THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Небольшой поселок Листвянка, находящийся на побережье байкальского озера, стал центром внимания российских СМИ. Это началось после того, как Байкал продали китайцам. Многие газеты утверждают, что китайские инвесторы собираются покупать земли и сделать этот район провинцией Китая.

Аренда земель

Известно, что еще в 2015 году, одна из китайских компаний, находящаяся на территории города Чжэцзян, заключила соглашение по поводу аренды байкальских земель. Договор предполагал продажу земель на 49 лет вперед, площадью 115 000 гектаров, которые китайцы планируют использовать в своих целях — для выращивания риса и другой сельхозпродукции.

По словам одного из руководителей проекта китайской стороны, все детали о выгоде для всех партнеров будут решены после того, как наладят техническую сторону вопроса. Однако после первых инвестиций в сумме около 28 000 000 американских долларов началась интенсивная вырубка лесов. Вся древесина в полном объеме была импортирована в Китай, а работы по вырубке лесов продолжаются до сих пор.

Помимо этого инвесторы Китая потребовали у Путина контрактное сотрудничество с российской нефтяной компанией, добывающей нефть на территории Сибири. После чего, руководители Кремля одобрили право на использование сибирских земель на предмет исследования ископаемых ресурсов. А по данным местной СМИ, китайцы скупают территории для будущей разработки и делают это на несколько десятков лет вперед.

Аренда воды

Главной задачей проекта китайского Байкала, является монтаж водяного трубопровода на озере, по монгольским землям, а затем через пустыню Гоби. Конечной точкой назначения является столица провинции Ганьсу — китайский пригород Ланьчжоу. Этот проект был включен как основной пункт, договора 2015 года.

Проект был разработан китайскими специалистами из института районного управления города Ланьчжоу по планировке. С теоретической точки зрения, данная разработка вполне реальна и никаких трудностей возникнуть не должно.

Для Китая, это очень важный проект, который поможет решить проблему с дефицитом пресной воды в стране. Китайцы намерены использовать около семи процентов водных ресурсов, что является неприемлемым показателем, учитывая что Китай занимает 20% населения Земли.

Инвесторы Пекина планируют занять лидерские позиции, в рыночных отношениях, подразумевающих продажу питьевой воды, транспортируемой с Байкала. В перспективах будущего, они собираются откачивать около 2 000 000 тонн воды в год. А торговая марка «Колодец Земли» уже запатентована во многих странах Европы на двух языках.


Путин рассчитывает получать неплохой процент от продажи воды, утверждая, что полученные средства пойдут на восстановление и развитие инфраструктуры сибирских регионов. Однако тот фактор, что китайцы намеренно скупают земли Сибири, говорит об обратном.

Итоги

Многие россияне и жители байкальских поселений выражают свое недовольство, что земли Сибири продали Китаю. Некоторые уверены, что их отдали не обдумано, и утверждают, что китайцы целенаправленно и открыто хотят скупить российские земли, которые когда-то якобы являлись территорией великой китайской династии.

По мнению многих журналистов газеты «Комсомольской правды», кроме воды и леса, КНР планирует вкладывать средства в следующие виды деятельности:

  • перерабатывающая промышленность;
  • добыча нефти;
  • международный туризм.

С точки зрения экологии, лесам и побережью озера Байкал может быть причинен огромный ущерб. Этому способствует постоянное уничтожение лесов, прокладка трубопровода и других коммуникаций. Эти места являются средой обитания многих редких животных и птиц, которые в процессе строительства и прогресса могут исчезнуть. Однако ни Кремль ни правительство Китая это не волнует. Если китайские инвесторы купят большую часть земель, то контролировать ситуацию будет практически невозможно.

Местные власти убеждают жителей, что потребляемые ресурсы китайским байкалом, не принесут значительного ущерба, так показатели вырубки лесов и транспортировки пресной воды не превышают экологические нормативы. А доля прибыли окупит ущерб и часть средств будет вкладываться на восстановление живых ресурсов Сибири, в особенности — тайги. Тем более, власти больше не планируют продавать свои территории и делают все возможное, чтобы сохранить экологию.

По мнению Никиты Исаева — лидера партии «Новая Россия», российские политики разумно оценивают ситуацию, сложившуюся на Байкале и не допустят экологического кризиса. Тем более китайцы обещали не компенсировать принесенный ущерб, но и внести вклад в другие сибирские проекты, которые очень выгодны для России.

Незаконного строительства гостиницы в водоохранной зоне, никак не повлияло на общую проблему этого некогда крепкого промышленного населенного пункта. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с рождественским фоторепортажем из туристический «Мекки» Иркутска, подготовленным редакцией сайта babr24.com .

«Слово «Мекка» сознательно взято в кавычки. Грязь, заваленные снегом тротуары, нелегальная торговля запрещенным к вылову и продаже омулем, пьяные китайские туристы, полное отсутствие парковок и нормальных дорог — вот портрет современной Листвянки. «Отдыхать» здесь можно только в очень нетрезвом состоянии. Чем так называемые туристы и занимаются. Полиции нет, властей нет — полная свобода», — поясняют иркутские коллеги.

Светлана Шаповалова © ИА REGNUM

Напомним, до начала XX века посёлок именовался Лиственничное. Свое название он получил по лиственницам, растущим на расположенном рядом Лиственничном мысу (его тоже сейчас активно осваивают), но упрощенный сленг сделал своё дело. Под его влиянием официальное название было заменено на Листвянку. Расположена она по правую сторону истока реки Ангара и вытянута на северо-запад вдоль озера Байкал (залива Лиственничный) на 5 км.

Год основания поселения доподлинно неизвестен. В краеведческой литературе существует версия, что первая русская хата промышленника Романа Кислицына была построена там в 1725 году. Почти 300 лет назад основными занятиями жителей Лиственничного были промыслы: охота и рыболовство. Оттуда отправлялись в научные экспедиции Бенедикт Дыбовский и Бернгард Петри , здесь жили и работали многие выдающиеся исследователи Байкала. А самым важным предприятием Листвянки была судостроительная верфь (бывшие судоремонтные мастерские Байкальской паромной переправы). На ней были построены многие суда Байкальского флота, а также собраны построенные в Англии знаменитые паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» . Все эти объекты ныне заброшены, а вот гостиница бывшего мэра Листвянки Татьяны Казаковой , в 2008 году уличённой в ряде серьезных экономических преступлений, до сих пор является самым видным объектом.

«Говорят, что по проекту он должен был быть трехэтажным. По команде владельца отель надстроили без изменения конструкции фундамента. А еще не совсем понятно, куда стекает канализация из этого отеля», — информирует babr24.com .

Впрочем, за десять лет таких объектов стало в разы больше. Сколько именно — не знает даже глава администрации Листвянки Александр Шамсудинов .

«К реализации частных земель мы отношения не имеем и повлиять на собственников не можем. Я знаю, что на бумаге — это жилые дома, а по факту — коммерческие объекты, нигде официально не зарегистрированные. А все потому, что в России граждане других государств имеют законное право покупать землю (кроме сельхозугодий)».

По словам местной общественницы Юлии Иванец , активная скупка началась два-три года назад:

«Я обратила внимание на штендеры китайские. Не владею, к сожалению, китайским, и я не понимала, о чём надписи. А когда их уже стали переводить, люди ужаснулись. Гиды тоже рассказывают туристам, что Байкал — это северное море китайцев , на котором раньше жили их племена, и территория временно принадлежит России . Второе — китайцы уверены, что концу 2020 года скупка земель на Байкале наберет еще большие обороты, поскольку существует федеральный закон 473-й «О территориях опережающего социально-экономического развития России (ТОР)».

Этой ситуацией весьма обеспокоены не только общественники. Депутат Госдумы РФ, председатель межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен сообщил, что в 2018 году китайцы прогнозируют рост количества своих туристов в Иркутскую область до миллиона человек в год. Сам факт скупки земли на Байкале китайскими предпринимателями в интервью irk.ru он назвал «вопиющим» и отметил, что в Госдуме начали обсуждать, как усовершенствовать законодательство для китайских и российских предпринимателей.

Светлана Шаповалова © ИА REGNUM

« Скажем так, то есть на примере конкретно одной только Листвянки. Сегодня никто не ответит на вопрос, сколько китайских гостиниц работает на территории Листвянки, но легально работают только три из них. (…) При этом количество проданных китайским гражданам участков, которые находятся на берегу фактически Байкала в Листвянке, — порядка 37, по-моему, или 40 », — заявил Сергей Тен.

Но иркутские корреспонденты, на днях посетившие Листвянку, свидетельствуют: « Листвянка — это сотни гостиниц . В основном нелегальных». «Китайцы всюду. Их тысячи. Спасибо, что не миллионы ».

В торговых точках обнаружились горы омуля. В свободной продаже находится также икра этой запрещённой к вылову рыбы. Это означает, что омуль был выловлен в период нереста.

«Китайский политик объездил Сибирь . Его спрашивают о впечатлениях.

Иркутск - красивый город. Красноярск - красивый город. А Омск вам оставим».

Когда-то над этим анекдотом смеялись, а теперь чуть ли не плачут. Жители туристического поселка Листвянка на берегу Байкала написали петицию Владимиру Путину с просьбой защитить от китайской экспансии. Будто бы бизнесмены из Поднебесной выкупили уже десятую часть местных земель и застраивают гостиницами. Весь поселок обклеен объявлениями с иероглифами, а гиды рассказывают туристам, что Байкал - это северное море китайцев, на котором раньше жили их племена, просто временно принадлежит России . Корреспонденты «КП » разбирались в ситуации.

«Байкал принадлежал Поднебесной 200 лет назад»

«Два китайца без стеснений вешают на забор баннер, - пишет на своей страничке в соцсетях директор театра авторской песни на Байкале Евгений Кравкль. - С этой сценки год назад началась борьба местных жителей против будущего китайского анклава на нашей земле. В объявлении есть так называемый куар-код. Китайские туристы наводят на него смартфон и получают полную базу данных об участках, которые можно купить на Байкале. Мы не сразу догадались, что происходит…».

Житель Листвянки Евгений Кравкль: "Омуль ловить запретили и местным остается только продавать свои земли"

И правда. Уже на въезде в туристический поселок рядом с кладбищем видны стены, вероятно, будущей китайской гостиницы. Железобетонного монстра норовят вырастить десяток иностранных рабочих.

Что здесь будет? - пытаемся наладить международную дружбу с одним из строителей, но тот по-английски скрывается в коридорах.

Едем дальше и уже через десять метров видим огромный баннер на русском и китайском языках «Продается земельный участок». Тут же другая вывеска зазывает в китайский ресторан, из которого выходит толпа туристов с мороженым в руках - почти как коренные сибиряки!

Не холодно вам мороженое-то кушать? - спрашиваем мы и слышим в ответ заливистый смех.

Это я им предложил, - признается гид-китаец, который уже третий год работает в наших краях. - Они с юга Китая приехали - из Гуаньчжоу . Зимой туристы в основном оттуда, а летом - из Гонконга . Скучают мои земляки по снегу, по льду. Льда в Листвянке пока нет, вот я и подумал, что можно это мороженым компенсировать.

А условия проживания нравятся?

Жить можно! Конечно, похуже, чем у нас в Китае, но получше, чем раньше здесь было.

Пока мы разговаривали, мимо проехал туристический автобус. Сомнений не было - везет пассажиров из Азии . Прощаемся с одними гостями из Поднебесной и пускаемся в погоню за другими. Удивительно, но припарковался автобус рядом с… русской гостиницей. А кто ж тогда останавливается в китайских?

Откуда гости? - спрашиваем у гида.

Из провинции Вэньчжоу , - на ломанном русском пытается объясниться он. - Знаете? Юг Китая.

Китаец в Листвянке: "Весь наш народ знает свою историю... о Байкале"

А кто приехал? Бизнесмены?

Да, бизнесмены, пенсионеры, студенты. Недельку отдохнут здесь, на снег посмотрят.

А что вы им рассказываете о Байкале?

Что он принадлежал Китаю 200 лет назад. Но они и так знают нашу историю.

Выкупают землю под дома, а строят отели

Что в русских гостиницах, что в китайских - условия проживания и цены одинаковые. В этом мы убедились, когда переступили порог азиатского отеля. Хотя как сказать азиатского: название русское, здание построено из дерева в лучших русских традициях, а кухня европейская. Китайского хозяина выдает только интерьер: картины с пейзажами Поднебесной, иероглифы на ресепшене.

Врач из Усть-Илимска Денис Матвеев: "А пусть китайцы строят гостиницы, но работать-то в них будут наши"

Отдыхом доволен, условия комфортные, приезжаю сюда уже не первый год. Может, местному населению китайцы и намозолили глаза, но мне они не мешают, - удивил нас постоялец, врач-терапевт из Усть-Илимска Денис Матвеев .

«Намозолили» не то слово. В Листвянке только и разговоров о нашествии иностранцев. Зашли мы в местный музей, а там три сотрудницы, словно заговорщицы, обсуждают ДТП , которое устроил китаец.

А помните авария-то была, на Островской? Несется на грузовике, никого не видит. Врезался и говорит, что не виноват. Но полицейские приехали и постановили, что виноват.

Ну он же не специально людей давил.

Все равно наглые китайцы. Что ты, не знаешь, как перегородят улицу своими чемоданами и не реагируют, когда им сигналишь...

А стычки-то были? - вмешиваемся в спор и говорим, что мы из газеты.

Учитель математики из Листвянки Лидия Коровякова: "Каждый второй житель болен раком"

Пока что не было, - ответила учитель математики из местной школы Лидия Коровякова и объяснила ситуацию в поселке. - Главная проблема-то в чем: китайцы выкупают землю под ИЖС (индивидуальная застройка), а строят гостиницы. При этом перекапывают всю землю, вскрывают горы. А ведь делать этого ни в коем случае нельзя! Из-под пластов горных пород идет радоновое излучение и потому у нас тут каждый второй житель болеет раком. Я вот 20 лет здесь живу и ни одной веточки в лесу не сорвала. А для иностранных бизнесменов главное - деньги. И неважно, как они зарабатываются. Опять же центральной канализации в поселке нет, а гостиница стоит в 15 метрах от берега. И куда все стоки пойдут? В Байкал!

Ответ, сколько было выкуплено в этом году земель, нам дали в администрации. Оказалось, что местные власти не имеют отношения к продаже, так как в их собственности свободных площадей нет.

К реализации частных земель мы отношения не имеем и повлиять на собственников не можем, уверяет глава администрации Листвянки Александр Шамсудинов. - Я знаю, что на бумаге - это жилые дома, а по факту - коммерческие объекты, нигде официально не зарегистрированные. А все потому, что в России граждане других государств имеют законное право покупать землю (кроме сельхозугодий). За этот год гражданами Китая приобретено 27 участков в Листвянке. Однако мы не намерены закрывать на это глаза, и разослали обращение в разные структуры. Наша главная цель - привести в соответствие с законом бизнес Листвянки.

P . S . На следующий день после нашей поездки в Листвянку директор Театра авторской песни на Байкале Евгений Кравклю опубликовал новый пост о борьбе с нелегальной застройкой китайскими бизнесменами: «Два часа назад на объект незаконного строительства прибыл отряд в форме и с автоматами. Похоже, омоновцы или ФСБ . Приезд был внезапным. Я приятно удивлен решительностью силовиков. По словам очевидцев, попытки противодействия со стороны китайских работяг были резко пресечены. Через некоторое время сюда подъехала бригада электриков. Очевидно, чтобы произвести отключение стройки от сети».

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон “Семен Батагаев” вышел из строя. Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова , дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома Сергей Сизиков . Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

В Ольхонском районе местные жители продолжают обсуждать чрезвычайное происшествие, случившееся в последних числах июля 2017 года. При этом региональные власти через силовые структуры принимают все меры для того, чтобы информация не получила распространение.

Напомним, 29 июля третий паром на Ольхон "Семен Батагаев" вышел из строя . Поломка произошла в самый разгар туристического сезона, вследствие чего очередь на остров моментально выросла до 700-800 автомобилей.

Учитывая, что паром "Дорожник" перевозит только местных жителей и рейсовые автобусы, для туристов остался только паром "Ольхонские ворота". Туристы, застрявшие в очереди на несколько дней, на жаре и без какого-либо сервиса, естественно, нервничали и пытались любыми силами попасть на паром.

Антонина Сизикова, дочь капитана парома "Ольхонские ворота", помогала матросам расставлять машины на пароме. По правилам перевозки на пароме, сначала расставляются автомобили, а только затем запускаются пешие пассажиры. Это очевидные требования безопасности.

Однако в тот момент, когда автомобили начали загружаться на паром, огромная толпа китайских туристов, приехавшая на нескольких автобусах, буквально штурмом начала брать паром.

Напомним, что китайские гостиницы, находящиеся на Ольхоне, еще в 2016 году сделали достаточно удобный способ перевозки туристов из Поднебесной. Большие автобусы привозят их на материковую часть переправы, туристы переезжают пролив самостоятельно, а на Ольхоне их встречают микроавтобусы, принадлежащие гостиницам. В результате китайские туристы практически не задерживаются на переправе, так как ограничений по числу пеших пассажиров на пароме нет.

Толпа китайцев, хлынувшая на паром, фактически заблокировала проезд машин. Антонина Сизикова распорядилась не пускать китайцев до того момента, пока не загрузятся все автомобили. В ответ один из китайцев начал избивать ее палкой, вслед за этим остальные китайцы начали избивать ее кулаками.

На помощь девушке спустился капитан парома, Сергей Сизиков. Однако китайцы избили и его.

Избиение девушки происходило на глазах полицейского патруля, обеспечивавшего безопасность на паромной переправе. Впоследствии полицейские на вопрос, почему они не вмешались в драку, хладнокровно ответили, что из задача - обеспечивать порядок на берегу, а не на пароме.

Сразу после происшествия Сергея Сизикова уволили без объяснения причин. Он проработал на пароме 38 лет, с самого первого парома, рассчитанного на две машины, и считается одним из самых опытных капитанов на Байкале.

На все попытки семьи Сизиковых подать заявление в полицию, их действия блокируются властями. Семью запугивают также владельцы китайских гостиниц, которым не нужна огласка. Ситуация совершенно непонятна, как и в целом действия китайских туристов на Байкале.

Дело в том, что от наплыва туристов на Ольхон Иркутская область не получает ни копейки. Гостиницы принадлежат гражданам Китая и оформлены как садовые домики. Туристы платят за перевозку, обслуживание и проживание непосредственно на карту владельцу гостиницы, таким образом, весь поток денег проходит мимо российского бюджета. Между тем китайские туристы чувствуют себя на Ольхоне хозяевами и регулярно вступают в драку с местными жителями. Кстати, с одной группы китайцев гостиница берет в сумме около пяти миллионов рублей. Налогов не платится ни копейки.

Ситуация многократно усугубляется тем, что на Ольхоне всего один (!) участковый полицейский. На остров площадью 730 квадратных километров, населением около двух тысяч человек и сотнями тысяч туристов в год.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама