымь и Поронай.
Растительность острова весьма разнообразно.

От бамбучника, аралии, элеутерококка и гигантских лопухов на юге, до лиственниц и морошки на севере. Одна из характерных особенностей Острова - гигантизм травянистых растений. Гречиха сахалинская, белокопытник и дудник медвежий вырастают высотой до трёх (иногда и до 4-х) метров. В Невельске, прям в черте города, располагается лежбище сивучей, которые живут тут с ноября по март. Иногда их ещё называют морским символом Сахалина - единственной в России области на островах.

На Сахалине очень много медведей, но нам так и не удалось встретить хотя бы одного, хотя, по радио, постоянно рассказывали о выходящих на дороги, и в населённые пункты, медведях. За месяц пребывания на Острове мы встретили всего двух лис, которые, так же, выходят к дорогам, в надежде получить, что ни будь вкусное от проезжающих автомобилистов.

Совет: если хотите получить хорошие фотографии лис, выходящих на обочины дорог, держите под рукой обычный сухой корм для собак (коими лисы и являются, в конечном счёте). Но… ни в коем случае не разбрасывайте остатки еды и не оставляйте еду на ночь в открытом виде (для любителей походного образа жизни) – так вы привлечёте к себе бродячих медведей, ищущих пищу .
Необычайно богаты рыбой местные реки и озера, а так же, моря вокруг острова. В прошлые годы эти места были богаты на лососевые породы рыб, но в этом году рыба не пришла. Нерест был настолько слабым, что это вызывает серьёзные опасения за дальнейший промысел «красной» рыбы. На острове, на его севере встречается сахалинский осетр, а самая большая пресноводная рыба - калуга. Говорят, что она достигает длины до 5 метров и весит до 1 тонны.

Климат на Острове настолько неустойчив, что сменяется по несколько раз на день. Не лишним будет держать дождевик постоянно под рукой. Средняя температура зимой от −6 до −24, а летом +19 до +10.

О том, что стоит посмотреть на Острове, мы расскажем в следующей части нашего рассказа...

Что может быть увлекательнее нового путешествия? На этот раз мы предлагаем вам отправиться в путешествие по Сахалину. Остров с интересной историей впечатляет как своей природой, так и архитектурным наследием.

С 1855 по 1875 год Сахалин находился под смешанным русско-японским правлением. Северная часть острова принадлежала России, а южная - Японии. В Японии остров получил название Карафуто. С 1875-го по 1905-й весь остров принадлежал России, а по окончании русско-японский войны и вплоть до 1945 года южная часть Сахалина снова перешла к Японии. Лишь в 1945 году остров полностью включен в состав СССР.

В наследство от японской администрации острова осталась разветвленная сеть железных дорог, а также несколько памятников архитектуры. От СССР - следы былого промышленного величия. На фоне этих пейзажей и природных красот острова прошло тестирование самого популярного в мире рамного пикапа Toyota Hilux нового, восьмого поколения и обновленного в 2015 году легендарного внедорожника Toyota Land Cruiser Prado.

Путешествие началось в Южно-Сахалинске, центре и самом крупном городе острова с населением 200 тысяч человек. Аэропорт Южно-Сахалинска - главные воздушные ворота острова, через которые осуществляется сообщение как с российскими, так и с азиатскими городами. Помимо этого рядом с Южно-Сахалинском, в Корсакове, расположен современный завод по сжижению природного газа.

Южно-Сахалинск активно развивается. Из основных достопримечательностей можно отметить канатную дорогу, начинающуюся в центре города и ведущую на горнолыжный курорт «Горный воздух».

Еще из впечатляющих особенностей жизни на Сахалине - обилие машин с правым рулем. Из-за близости Японии преобладающей маркой автомобилей на острове является Toyota. А для сахалинских автомобильных дорог, особенно грунтовых, лучше всего подходит машина повышенной проходимости, например новый пикап Toyota Hilux, обладающий исключительными внедорожными возможностями, или обновленный Toyota Land Cruiser Prado, в любой момент готовый к любым испытаниям.

Достопримечательности Сахалина

Отправляясь из Южно-Сахалинска в порт Холмск, остановитесь на смотровой площадке. Она расположена рядом с поселком Пятиречье на высоте 326 м над уровнем моря. Далее можно отправиться в порт Холмск, в котором действует паромная переправа на Ванино. Она является основным способом связи острова с материком.

После можно проехать к «Чертову мосту» и заброшенной железной дороге. Дорога была спроектирована японцами и проложена корейскими военнопленными еще в 1928 году. Без капитального ремонта она прослужила до 1994 года, после была заброшена.

Напоминает о былом промышленном расцвете острова село Чехов, которое в 1980-х годах было крупным центром целлюлозно-бумажной продукции. В 1990-х завод не устоял перед кризисом, центр опустел и сейчас находится в упадке.

Говоря о японском наследии острова, нельзя забывать о руинах синтоистского храма в Томари. Построенный в 1922-м, с 1945 года храм заброшен и служит одной из главных достопримечательностей острова. Также туристов привлекает маяк, построенный японцами и исправно работающий на мысе Ламанон.

Где отдохнуть с палаткой на Сахалине?

Завершить путешествие по Сахалину лучше всего в бухте Тихая. Расположенная на берегу Охотского моря, эта бухта - одно из самых живописных мест острова. В низине можно поставить палатку, а потом погулять по окрестным холмам и насладиться пейзажами. Команда Toyota взяла с собой палатки Alexika Victoria 5 Luxe и разбила комфортный палаточный лагерь на берегу моря. Рядом оборудовали стоянку, зону отдыха, душ и туалет, а также камеры хранения. Сам лагерь состоял из 17 комфортных палаток для каждого из экипажей Toyota. Потрясающие по своей красоте места лучше посещать летом, когда склоны покрывает зеленая трава, а песчаный пляж контрастирует с лазурно-голубым Охотским морем.

До бухты Тихая можно добраться по восточному побережью острова через село Стародубское (кстати, там тоже расположен отличный пляж). Удобнее всего перемещаться по острову на внедорожниках, так как состояние автомобильных дорог плохое. Заночевать можно на берегу в просторной кемпинговой палатке, взяв с собой спальники и коврики на всех отдыхающих, походную аптечку, набор посуды и горелку, а также сменную одежду и обувь для легкого трекинга по окрестностям.

Благодаря жестко подключаемому полному приводу, высокому клиренсу, увеличенным углам въезда и съезда, активной антипробуксовочной системе (A-TRC) и блокировке заднего дифференциала, созданный для активного отдыха на природе Toyota Hilux идеально подходит для движения по раскисшим грунтовым дорогам с крутыми спусками, подъемами и опасными поворотами. Впечатляющие внедорожные характеристики, высокий уровень безопасности и непревзойденная надежность обновленного культового внедорожника Land Cruiser Prado позволяют преодолевать трудности бездорожья с особым комфортом, достойным современного автомобиля премиум-класса.

Желаем вам приятных путешествий по острову Сахалин!

Узнать больше о нашем снаряжении можно в разделе Статьи на нашем сайте.

Если вы уже готовы выбрать палатку, перейдите в раздел

То, что половина Сахалина с 1905 по 1945 была территорией Японии, факт достаточно известный. Вопрос в том, кто из жителей материка про это помнит? Вот и я, попав впервые на Сахалин, увидела разве что типичный российский город в паре часов езды от моря. А оказалось, "не отходя от кассы" можно окунуться в другую страну...

Начать окунаться можно в самом центре Южно-Сахалинска. Обычный город с населением 180 тыс. человек. Пятиэтажки, узкие улицы, в центре – парк Гагарина с детской железной дорогой и набором каруселей. С этого парка и можно начинать. Он был построен еще в 30-х – городской парк, место отдыха и созерцания природы. Именно созерцания – горную речку украсили водопадами и перекатами, организовали озерцо, на берегах которого сформировали "морские" деревья – деревья-флаги, как будто выросшие на берегу моря.

А на островке в этом пруду до сих пор лежит плита с иероглифами "Пруд "Одзи"". В 80-х иероглифы просто были залиты бетоном, чтоб не смущать посетителей. В начале 90-х их уже очистили, но все равно, увидеть плиту можно только случайно.

Надо сказать, самих по себе знаков бывшего японского города множество, начиная от планировки города, сохранившейся с тех времен. Есть несколько уцелевших домов (впрочем, не более 10), "горбатые" мостики, которые выдерживают нынешнее автодвижение, и дофига торчащих бетонных труб высотой в несколько этажей, которые видны практически повсюду.

Про домики.Дом довоенной (в смысле до войны 1905 года) постройки мало чем отличался от соседей – разве что скошенным верхом крыши и маленькими узкими окнами. Русский сруб был достроен японцами – крышей и подсобками, и уже в наше время – верандой. В домике до сих пор живут).


Зато сохранившиеся здания краеведческих музеев от соседних отличались значительно. Более новое здание – сейчас здесь тоже музей – если назову самым красивым зданием города, то не ошибусь.


Вокруг музея настоящий парк – перед входом фонтан, везде цветы (даже розы), сад камней – прогулялись с удовольствием!

Второе здание в том же стиле – покатая крыша с черепицей, узорчатое крыльцо перед входом, узкие высокие окна. Но отваливающаяся штукатурка его как-то не украшала. Сейчас здание принадлежит военным, так что думаю реставрация в ближайшее время ему не грозит.


Судя по старым фото города, самыми масштабными сооружениями бывшего Тойохара были два синтоистских храма – центральный храм столицы и центральный храм губернаторства Карафуто. Честно говоря, было бы странно, если бы они сохранились. От одного остался только фундамент. От другого – храмовая аллея, то есть нынешний Коммунистический проспект, и каменные "корейские псы", охранявшие вход в храм. Я рядом с одним из них – мужского пола. Пол у них оригинально определяется – по открытой пасти (с открытой – мужчина, с закрытой – женщина, а не наоборот, что странно).


Западное побережье

Собственно цели – проехать 1660 км (это в сумме по 3-м побережьям – западному, восточному и южному) у нас не было. С самой интересной затеей – пробегом от Южно-Сахалинска до Охи нас развернули. Зато пригласили в поездку по западному побережью, а там уже, в процессе, у меня возникла идея – увидеть все сохранившиеся японские (синтоистские) храмы. Почему их – просто было интересно увидеть, что здесь было до заселения русских, а чаще всего от построек поселков сохранялись только остатки храмов. У меня была книжка с фотографиями этих храмов в наше время и в прошлом. Книжка была достаточно интересная (после того как начала малость ориентироваться в географии), без нее, наверное, не осталось бы такого впечатления от поездок.

Плюс сам процесс поиска. Чаще всего по фото в книжке, которое можно было показать кому-нибудь из местных и спросить. Хуже, когда вглядывались в местность на фото и искали на месте что-то похожее. Ну и совсем труба, когда было одно упоминание "в этом городе было то-то"…

Храмов на Сахалине было много – больше 200, но заметные следы остались максимум от 15. Крупных, императорского ранга, было только 6, нечто вразумительное сохранилось от 2 из них. Сами постройки были деревянные, естественно, что все они были давно разобраны. Сейчас остались только некоторые бетонные либо гранитные элементы храмовых комплексов (типа ворот и фонарей).

Храмы ставились в каждом поселке и просто красивом месте. Я так поняла, в Синто обожествляться может любой объект, и душа может быть у любой горы или реки (вообще-то там действительно красиво, и просто потребительски воспринимать окружающий мир невозможно).

Поездка по Западному побережью заняла 750 км и 4 дня. Ехали на УАЗике-«буханке» 1980 года выпуска, да и сахалинские дороги не всегда проезжие (ну, именно поэтому-то и был выбран УАЗик).

Выехали в обед из Южного, к вечеру выехали на побережье к Невельску. При въезде в город не поверили, что здесь было землетрясение. Из повреждений заметили только разваленные кирпичные трубы. А потом началось… Пятиэтажки с трещинами, отвалившаяся штукатурка, выставленные окна (пластиковые окна выставлялись на продажу в соседние городки). Дом, на втором этаже которого находился работающий экскаватор – ломал стены, огромные кучи мусора-обломков домов (высотой этажа в два), вагончики на ЖД вокзале для проживания людей, палаточный городок.


Впрочем, похожее впечатление оставляли почти все города побережья за исключением Холмска. Пустые 5-этажки, развалины домов и снятые рельсы.

Поехали вдоль моря на юг до Шебунино, дальше дороги нет. Места шикарные – с одной стороны зеленые холмы, с другой – полоса пляжа в пару метров и море. Ночевали в палатках на насыпи для ЖД. На удивление, было очень тепло (мне сказали, типа, чего ты хочешь, здесь проходит теплое течение, здесь и растительность побогаче чем на востоке, даже яблоневые сады были). А растения да, впечатляли. Трава там мощная. Лопушки тож ничего… Вечером любовались на Монерон – остров в 40 км, утром же было облачно и ни намека на остров.

О путешествии с Анной. УАЗик абсолютно неподходящая машина для поездок с 2-летним ребенком, зато остановки на побережье все компенсировали. Передвигались большой компанией, процесс разворачивания и сворачивания лагеря был долгим, ребенок успевал наиграться в песочек и нагуляться по берегу. О том, что в море можно купаться, ей даже не приходило в голову – обычная одежда для пляжа в августе – комбез, свитер, куртка и шерстяная шапочка.

Холмск. Что успела заметить с колес – огромный порт, обилие новых магазинов. Город живет. Больше такого нигде на побережье не увидели. Город по местным меркам крупный – 40 тыс человек.


Я на фоне школьного павильона. Что это – когда-то в целях патриотического воспитания такие будки стояли при каждой японской школе. В будке хранился портрет императора и около нее стоял почетный караул. В 45 году на территории Японии все они (вообще все, до одной) были разрушены американцами – боролись с культом императора. На советском Сахалине их не разрушали, а переделывали под склады. Но все равно – до нашего времени их дожило только 3 штуки

10 км по песку – и мы на мысе Слепиковского. Маяк действующий, рядом домики смотрителей. Которые нас погнали лесом, сказав что фотографировать можно только с разрешения начальника маяка.

Большинство городов, через которые мы проезжали, можно было назвать городами только по старой памяти. То есть лет 20 назад они может и были ими. Томари – центр административного района с населением 5 тыс человек (столько же у нас в студенческом городке при НГУ). Половина его видна на фотографии. Еще половину фото занимает бывший бумажный завод – тоже, кстати, атрибут многих южных городов.


Военный памятник при входе в храм. Здесь он наполовину висит над обрывом, фотографироваться было страшновато. Верх памятника сделан в виде артиллерийского снаряда – в начале XX века было принято использовать либо сами орудия, либо имитации снарядов в подобных постройках (потом в путешествии мы в этом убедились).


Это мы на фоне "тории" – храмовых ворот. Тории считаются национальным символом Японии и ставятся только на японской территории. Поэтому за ее пределами их можно увидеть крайне редко. И одно из таких исключительных мест – Сахалин. Эти тории сделаны из бетона и уже немного осыпаются, а вторые дальние – из гранита. На столбах выбиты иероглифы, причем настолько четко и аккуратно, что просто не верилось, что гранит можно так обработать.


А ночью была ясная погода и мы увидели полное лунное затмение! А сколько звезд видно на побережье, небо впечатлило даже Анну!

Наутро проехали самое узкое место острова. Здесь здоровый залив, когда-то экспедиции доплывали только до этого залива, большие корабли останавливались. Севернее отправляли на разведку людей на лодках, а они, вернувшись, рассказывали что море сужается и вода становится более пресной. Поэтому долгое время на картах Сахалин был обозначен полуостровом. Сфотографировались на фоне камня с надписью "Здесь был Лаперуз" и поехали дальше.


Красногорск. Остановились около одного частного дома зайти в магазин за продуктами. И тут заметили – во дворе между теплицей и сараем стоит здоровый храмовый фонарь. Точь-в-точь как на фотографии в книжке. Не поверили, попытались обойти двор, чтобы получше рассмотреть – глухо, фонарь четко на частной территории. К счастью, хозяйка нас заметила, пригласила пройти. Сказала, мы тут далеко не первые туристы, но чаще приезжают иностранцы. Показала постамент от еще одного фонаря – гранитный, говорит, хотели его убрать, чтобы теплицу расширить – не получилось. Ничем разломать не смогли, даже пообколоть не получилось. Такие фонари ставились на храмовых лестницах богатых крупных храмов. На лестницах-то мы потом были, но от фонарей в лучшем случае видели только основания.

Дальше дорога отходила от побережья, ехали по долине к Углегорску. Тяжелый участок – пыль, ремонт. Удивилась, увидев… стада коров. До этого все было ощущение, что чего-то не хватает – вроде и едешь по сельской местности, а живности никакой нет. На фото небо, кстати, получилось типично сахалинское – кажется, что сейчас облака просто проедутся по голове. В Новосибирске оно другое.


Углегорск – севернее только Шахтерск через 10 км, по этому побережью на север для нас дороги нет. В Углегорске (бывшем Эсутору) расположен 1 из 2 сохранившихся крупных храмовых комплексов. Он был построен в 1940 году в честь 2600-летия Империи. К сожалению, на месте аллеи и лестницы в наше время устроен песчаный карьер, но все равно. Поднимались на сопку к храму по небольшой долине – с каждым шагом вверх открывался все более интересный вид, рука сама тянулась к фотоаппарату.

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Я пробыл на Сахалине неделю и предлагаю вашему вниманию свой практический обзор, чтобы максимально интересно провести время на острове. Надеюсь, он будет полезен всем, кто поедет сюда впервые.

Покататься по горнолыжной трассе "Горного воздуха" . Наряду с беговыми лыжами, большую ставки делают и на горнолыжный спорт. Я хоть и не люблю горные лыжи, но об этом не мог не упомянуть. Эта база находится в черте города и с нее открывается потрясающий вид на Южно-Сахалинск и окрестности. Здесь иногда тренируется сборная России, а база, работающая с 1960-ых годов, входит в число лучших в России. Как мне показалось, самое большое число туристов Сахалина приезжает именно, чтобы покататься на этой горнолыжке.

Порыбачить. Безусловно, самый крупный остров России имеет огромное количество представителей животного и растительного мира. Это словно рай для рыболова. С декабря по апрель - зимняя рыбалка. Активный клев практически всей рыбы в период перволедка. Это таймень, кунджа, голец, красноперка, корюшка, навага, камбала, щука, налим. С мая по июнь - активный лов кунджи и симы. С июля по ноябрь - начало захода тихоокеанских лососей в реки. Они поднимаются для нереста и зимовки, часть из них скатывается обратно в море в течении осени. Рыбалка на Сахалине уникальна по-своему. Ведь помимо рыбной ловли, можно наслаждаться живописными видами сопок и долин, наблюдать за бурыми медведями, желательно издалека:), ловить креветок, краба и собирать гребешка.

Посетить краеведческий музей Южно-Сахалинска. Музей располагается в здании, построенном в традиционном национальном японском стиле, это единственное в своём роде здание на территории как Сахалина, так и всей России. Именно там можно за короткое время узнать все об удивительном острове на краю страны. Музей очень интересный и достаточно современный.

Попробовать сахалинскую кухню , которая давно стала брендом. Она сформировалась благодаря исторически сложившимся обстоятельствам на стыке нескольких культур - русской, японской и корейской. Особенность сахалинской кухни - это в первую очередь своеобразный микст русской и корейской гастрономии. Корейская кухня была завезена сюда в начале прошлого века переселенцами, прибывшими на остров во время японской мобилизации.



Увидеть японскую железную дорогу . Эта железная дорога была построена, когда остров находился под суверенитетом Японии и назывался Карафуто. Ширина колеи 1067 миллиметров, однако сейчас ее расширяют до российских стандартов 1520 миллиметров. Японский период управления железными дорогами Сахалина тихо подходит к концу и осталось немного времени, чтобы ее увидеть и прокатиться. Часть нерентабельной железной дороги на острове заброшено. В этих местах находятся интересные исторические объекты. Один из самых интересных "Чертов" мост на отрезке в районе станции Николайчук. Даже по мнению сегодняшних экспертов, при его проектировании было принято уникальное инженерное решение — линию ж/д полотна выполнили в виде петли. Выходя из нижнего тоннеля, поезд делает крутой поворот, выезжая почти на вершину сопки, заходит в следующий тоннель и далее едет по мосту.

Съездить в Невельск посмотреть Сивучей. В мире есть только три места, где сивучи устраивают сезонное лежбище в черте города - это Петропавловск-Камчатский, Сиэтл в США и Невельск на Сахалине. Каждый год в январе - феврале, во время межсезонных миграций, около 300 тюленей приплывают на старый брекватер (волнолом) Невельского порта и остаются там до конца июня.

Посетить остров Монерон , сейчас он считается природным парком. Монерон в хорошую погоду видно около Невельска. Добраться туда трудно - это пограничная зона, и для высадки на остров требуется специальное разрешение, да и переплыть туда - удовольствие недешевое. Лучше всего это совершать летом, туда собирают экскурсии.

Активный туризм и трекинг. По острову продуманы пешие маршруты. Во время трекинга вдоль побережья Охотского и Японского морей вы можете увидеть лагуны, гроты и ущелья, каменные арки и колонны, можете забраться на сопки, перевалы и оттуда любоваться красотой острова.

Искупаться на двух морях : Японском и Охотском. Это можно совершить в один день, правда, зимой только на Японском, Охотское замерзает.

Увидеть циклон и узнать, что же такое, когда действительно много снега! Это погодное явление не оставит вас равнодушным, но, к сожалению, подгадать такое событие чрезвычайно сложно. Нам же очень повезло:

Ну... и обязательно пробежать , благодаря нему, собственно, я и посетил этот чудесный остров на краю России.


А если вы уже бывали на Сахалине, чтобы добавили к этому списку?

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама