THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Загадки прошлого постоянно удивляют людей, вот и космонавт на соборе Святого Иеронима, еще одна загадка, которая пришла из прошлого. Знакомитесь, космонавт на храме пришедший к нам из прошлого.

На стене Собора святого Иеронима в испанском городе Саламанка, среди прочих украшений находится весьма любопытный и загадочный горельеф пришедший к нам из прошлого, до сих пор вызывающий недоумение и растерянность ученых всего мира. Дело в том, что средневековые мастера изобразили на нем… космонавта в современном скафандре.

Умело высеченная из камня фигура на храме Иеронима поражает точностью всех деталей. На груди у «космонавта» изображен некий прибор, от которого за спину идут шланги, очень похожий на дыхательный аппарат, а его ноги обуты в ботинки на толстой рифленой подошве. Такое изображение было бы обычным в ХХ веке, но собору почти тысяча лет! Откуда строители храма могли узнать, как будут выглядеть будущие покорители космоса?

Скептики могут сказать, что фигура могла быть добавлена при последней реставрации Собора Святого Иеронима в 1990 году, и эту версию старательно поддерживает администрация храма, дабы уберечь свой храм от повышенного интереса туристов и прессы. Однако собор давно находится под охраной ЮНЕСКО, и все реставрационные работы с документацией по ним проходят строжайший контроль. В такой ситуации, ни один реставратор не посмел бы «пошутить» подобным образом изваяв космонавта. К тому же подобные вольности строго преследуются законами католической церкви.

Сами церковники считают, что космонавт – это не загадка прошлого, а просто один из монстров, которыми очень часто украшали наружные стены соборов в Средние века, для примера достаточно вспомнить знаменитых гаргулий на Нотр-Дам-де-Пари. Подобные чудовища призваны, с одной стороны, охранять храм, а с другой, показывать прихожанам какие ужасы могут ждать человека вне стен священной обители.

Ученые же считают, что «космонавт» мог появиться на стене собора святого Иеронима если не в средневековье, то самое позднее, при последней перестройке храма в XVIII веке. Даже если это так, от галантного века до эры покорения космоса все равно весьма далеко. В подтверждение почтенного возраста фигуры космонавта на храме служит и тот факт, что в библиотеке одного из университетов были найдены старинные гравюры начала XIX века, где она отчетливо видна, и расположена на том же месте, что и в наши дни.

Сохранились средневековые рукописи, где упоминаются загадочная встреча монахов с весьма необычными существами, «кожа у которых была спрятана под наружной кожей». Что это были за существа остается только догадываться, но тогда становится понятно желание служителей церкви оставить память о столь странных событиях, а возможно, и предупредить потомков о какой-то неведомой опасности.

Как бы то ни было, «космонавт» все еще хранит свою тайну и остается главной загадкой прошлого, наблюдая спокойно с высоты соборной стены Святого Иеронима за суетой современного мира. Хочется надеяться, что однажды эта загадка будет разгадана, и мы узнаем, какие тайные знания были доступны людям в «темные», по нашему мнению, Средние века.

У северного входа в кафедральный собор Саламанки всегда многолюдно: группы туристов задерживаются возле портала, обрамлённого скульптурами

Взгляните на фигуру астронавта, - указывает гид на небольшую скульптуру метрах в двух над порогом. - Это портрет Нейла Армстронга, ступившего первым на поверхность Луны.

Постояв на крыльце собора четверть часа, я услышал от разных гидов ещё две версии: это Джон Гленн, первый американский астронавт; Эдвард Уайт, первый из американцев вышедший в открытый космос. Во всех случаях испанские экскурсоводы ссылаются на местного реставратора, который двадцать лет назад решил поместить у входа в собор фигурку покорителя космоса. Серхио Аррела, замдиректора музея кафедрального собора, прокомментировал моё недоумение: да, действительно в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе эту маленькую художественную шалость.

Шутка архитектора или монстр?

Однако у Родриго Соланеллеса, викария собора, другая версия, он решительно отверг эту «ересь»:

Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть - епархия никогда не утвердит еретический элемент декора.

- Но как же тогда астронавт попал на стену собора?

- Поменьше доверяйте экскурсоводам, - иронично заметил падре. - Это обычный для Средних веков монстр, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество, они символизируют те исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.

Ещё раз вглядываюсь в скульптурное убранство северного портала. Действительно, вот правее «астронавта» типичный монстр: бородатая обезьяна с человеческим взглядом и вульгарно оттопыренным задом (см. фото). От этого чудища хочется немедленно спрятаться под церковную сень.

Что же касается спорной фигуры, пожалуй, нет - всё-таки это астронавт: классический скафандр, как в Музее космонавтики на ВДНХ; на груди - коробка какого-то прибора, и поперечные кольца дыхательного шланга реалистически прорисованы, и даже рифлёная подошва ботинок (см. фото).

Приключения монахов

Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки и одновременно руководитель Ассоциации авторов альтернативных научных концепций, уверен, что интересующая меня фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Эта его уверенность имеет строго научное обоснование: в библиотеке университета студенты господина Сансы отыскали гравюру начала XIX века с фотографически точным изображением всего скульптурного убранства собора. Так вот, «астронавт» занимает на этой гравюре то же самое место, что сегодня. А в рукописях эпохи Возрождения есть несколько упоминаний о встречах саламанкских монахов со странными существами, у которых «кожа спрятана под наружной кожей». Выходит, никакого произвола реставратора здесь нет.

Остаётся добавить, что весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 г., то есть за несколько лет до начала его реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур «астронавта» или кого-либо ещё невозможно.

Получается, странный монстр, поразительно точно совпадающий обликом с космонавтом-астронавтом, изготовлен мастерами Средневековья (максимум XVIII столетия). Другой вопрос: зачем? Может, в самом деле впечатлённые встречей с загадочными существами, имеющими «кожу, спрятанную под наружной кожей», мастера решили оставить память об этом незабываемом событии?

Первое, что приходит в голову – фотошоп, но нет, астронавт настоящий. Фигурка – давно известный в мире артефакт. Она находится в испанском городе Саламанка – украшает один из кафедральных соборов. Правда не тот, который был построен в 1102 году – так называемый Старый собор (Catedral Vieja), а более поздний – Новый (Catedral Nueva), возведенный в период с 1513 по 1733 год. Разница почти в 500 лет, надо сказать, непринципиальная. И в то время космонавтов не было. И все же на стене собора он есть. Да еще в ботинках с рифлёными подошвами...

Сенсация состоялась после того, как современная фотооптика позволила различать мелкие детали великолепного архитектурного убранства на большой высоте, ранее недоступной туристическим фотокамерам.


Вот тогда-то туристы и разглядели среди мифических существ на барельефе того, кого быть там точно не может. А в результате историки и музейные работники вынуждены нервничать и отвечать на простодушные вопросы недоумевающих туристов. Хуже всего то, что специалисты никак не могут выработать единую версию случившегося и не согласовывают друг с другом свои ответы.


Впервые фигуру астронавта заметили в 1995 году, Серхио Аррела, замдиректора музея кафедральногособора заявил, что в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе маленькую «художественную шалость».


ЗАГАДКА СРЕДНЕВЕКОВОГО АСТРОНАВТА
01/05/2017

Астронавт! На стене древнего испанского собора Святого Иеронима, построенного в 1102 году! Такие заметки с соответствующими фотографиями обсуждает блогосфера более 10 лет.

Это был самый радикальный ответ – другие отвечающие не решаются заходить так далеко. Потому что следующим вопросом синьору Арелла будет «а сколько вообще маленьких шалостей допущено «скульпторами-реставраторами» и сколько творческой свободы даётся при «реставрации»?» Это чрезвычайно болезненный вопрос, так как весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 году, за несколько лет до начала реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние, то есть признан одним из абсолютных шедевров. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур астронавта или кого-либо ещё невозможно.
Понимая, что таких скользких вопросов не избежать, викария собора Родриго Соланеллес занимает диаметрально противоположную позицию:

«Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть – епархия никогда не утвердит еретический элемент декора».
Другими словами, на боковых вратах собора нет астронавта, а кто думает иначе, тот ошибается. По словам священника, это обычные для Средних веков монстры, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество. Они, дескать, символизируют исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.
Впрочем, высказывания викария ещё не самое странное в этой истории. Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки, убеждён, что фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Он утверждает, что астронавт есть на гравюре XIX века. Но только вот гравюру общественности не предъявляли.
Кстати, фотография 1995 года показывает астронавта с совершенно целым лицом, а на снимках, сделанных два года спустя, его лицо серьёзно повреждено неумолимым течением времени.
Возможно, именно эти противоречия подогревают интерес к истории, которая не так уж и загадочна. Ведь, в принципе, размещение неких символов, характеризующих эпоху, во время которой проводится реставрация, – весьма распространенная практика. Забавно только то, что скульптор просто выбрал космическую тематику.


На старинном кафедральном соборе в Саламанка, расположенном в Кастилии-и-Леоне у северному входу в новый собор, где на портале у «дверей Рамоса» (Puerta de Ramos), прямо напротив дворца Анайя, на большой высоте парит в «невесомости»… современный космонавт в полной «боевой» экипировке - скафандре с дыхательным шлангом, шлеме, приборной коробке на груди и ботинках с рифлеными подошвами. Данная фигура даже получила неофициальное название - «Святой космонавт».

Откуда же взялся этот космонавт на стене старинного собора? Объяснение достаточно простое: в 1992 году во время реставрации обветшавших от времени дверей Рамоса один из реставраторов, некто Мигель Ромеро, проявил творческую инициативу, украсив стену подобной фигурой. Далее версии разнятся: кто-то считает, что реставратор таким образом решил подшутить. У других - более прагматичное объяснение: Ромеро, внеся современный элемент на фасад старинного храма, хотел подобным образом увековечить знаковое для ХХ века событие - покорение человеком космоса. А вот кого конкретно изображает фигура, тут версий много. В качестве каменного персонажа фигурируют: первый космонавт планеты, россиянин Юрий Гагарин, первый американский астронавт Джон Гленн, первым из американцев вышедший в открытый космос Эдвард Уайт, первым ступивший на поверхность Луны американский астронавт Нейл Армстронг и т.д.

Тем не менее, очень многие склонны верить в то, что фигура космонавта здесь находилась изначально, а, стало быть, имеет таинственное, выходящее за рамки обычной логики, происхождение. Говорят о том, что шутка реставраторов в данном случае исключается по целому ряду причин. Во-первых, изображение космонавта зафиксировано на гравюрах XIX века. Во-вторых, в старинных рукописях Саламанки якобы имеются сведения о встречах монахов с существами из других миров. В-третьих, реставрация всегда идет по канонам, утвержденным в средние века, а в случае объекта, являющегося наследием ЮНЕСКО, и вовсе требуются дополнительные экспертизы, согласования и разрешения. Говорят также, что и не космонавт это вовсе, а некое адское отродье, коих немало «обитает» на стенах, фасадах и капителях колонн старинных европейских храмов.

В доказательство «чудесной» версии происхождения космонавта приводится целый ряд других аналогичных находок. Например, изображения космонавтов на японских нецке, модель самолета из древнеегипетской гробницы, инкские золотые «самолетики», изображение Дарта Вейдера на Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне, а также изображение человека с ноутбуком и мобильным телефоном на мозаике станции метро «Киевская Кольцевая» в Москве, построенной в далеком 1954 году.

Нужно сказать, что на стене собора в Саламанке имеются и другие, менее известные, но не менее любопытные фигуры. Например, фигура улыбающегося дракона с тремя шариками мороженого. Или мальчика с не по-детски развитым мужским достоинством.

Гиды и экскурсоводы не торопятся переубеждать поклонников «чудесной» версии появления астронавта на стене старинного храма. Ведь, самое главное, заинтригованные туристы приезжают сюда, пополняя местную казну.

Ну и на последок вот вам фигура со стен шотландского аббатства Пэйсли , расположенного неподалеку от Глазго, в которомс целью реставрации были сняты все статуи гаргулий. Некоторые фигуры удалось восстановить, другие же пришлось попросту делать заново. Один их реставраторов постарался на славу, смастерив статую инопланетянина из фильма “Чужой”.

Древний город Саламанка находится в западной части Испании. Это важный культурно-исторический центр страны, который с 1985-го года стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Одной из самых интересных местных достопримечательностей является расположенный в центре Саламанки Новый кафедральный собор (Catedral Nueva de Salamanca) на фасаде которого можно увидеть фигуру самого настоящего космонавта.

Строительство собора Вознесения Богородинцы началось в 1513-м году и продолжалось на протяжении двух столетий. Благодаря таким затяжным работам в архитектуре Catedral Nueva de Salamanca можно увидеть стили, которые и поздней готике, и барокко. Здание собора имеет 150 метров в длину и 50 в ширину, его высота под копалом составляет 80 метров. Несмотря на некоторые недоработки, открытие храма состоялось в 1733-м году.

Уже в 1755-м Новый собор Саламанки нуждался в восстановительных работах – после сильнейшего Лиссабонского землетрясения покосилась 93-метровая колокольня, обрушился главный купол, а большие трещины и до сих пор можно увидеть в стенах древнего здания.

Однако, Новый собор Саламанки больше привлекает туристов не красотой своей древней архитектуры, а загадочной фигурой космонавта, которая является частью расположенного над входом узора. В северной части здания всегда многолюдно – всем взглянуть на изображение человека в скафандре на стене собора.

У проводящих по Новому собору Саламанки гидов есть много интересных версий по поводу того, как на фасаде древнего здания появился астронавт в полной амуниции. Но правда заключается в том, что во время проводимых в 1990-м году реставрационных работ фигура космонавта была добавлена скульптором Мигелем Ромеро. На самом деле главный вопрос заключается в том, почему же он это сделал и настоящая тайна кроится именно в нем.

Викарий Нового собора Саламанки категорически отвергает предположение, что фигура космонавта была шуткой и вольной интерпретацией скульптора-реставратора. Проводимые реставрационные работы велись в четком соответствии со всеми средневековыми канонами. К тому же, в отношении объекта ЮНЕСКО любые вольности являются просто недопустимыми. Как утверждает викарий собора, таинственная скульптура — типичный для средневековья монстр и любое сходство с реальными персонажами является вымыслом.

Интересно, что в сохранившихся древних рукописях Нового собора Саламанки есть сведения о том, что его монахам, возможно, доводилось сталкиваться с представителями внеземных цивилизаций. Более того, исследователь Эстебан Санса обнаружил датируемую началом 19-го века четкую гравюру фасада собора, где на этом же месте изображена точно такая же фигура.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама