THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Приветствую, друзья! Река Влтава в Праге, на мой взгляд, является дополнительным украшением города. Столица Чехии очень удачно расположилась на обоих берегах реки, не испугавшись скалистых утесов. Более тысячи лет город разрастался и застраивался, и в настоящее время Влтава довольно равнозначно делит Прагу на две части, причем, в равной степени интересные своими достопримечательностями.

Не будь реки в центральной части города, разве такие превосходные виды были бы на эти известнейшие достопримечательности:

В былые времена в этом месте мост был куда экзотичнее – он был висячим и назывался Рудольфова лавка. Пешеходная Лавка шириною в 3,35 м просуществовала с 1869 до 1914 года, после чего цепную конструкцию заменили железобетонной. Вначале мост назвали в честь эрцгерцога Франца Фердинанда, а позднее переименовали в Манесов, увековечив имя известного чешского художника.

Карлов мост

Приближаемся к центру и самому популярному мосту Праги — Карлову. Заложенный в 1357 году мост-история служит людям седьмой век:

Пешеходный мост со скульптурной галереей, безусловно, является самой запоминающейся достопримечательностью, а дополненный мостовыми башнями, и вовсе стал не иначе, как символом Праги:

Историю возведения моста, его скульптурное богатство и атмосферу я уже подробно описывала в статьях и . Рекомендую перейти по ссылкам. Карлов мост заслуживает пристального знакомства.

Мост Легионов или Легии – так называют мост, который протянулся от Национального театра до подножия Петршинского холма. Это одно из самых длинных соединений двух берегов Влтавы. В этом месте река шире и включает несколько островов – Стрелецкий, остров Жофин и Детский.

Мост Легии также сменил своего предшественника, посвященного императору Францу Иосифу I. С середины XIX века мост Франца I был железным, но на рубеже столетий его перестроили в каменный, украсив пилонами с барочными башенками:

Девять пролетов моста опираются на мощные, но не лишенные изящества фигурные опоры. Мост хорош, с какой стороны на него ни взгляни. Этот ракурс открывается со Стрелецкого острова, который расположен под мостом Легии:

Собственно, на и можно попасть только с этого моста, спустившись по парадной лестнице. Мост Легии несколько раз менял свое название, но в 1989 году наконец-то с этим вопросом определились.

Мост, названный в честь чешского общественного деятеля и писателя Алоиса Йирасека, относительно молодой, так как построен в 1929-31 годах. 6-пролетный мост связывает Нове Место у набережной Масарика с районом Смихов на противоположном берегу:

Йирасков мост протянулся на 310 м. По нему удобно добираться до Детского острова. Этот мост не обладает какими-либо достопримечательностями, но рядом с ним есть интересные объекты. Со стороны набережной это современный и средневековая Шитковская башня.

Вы думаете, мосты через Влтаву в пределах Праги исчерпались? Совсем, нет. Их больше десятка. Если смотреть со стороны Вышеграда к центру, на первом плане окажутся Железный мост и Палацкого. Чтобы помочь туристам разобраться, на одной из смотровых площадок Вышеграда установили каменную карту с изображением мостов и достопримечательностей вдоль берегов Влтавы, попадающих в поле зрения:

Кстати, и Влтава с Вышеградской скалы радует взгляд. В солнечную погоду река, как зеркало, отражает лучи, и вся сверкает, когда смотришь на нее с высоты.

Друзья, если вы уже посещали Прагу, прогуливались по Карлову мосту и наслаждались видами Влтавы в центре, но еще не добрались до или до Летенских садов, в следующий раз включите эти точки в свои маршруты. Влтава и ее мосты с названных возвышенностей смотрятся превосходно.

Ваш euro-проводник Татьяна

Мосты и Влтава... Серебряная нить реки, петляющей по долине, пересекает Прагу посредине, а через нее переброшены мосты, по которым проходят дороги, мосты, словно замысловатые пряжки из самых необычных материалов. И при этом - сколь не покажется это невероятным - город на протяжении тысячи лет обходился одним мостом. Мы знаем, что на месте древнейшего пражского моста - Карлова - уже в 30-х годах X века стоял деревянный мост и по нему провезли на Град тело святого Вацлава из Стара Болеславы. Это, по всей вероятности, деревянное сооружение в 1157 году было уничтожено наводнением, и Владиславу II не оставалось ничего иного, как построить новый мост через реку; в честь королевы Юдиты, которая наблюдала за работами, его назвали Юдитиным. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост , только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы.

Юдитин мост, однако, тоже был не вечен: в 1342 году наводнение снесло 2/3 этой капитальной романской постройки, и от моста спустя некоторое время сохранились лишь остатки опор в реке.

Карлов мост , поднявшийся на этом месте, в длину достигал 520 метров, а в ширину 10 метров и покоился на шестнадцати арках из известняковых блоков, в то время как Юдитин мост крепился на 24 опорах и, очевидно, оказывал большее сопротивление воде, и в результате она одолела его.

Карлов мост , к строительству которого приступили в 1357 году, в то время уже сравнивали с аналогичными сооружениями в Европе. Обычно говорили: дрезденский мост самый эффектный, самый длинный, а пражский - самый прочный. Мост был столь широким по тем временам, что на нем можно было даже проводить (и проводились!) турниры. Например, в 1436 году в честь короля Зикмунда. Впрочем, нас интересует имя его создателя - им был не кто иной, как Петр Парлерж. В эпоху барокко {1683—1714 гг..) украшали мост еще тридцать статуй и группы святых, так что они образовали, пожалуй, самую длинную для того времени галерею подобного рода. В создании этих шедевров участвовали такой известный скульптор, как Матиаш Браун, мастера семьи Брокоффов, Ян Бедржих Кол и другие ваятели эпохи барокко. Самая ценная в художественном отношении барочная скульптурная группа святой Луиттарды, автор М Б Браун (это первая известная работа мастера).

Как и все его предшественники, Карлов мост неоднократно страдал от наводнений; при этом самым большим испытанием, бесспорно, явился 1890 год, когда были повреждены даже некоторые скульптуры. И все же мост выдержал все испытания, перенес все наводнения, все ужасы войн, выстоял. Он был свидетелем гуситских войн, бегства Фридриха Пфальцского после поражения в белогорской битве. В 1648 году он стал местом боев шведских войск с жителями Старого Места и студентами, которых возглавил Йиржик Плахий. Бои развернулись тут и в революционном, 1848 году. Здесь проходили коронационные процессии начиная с Карла IV. Мост долго именовали «Пражским» или «Каменным». Эпитет «Карлов» это сооружение получило, собственно, совсем «недавно», лишь в 1870 году.

Весьма интересно то обстоятельство, что этого одного-единственного моста Праге хватило от эпохи Карла и почти до середины прошлого столетия. Оба берега серебристой реки соединялись, впрочем, еще бесчисленными паромами. Лишь в 20-е годы прошлого столетия родилась идея возвести еще один мост, который соединил бы тот участок берега, где ныне стоит Национальный театр, с противоположным берегом. И в 1842 году на этом месте был построен цепной ампирный мост - Шнирхов; лишь в 1901 году он был заменен новым, более современным сооружением - это нынешний мост 1-го Мая.

Развитие железных дорог привело к тому, что Вышеград был соединен со Смиховом железнодорожным мостом, который сохранился и поныне. Год рождения - 1871. Вскоре после этого, в 1878 году, Влтаву перешагнул и мост Палацкого - второе после каменное сооружение этого типа в Праге. А на месте современного моста Швермы под бывшим монастырем св. Анежки был воздвигнут четвертый мост - цепной мост Франца I. И наконец, у острова Штванице Влтаву пересек еще один железнодорожный мост - его строительство совпало с развитием железных дорог в прошлом столетии.

Кажется невероятным, что и в новое время Прага обходилась столь небольшим количеством связующих звеньев между обоими берегами Влтавы. Впрочем, и у самой Влтавы наверняка был совсем иной вид, чем тот, который открывается нам сегодня, - расстояние между отдельными немногочисленными мостовыми сооружениями было столь велико, что на первом плане оказывалась обширная гладь Влтавы. Все это изменилось в нашем столетии - новые мосты разбили реку на значительно меньшие отрезки, и таким образом родился иной пейзаж, полный очарования: мосты выстроились в ряд один за другим, как бы образуя кулисы, и придали Праге своеобразный колорит большого города.

Посмотрим же на ряд этих бетонных, каменных и металлических конструкций, начиная с железнодорожного моста у Вышеграда. О мосте Палацкого, втором после Карлова каменном мосте, мы уже говорили. Стоит еще упомянуть о трагическом эпизоде в конце второй мировой войны, который наложил свой отпечаток на это сооружение, изменив его вид. Тогда здесь еще стояли четыре скульптурные группы, великолепные творения скульптора И. В. Мысльбека. На новоместском берегу это были Либуше с Пршемыслом и легендарный певец Лумир; на смиховском берегу - Цтирад с Шаркой и Забой со Славоем. Налет американских самолетов 14 февраля 1945 года не прошел бесследно и для этого сооружения. Серьезно поврежденные скульптуры пришлось сразу же после окончания войны снять и переместить в более спокойное место на Вышеграде.

И вот мы уже подошли к первому мосту, созданному в наше столетие, - это Ирасеков мост; его ширина уже могла удовлетворить все более возраставшие требования пражского транспорта. Мост был сооружен в 1928 году и получил свое название в честь писателя, автора исторических романов Алоиса Ирасека прежде всего потому, что Ирасек жил и работал вблизи того места, где ныне стоит мост, 27 лет (с 1903 до 1930 г.). На новоместском берегу прямо напротив моста воздвигнут памятник Ирасеку и тут же старый доходный дом с мемориальной доской.

О мосте 1-го Мая мы уже упоминали, да и Карлов мост мы уже представили, поэтому пройдем дальше вдоль берегов Влтавы, к площади Красноармейцев с Рудольфинумом и зданием философского факультета. Здесь на Карлов ведет бетонный Манесов мост, строительство которого началось в 1911 году и завершилось уже во время первой мировой войны, в 1916 году.

Далее идет самый короткий из пражских мостов, который соединяет Староместскую площадь и легенский берег; его протяженность всего лишь 170 метров, он носит имя Сватоплука Чеха. Сразу за ним над рекой вздымается следующий, мост Швермы, который выходит к легенскому туннелю. Когда-то здесь был цепной мост, который впоследствии был заменен современным сооружением из бетона; он был сдан в эксплуатацию в 1951 году. Необычен Главков мост, состоящий из двух самостоятельных конструкций. Первая, железная, была закончена в 1910 году, вторая часть была сдана в эксплуатацию на два года позже и явилась первой бетонной мостовой конструкцией в Праге. В его украшении принимали участие такие скульпторы, как Штурса, Маржатка и Гутфрейнд, и благодаря их скульптурам этот проект, в общем-то с сугубо функциональным уклоном, стал ценным и в художественном отношении. Мост можно было разделить на две самостоятельные части только потому, что он пересекает самый большой пражский остров - Штванице.

И наконец, мы представим вам еще одно «самое самое...» Одним из самых длинных мостов в Праге стал Либеньский мост, протяженностью 341 метр и шириной 21 метр. Перешагнув через Влтаву и голешовицкую пристань, он соединяет два пражских района - Голешовице и Либень. Мост бетонный, он завершен в 1928 году почти одновременно с мостом Защитников баррикад, последним по течению реки мостовым сооружением в пределах города.

Этот мост, связующее звено между центром Праги и зоопарком, в мае 1945 года стал одним из опорных пунктов Пражского восстания.

Когда гость, приехавший в Прагу, поднимется на Легну и посмотрит вниз, на реку, связанную каскадом мостов, он забудет, наверное, все детали нашего рассказа, из его памяти ускользнет информация о скульптурах, строительных материалах и останется лишь общее впечатление, свидетельство человеческой изобретательности и таланта, кулисы, которыми украсили реку современная техника и творческий труд человека нашего века. И в этой длинной череде мостов, где-то там, в голубоватой дымке, теряется уникальное творение готики, знаменитый Карлов мост , один из ценнейших памятников континента, на котором мы живем. Но мосты в Праге - это не только мосты через Влтаву. Особняком стоит Пороховой мост - единственный въезд в Град через Олений ров, который некогда представлял собой естественное укрепление Пражского града (в нем также содержались олени с 1565 года вплоть до XVIII века).

Многие десятилетия шли разговоры о проекте моста через Нусельскую долину, который соединил бы Нове Место с Панкрацкой равниной на юге города. Правда, поначалу это казалось несбыточной мечтой, но для осуществления любого проекта нужно, чтобы он стал необходимостью. После десятилетий поисков, составления проектов и набросков во второй половине 60-х годов мост, наконец был построен, потому что он стал необходим: десяткам тысяч жителей Южного города нужно быстро доехать до центра Праги; столь же настоятельной стала потребность пересечь город магистралью Север—Юг, трасса которой могла пройти только здесь. Ныне мост функционирует, длина его 490 метров, под ним проходит туннель метро. Четыре пилона поддерживают мост на высоте 40 метров над «чашей» Нусельской долины. Так что строительство моста предусматривало не столько преодоление водной преграды (если считать подобной преградой речушку Ботич, протекающую по долине), сколько преодоление сложностей пражского рельефа.

Вторым подобным мостовым сооружением на суше является дугообразная эстакада автострады, соединяющая Высочаны, с другим крупным современным районом Праги, Северным городом, который стремительными темпами вырос на холме над Высочанами Проектируется и еще один мост, который явится компонентом уже упомянутой магистрали Север—Юг и будет переброшен через вокзал «Прага—Стршед» (Прага—Центр). Этот мост явится почти продолжением Главкова моста.

История красавицы Праги связана с рекой Влтавой, несущей жизнь людям, поселившимся на берегах. «Дикая вода», как называли реку в древности, таила в бурных водах много неожиданностей, связанных с наводнениями, потопами, разрушающими жилища людей. Укротить ее нрав человечество пыталось всегда. Строились многочисленные шлюзы, возводились мосты. Одним из повелителей водной стихии реки стал Карлов мост, соединивший два берега. Он как уникальное ожерелье не только сдерживает непокорную Влтаву, но и достойно украшает её, став достопримечательностью Праги.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Карлов мост считают старейшим архитектурным строением столицы, являясь символом Чехии. Среди 18 мостов города он выделяется своей красотой, неповторимой атмосферой древности. Выполняя функции транспортного сообщения, мост с периода средневековья обладал стратегическим значением всей Европы. По нему шёл «Королевский путь», соединяющий Старый город с Пражским градом. Мост давно стал только пешеходным, но гуляя по нему, затаив дыхание, можно услышать звуки колесницы короля, спешащего в роскошный Королевский двор.

Почти на месте каменного моста до XII века находился деревянный мост, разрушенный злыми силами реки, в 1157 году. Приказ Владислава II о строительстве нового моста из камня был исполнен к 1172 году. Он назывался Юдитин по имени жены короля. Простояло сооружение почти 170 лет. Сейчас останки старинного моста являются интересными артефактами древности, выставленными для обозрения рядом с башней и в подвальном помещении дома, стоящего по адресу улица Лужицкой семинарии, дом 82. Его разрушение было национальным бедствием. Необходимо было возвести особенный мост, не подвластный наводнениям, другим природным катаклизмам.

На помощь привлекались любые силы, даже магические, подсказываемые астрологами тех времён. По их подсказке закладка первого камня моста произведена королём Карлом IV в 1357 году, 9 июля, в 5 часов, 31 минуте. Числа 1,3,5,7,9,7,5,3.1, составляющих пирамиду, украшенную числом 9, считалась благоприятной для начала возведения объекта, рассчитанного на века. Окончание стройки относится к 1402 году. Основным строительным материалом для его создания был выбран монолит из песчаника. Обе стороны надёжно укреплены мощными башнями, спроектированными, как и сам мост 22 летним архитектором Петром Парпержем. К этому времени его талант уже проявился при возведении храма святого Вита.

Общая длина сооружения составляет около 520 м, его ширина почти 10 м. Конструкция поддерживается 16 арками, облицованными обработанными монолитными плитами. Говорят, что потоки воды неугомонной Влтавы помог удержать чёрт. Архитектор, заключивший с ним хитрый договор, состоявший в передаче души первого пешехода по мосту, подсунул черту вместо своего сына черного петуха, победившего его. Сейчас черт напоминает о себе в виде приведения в пасмурный день, раздавая прохожим свой портрет. Но это лишь интересная легенда в числе многочисленных рассказах о достопримечательности Праги. Первоначальным названием моста считается Каменным, потом Пражским.

С 1870 года его стали называть Карлов мост. Все главные исторические события Праги связаны с этим мостом. Например, проход гуситов к Пражскому граду в 1420 году, сломленная атака шведов 1648 года, знаменитые баррикады, расположенные в башне моста, во времена европейской революции 1848 года. Даже последствия катастрофического наводнения в 1890 году, повредившего мост, было полностью ликвидировано восстановительными работами, длившимися два года. Капитальный ремонт моста проводился в период 1975 годов.

На мосту проходил путь для конки, освещаемый керосиновыми фонарями, заменёнными на газовое освещение в 1866 году. Электричество позволило создать здесь в 1908 году трамвайное сообщение между берегами реки. Мелодичный звон трамвая, с оригинальным устройством токосъёмов нижней части состава, заменил стук копыт старинной конки, продержавшись до 1974 года, когда мост стал пешеходным.

Постоянными хозяевами моста стали уличные художники, продавцы изделий народного творчества, музыканты. Знаменитые скульптуры, украшающие его шесть тысячелетий, древние башни, природная сила камней, висящих у воды, наполняют атмосферу моста положительной аурой. Она состоит из энергии мифов, легенд, привлекающей на мост миллионы туристов независимо от времени года.

Необыкновенную прочность каменного гиганта связывают с легендой о специальном растворе из яиц, молока, вина, скрепляющем монолиты песчаника. Считают, что это единственное мостовое сооружение в мире, укреплённое такими продуктами. Не все тайны древнего моста раскрыты к настоящему времени. Например, информация аквалангистов, обследовавших одну из основ моста, о находке необъяснимого слоя утрамбованного мха, который не развивается под водой в естественных условиях.

Обычно, жители XIV столетия собирали его в лесу из пихт, укладывали среди гравия, между камнями для создания оптимальных условий распределения веса моста. А может быть, это определяется магическими силами, охраняющими одно из красивейших древних сооружений Праги.

Мостовые башни

Функции береговых укреплений старинного сооружения выполняли башни, стоящие по обе стороны реки. Долгое время они одновременно являлись торжественным украшением строения. Это архитектурные шедевры, и сейчас функционирующие.

Староместская мостовая башня

При подходе к мосту с восточного направления нельзя не восхититься красивой постройкой Европы средних веков, названной Староместской башней. Вечный каменный мост выглядит ещё величественный с высоты готической башни, возведённой на промежуточной опоре моста в 1390 году. Она повисла прямо нал водами бушующей Влтавы. Высота башни составляет почти 50 м над поверхностью моста. В её внутренние помещения ведёт лестница. Вершину украшает ценная фигурная пластика. Над воротами башни размещены гербы разных земель Римской империи.

Фигура знаменитого зимородка навеки застыла в стрельчатой арке башни. В помещениях постройки хранятся скульптуры святых Чехии Вита, Войтеха, Сигизмунда, а также вошедших в историю королей страны Карла IV, Вацлава IV. Это подтверждает роль башни в качестве триумфальной арки. Два типа тюрем располагались в башне. В подвале находилась тюрьма обычных заключённых.

Этажом выше размещалась тюрьма для осуждённых богатых представителей знаменитых сословий. Во время экскурсий предлагается осмотреть условия содержания заключённых. Седловидной формы крыша, эркеры, острые угловые шпили завершают башню.

На вершине оборудована удобная смотровая площадка, принимающая посетителей по следующему расписанию: июнь-сентябрь с 10 до 22 часов, март-май, октябрь с 10 до 19 часов, ноябрь-февраль с 10 до 17 часов вечера. Во время прогулки полезно вспомнить, что по легенде нельзя слышать крик сыча, пролетающего над башней, чтобы предотвратить пожар в доме. Или заметить таинственного водяного, обитающего под основанием одной из арок.

Малостранские башни

Подходя к мосту с западного направления, надо остановиться у башенных стен, возведённых в разные периоды. Они отличаются индивидуальным дизайном архитектурного стиля. Низкая постройка романского периода существует с XII столетия. Она перестраивалась, дополнялась элементами разных стилей. Например, около 1590 годов она приобрела черты стиля Ренессанса. Башня являлась частью из романской крепости, служащей для защиты моста. Некоторое время башня использовалась в роли тюрьмы для опасных преступников.

Возведение второй башни связано с правлением Йиржи в 1464 году. Постройка напоминает Староместскую башню. Крепкие ворота посреди башен сделаны при Вацлаве IV. Это были две стены, соединённые арочными пролётами. Между ними стояла массивная дубовая дверь с железными засовами.

Роль украшения башни играли зубцы по краям и висящие гербы. На вершине башни обустроена смотровая площадка, открывающая вид Пражский Град, соборы, современную телевизионную башню города. Попадают на нё после преодоления 146 ступенек специальной лестницы. За башнями расположены многочисленные кафе, рестораны, где можно вкусно пообедать.

Скульптуры

Необыкновенная галерея, состоящая из 30 тематических скульптурных групп, украшает мост по всей его длине. Лучшие мастера тех времён создавали её с 1683 по 1714 годы. Сейчас здесь стоят копии скульптур, хранящихся с XX столетия среди экспонатов Национального музея Чехии. Правую сторону моста украшают следующие скульптуры святых:

  1. Бернар Клеровский и Мадонна. (1709)
  2. Доминик и Фома Аквинский возле ног Мадонны. (1708)
  3. Распятие. Статуя размещена на месте прежнего креста, считавшегося единственным украшением в древности (1629 г) На бронзовой скульптуре закреплена табличка с надписью, выполненной на иврите, с восхвалениями Христа. Скульптурная группа считается наиболее древней в галерее
  4. Анна с дочерью на руках (будущей девой Марией) (1707)
  5. Кирилл и Мефодий. Они читают проповеди язычникам (1928) Статую установили за счет средств Министерством образования Чехии.
  6. Иоанн Креститель (1857) Установлена скульптура на месте, где Яна Непомуцкого сбросили в реку. В 1911 году здесь же пытался прыгнуть в волны реки Ярослав Гашек. Прыжок не состоялся благодаря случайному прохожему, который успел подхватить его за ногу
  7. Норберт, Вацлав,Сигизмунд (1853)
  8. Ян Непомуцкий (1683). Будучи духовным лицом королевы, он заслужил наказание за то, что не раскрыл тайну исповеди королевы мужу
  9. Антоний Падуанский с младенцем Иисусом (1707)
  10. Апостло Иуда Фаддей (1708)
  11. Блаженный Августин (1708)
  12. Каетан (1709)
  13. Филипп Беницкий (1714)
  14. Вит с ручными львами (1714) Согласно легенде, когда язычники отдали на растерзание львам святого Вита, они облизали ему пятки, не причинив вреда
  15. Целители Косьма и Дамиан (1709) Инициатором создания скульптуры считается администрация медицинского факультета Карлова университета

На противоположной стороне стоят следующие скульптуры святых:

  1. Вацлав (1858)
  2. Скульптурный ансамбль включает фигуры Иоанна Чешского, Иоанна из Маты, Феликса из Валуа (1714). Внутри скульптуры находится темница. Она охраняется турком, символизирует пещеру с христианами. Исторически это связано с основателями ордена Феликсом и Яном, выкупившими христиан из плена турков. В годы войны статуя служила знаком надежды жителей Праги. Они приносили сюда цветы. Это самая популярная скульптура
  3. Войтех (1709)
  4. Луитгарда разговаривает с Христом (1710). Скульптура считается ценным элементом галереи, изготовленным в барочном стиле. Это самая красивая скульптура галереи
  5. Николая Талентинского
  6. Прокоп Сазавский с ангелами святым Викентием
  7. Франциск Ассизский
  8. Святой Людмилы, обучающей внука читать. Потом он становится святым Вацлавом (1720). Людмила считается первой мученицей Чехии, принявшей крещение от Мефодия. Вместе с Вацлавом являются самыми почитаемыми святыми страны
  9. Франциск Борджиа
  10. Христофор, переносящий через Влтаву младенца Христа
  11. Рыцарь Брюнсвик с прирученным львом. Скульптура закреплена на опоре, поставленной вне ограждений моста
  12. Иосиф с младенцем Иисусом
  13. Оплакивание Христа Иоанном Богословом, Мариной Магдалиной
  14. Святые Варвара, Елизавета, Маргарита с головой дракона возле ног
  15. Фемида и Ива, участвующих в разрешении споров сына и матери. Установлена скульптура по инициативе юридического факультета

Загадать желание

Магия строения родила необычные обычаи, ставшие традициями пешеходов. Заветная мечта сбывается, если думать о ней в конкретных местах на мосту:

  • Рядом со статуей Яна Непомуцкого, имеющего порядковый номер 8. При этом вместе с загадыванием желания надо приложить руку к правой части статуи. Затем прикоснуться к левой части к изображению собаки
  • На решетке, находящейся возле фигуры Яна. Она указывает на место, откуда святой был сброшен в реку. Пальцы прикладывают к пяти маленьким звездочкам. Согласно легенде, они появились над водой, указав людям, где находится тело святого

Говорят, что желание свершится, если прикоснуться к любой скульптуре моста. А влюблённые должны обязательно на нём поцеловаться. Дополняет необыкновенный архитектурный комплекс моста неоготическая лестница, идущая на остров Кампу. Она была здесь всегда. Сначала деревянной, а с 1844 года стала величественной, каменной.

Где находится и как добраться

Пройти на Карлов мост можно сквозь каждую из башен. К Малостранским башням, находящимся с западного направления, можно подъехать автобусом, трамваем. Остановочный пункт называется Malostranské náměst. При поездке в метро надо выйти на остановке Malostranská на зелёной транспортной ветке. До Староместской башни легко приехать трамваем, в метро. Остановочные пункты трамвайной линии называются Karlovy lázně»,«Národní divadlo»,«Staroměstská».

Древние мосты планеты вызывают необъяснимые чувства прикосновения к жизни ушедших цивилизаций, минувших столетий. Может стоя на удивительном Карловом мосту, глядя на таинственные воды реки Влатвы, повезёт увидеть волшебный чешский камень, называемый влтавин. И это его магическая сила, рождённая в период катастрофического формирования земли, проявляется на мосту.

Ежедневно по Карлову мосту (Karlův most) в Праге проходят тысячи человек. Причина популярности проста: эта средневековая переправа сегодня соединяет два важнейших для туристов района города - Старый Город и Пражский Град.

Карлов мост - история

Еще в 1172 году на месте Карлова моста выстроили переправу через реку Влтаву, Юдитин мост. Разрушенный наводнением 1342 года, о своем существовании он напоминает лишь Малой мостовой башней, а также несколькими арками, сохранившимися в подвалах домов.

Juditin most чехи решили не восстанавливать. Южнее его развалин был сооружен под руководством известного немецко-чешского архитектора, Петера Парлера, Карлов мост. Новое сооружение сделали более высоким и широким: при длине в 515,8 м ширина новой конструкции увеличилась на три метра, до 9,4 м, достигая в самом просторном участке отметки в 13,4 м.

Точная дата начала строительства известна лишь по легендам, которые гласят, что время для старта первого дня работ выбрали астрологи. Они порекомендовали заложить камень в основание будущего моста 9 июля 1357 в 5:31 утра, что и сделал сам Карл IV.

Карлов Мост - Малостранские мостовые башни
Карлов Мост - Староместская мостовая башня

Карлов мост - архитектура

Образцом для строительства служил, очевидно, Каменный мост в Регенсбурге. Полотно удерживает 16 арок, изготовленных из песчаника. Защищают мост три башни, две из которых расположены на стороне Мала-Страны. При этом Староместская мостовая башня считается одним из красивейших готических сооружений в городе и Европе.

Между 1683 и 1714 годами мост украсили цепью из 30 барочных статуй. Сегодня все они заменены репликами, а в те времена участие в их создании принимали знаменитейшие богемские скульпторы. Все изваяния посвящены почитаемым святым рубежа веков. В 1965 году их с целью сохранения перенесли в Национальный музей.

Карлов Мост - скульптуры
Карлов Мост

Интересно, что среди скульптур Карлова моста (это имя было дано переправе в 1870 году, на волне национального возрождения) нет представителей политиков, ратовавших за создание сильного чешского государства. Так, здесь не найти скульптуры даже Карла IV и Вацлава IV. Увидеть можно лишь распространителей и идеологов католицизма (св. Бернард, св. Иво, Фома Аквинский и т.д.).

Карлов мост (Karlův most), изначально называемый Пражским, неоднократно проходил через испытания природными стихиями и антропогенными происшествиями. В отличие от предшественника, ему удалось выстоять. Так, в 1432 году три опоры были повреждены в результате наводнения, в 1496 году сломалась третья арка, а в 1648 прямо на мосту велись сражения между шведами и чехами в ходе Тридцатилетней войны. Тогда же переправа лишилась большей части своих украшений.

Несмотря на то, что и позже Карлов мост сталкивался с разрушительной силой природы (например, в 1748 году сразу пять опор пострадали от наводнения), свой современный облик переправа получила на рубеже XVII - XVIII веков. Однако испытывать ее судьбу продолжала не только стихия. В конце XIX столетия по мосту пустили линию конки, а позже - трамвай с нижним токосъёмом. К счастью, городские власти вовремя одумались, а с 1974 сделали переправу пешеходной.

Стоит отметить, что Карлов мост, как единственное связующее звено между двумя берегами, сыграл важную роль в истории развития города. Так, когда стало понятно, что его содержание потребует немалых сумм, контроль за уплатой пошлин поручили Мальтийскому ордену и Ордену Крестоносцев Красной Звезды. Получив под контроль, соответственно, восточную и западную части моста, они возвели целые районы: один вокруг Мальтийской и Велкопреворской площадей, а второй около площади Крестоносцев.

Как и сам мост, связанные с ним элементы являются архитектурными памятниками. Заслуживают внимания путешественников неоготическая лестница на остров Кампу (1844 г), все три башни, лестницы.

Карлов Мост - вечером
Карлов Мост - на рассвете

Немаловажную роль этот архитектурный объект сыграл и в истории города. Если верить преданиям, именно отсюда был сброшен в мешке Ян Непомуцкий, почитаемый чешский святой. После казни 27 июня 1621 г лидеров антигабсбургского восстания на Староместской мостовой башне 10 лет висели головы 12 лидеров протестантского движения. С 1438 года по мосту проходил Королевский путь - маршрут, по которому будущие чешские правители ехали на церемонию коронации.

Сегодня Карлов мост - один из самых известных в Европе. Гости Праги верят, что загаданные здесь желания обязательно сбываются. Ну а скептикам, несомненно, доставит удовольствие знакомство с уникальным произведением искусства средневековых архитекторов.

Видео:

Карлов мост - адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1

История строительства Карлова моста началась в 1357 году под эгидой короля Карла IV, а закончилась в начале XV века. Его предшественником был Юдитин мост, возведенный в 1172 году во время правления Владислава II и его супруги, королевы Ютты Тюрингской, в честь которой он и получил свое название. Карл IV застал мост в период его активного использования, однако по причине роста в сфере строительства, торговли и общественных потребностей уже тогда возникла необходимость в его модернизации. Во время наводнения, произошедшего в 1342 году, Юдитин мост подвергся сильному разрушению. Тогда король принял решение возвести новый, более усовершенствованный мост, который будет соответствовать всем современным нуждам.

Согласно легенде, перед тем, как начать строительство, Карл IV попросил помощи у астрологов. Они определили идеальное время (год, день и час) для начала возведения “вечного” моста. Правитель дождался определенного астрологами благоприятного момента и заложил первый камень. До сегодняшних дней Карлов мост не нуждался в капитальном ремонте, лишь изредка появляется необходимость в небольшой реставрации.

Сооружение, соединяющее два берега реки Влтавы, изначально называлось Каменный мост или Пражский мост, но в 1870 году его официально переименовали в честь создателя – Карла IV. Карлов мост еще с тех далеких времен служил связующим звеном Пражского Града и Старого Города. В течение многих лет его использовали как основную дорогу, по которой монархи курсировали из Королевского двора на территорию Града. Обычным гражданам за проезд и проход по нему приходилось вносить плату.

В 1974 году он получил статус пешеходного моста. Сегодня там можно увидеть уличных художников, музыкантов, торговцев картинами и продавцов различных украшений и сувениров.

Карлов мост представляет собой величественное сооружение, опирающееся на 16 мощных арок. Опоры отделаны тесаными плитами из песчаника. Высота его равняется 520 м, а ширина - примерно 10 м. С обеих сторон мост защищен тремя башнями – две из них находятся на стороне Малой Страны, а третья расположилась на берегу Старого города. Последнюю часто называют одним из самых удивительных гражданских сооружений в готическом стиле.

Главный мост Праги украшает скульптурная галерея из 30 статуй, изображающих чешских святых. Большинство из них созданы в стиле барокко в период между 1683 и 1714 гг. Известнейшие чешские скульпторы того времени участвовали в оформлении моста: Матиаш Браун, Ян Брокофф, а также его сыновья, Фердинанд Максимилиан и Михал.

Самые знаменитые скульптуры уникальной галереи - группа "Распятие", "Видение св. Луитгарды", каменный лик Яна Непомуцкого, а также работа скульптора Брокоффа, изображающая турка, который стережет попавших в плен христиан. Статуя Яна Непомуцкого изображает чтимого в чешской столице мученика, которого Вацлав IV утопил в водах реки Влатва. Она пользуется огромной популярностью на Карловом мосту – существует поверье, что если прикоснуться к ней и загадать желание, то оно непременно сбудется в ближайшем времени.

Скульптура "Распятие":

Статуя мученика Яна Непомуцкого:

Турок, стерегущий христиан:

Начиная с 1965 года, все статуи постепенно заменялись копиями, а оригиналы перемещались в Национальный музей на Выставиште, где находятся по сегодняшний день.

Ближайшая к Карлову мосту остановка общественного транспорта на левом берегу Влтавы - Малостранска (Malostranská). Добраться до нее можно на трамваях №1, 8, 12, 18, 20 и 22, а также с помощью метро (линия А). На правом берегу рядом с достопримечательностью находится остановка Староместска (Staroměstská), до которой можно доехать на трамваях №17, 18 и на метро (линия А).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама