THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Техника передвижения в горах , на отдельных участках пути зависит от характера и особенностей горного рельефа.

Лесистые и травянистые склоны преодолевают по пастушьим и звериным тропам обычно идущим по тёплым южным и западным склонам, местам с редкой растительностью и толстым слоем почвы. По тропам или ровной поверхности передвигаются в ровном темпе, замедленном в начале и конце каждого перехода. Ступни ног почти параллельны, нога ставится на пятку с «перекатыванием» на носок к началу следующего шага. Центр тяжести тела с рюкзаком должен смещаться по вертикали как можно меньше — небольшие возвышенности и ямы следует обходить, камни и стволы деревьев — перешагивать. Альпеншток или ледоруб переносится в руке в походном положении; на участках, где возможна потеря равновесия, — в двух руках в положении самостраховки или в качестве дополнительной опоры.

При движении по травянистым склонам следует использовать для опоры выступающие, прочно лежащие камни, кочки и др. неровности рельефа, на крутых склонах избегать участков густой травы и мелкого кустарника, опасаться камнепадов свыше расположенных скальных участков. Для крутых склонов необходима обувь на рифлёной подошве «вибрам», в случае скользкой, например, мокрой или сильно заснеженной поверхности, как правило, применяют «кошки» и страховку верёвкой. Для набора высоты туристы движутся либо крутыми короткими зигзагами, либо делают длинные пологие траверсы с обходом скальных участков. При подъёме «в лоб» ноги ставят всей подошвой, ступни (в зависимости от крутизны) — параллельно, полуёлочкой или ёлочкой; при подъёме наискось или серпантином — на всю ступню полуёлочкой (верхнюю ногу — горизонтально, нагружая больше наружный рант обуви, нижнюю — слегка развернув носком вниз по склону, с большей нагрузкой на внутренний рант). При спуске прямо вниз по не очень крутому склону ступни ставят параллельно на всю подошву или с преимущественной нагрузкой на пятку, передвигаются спиной к склону быстрыми, короткими пружинистыми шагами, слегка согнув колени (но не бегом). По крутому склону спускаются боком, наискось или серпантином, ноги ставят полуёлочкой, как и при подъёме. Ледоруб или альпеншток на крутых склонах при подъёме и спуске держат двумя руками в положении готовности к самозадержанию, в случае срыва при необходимости используют в качестве второй точки опоры. В опасных местах организуют страховку верёвкой через стволы деревьев, скальные выступы, а также через плечо или поясницу.

Осыпные склоны проходят группой с минимальными интервалами между участниками. При движении по ним надо помнить, что крутые осыпные участки особенно опасны камнепадами. По мелкой осыпи поднимаются «в лоб» или серпантином, ступни ног ставят параллельно, уплотняя ступень постепенным нажатием до тех пор, пока не прекратится сползание осыпи. Опираться следует на всю ступню, тело держать вертикально (насколько позволяет рюкзак). Ледоруб (альпеншток) используют при необходимости, опираясь на него спереди сбоку. Спускаются мелкими шагами, ставя ступни параллельно с акцентом на пятку, при возможности съезжая с массой мелких камней и не давая ногам увязать глубже верха ботинка; ледоруб в положении готовности к самозадержанию. По сцементированной или смёрзшейся осыпи перемещаются так же, как по травянистым склонам.

По средней осыпи рекомендуется двигаться наискось или крутым серпантином, причём в точках поворота направляющий должен собирать всю группу, чтобы туристы, в целях безопасности, не находились друг над другом. Особенно опасны неустойчивые крутые, так называемые, живые осыпи. Следует избегать резких движений, ноги нужно ставить на всю ступню осторожно, мягко, выбирая для опоры части камней, обращённые к склону. Ледоруб держат в руке, не опираясь им о склон.

По крупной осыпи легко перемещаются в любом направлении. Движение осуществляют, переступая с одного камня на другой, меняя темп с целью максимального использования инерции тела с рюкзаком и избегая больших прыжков. При спуске и подъёме надо ставить ноги на края камней, ближе к склону. Не следует использовать камни и плиты, имеющие значительный наклон.

Скальные склоны, рёбра, кулуары и гребни туристы проходят с предварительной оценкой трудности и безопасности отдельных участков. Основными показателями труднопроходимости скального рельефа являются его средняя крутизна и её постоянство на всём протяжении участка. При оценке крутизны учитывают, что снизу из-под склона он кажется короче и положе, особенно его верхняя часть. Вид сверху и «в лоб» как бы увеличивает крутизну, а наличие крутых перепадов скрадывает расстояние (высоту и крутизну склона помогает определить сбрасывание небольших камней). Правильное представление о крутизне склона или ребра даёт наблюдение его сбоку (в профиль) или непосредственно выход на него. Самыми безопасными для движения являются рёбра и контрфорсы; наиболее просты, но опасны возможными камнепадами кулуары. Допускается использовать нижняя часть широких кулуаров для обхода наиболее крутой нижней части рёбер и контрфорсов, верхняя часть кулуаров при выходе на гребень хребта при сухой погоде в ранние утренние часы. Недопустимо движение по кулуарам во время снегопада, дождя либо сразу после выпадения осадков. Прохождение по гребням безопасно в любое время дня, за исключением случаев плохой погоды и сильного ветра. Встречающиеся на гребнях «жандармы» обходят по склонам или перелезают через них.

Основа движения по скалам — правильный выбор маршрута, использование или создание опор и правильное положение центра тяжести относительно опоры. Различают свободное лазание с использованием естественных точек опоры, выступы, трещины и так называемое искусственное лазание, когда точки опоры создаются с помощью скальных и шлямбурных крючьев, закладок, верёвок, петель, лесенок. Свободное лазание может быть внешним — по стене и внутренним — в расщелинах и каминах. По трудности передвижения скалы (скальные маршруты) в туризме делятся на 3 группы:

  1. Лёгкие, преодолеваемые без помощи рук (руками опираются изредка, поддерживая равновесие).
  2. Средние, требующие ограниченного арсенала приёмов скалолазания и периодической страховки.
  3. Трудные, на которых могут потребоваться любые приёмы свободного и искусственного лазания, нужны непрерывная страховка идущего и самостраховка страхующего.

Руки и ноги могут быть использованы для захватов, упоров и распоров. При захватах руки работают гл. обр. для поддержания равновесия, нагружая опоры сверху, сбоку и снизу. Основной вес приходится на ноги. Для упоров используют неровности скал, расположенные ниже уровня плеч и непригодные для захватов. Усилие направлено в основном сверху вниз и передаётся через ладонь или её часть и подошвы ног. Распоры применяются там, где на скальной поверхности нет выступов для захватов и упоров, а расположение скал позволяет использовать этот приём.

На скальных маршрутах придерживаются следующих основных правил :

  • до начала движения определяют трассу, места отдыха, страховки и трудные участки;
  • набор высоты выполняют, по возможности, по кратчайшему направлению — вертикали, выбирая простейший путь.

Смещение в сторону (переход с одной вертикали на другую) при необходимости выполняют на наиболее пологом и легком участке склона. Перед тем как нагрузить скальную опору, проверяют её надёжность (осмотр, нажатие рукой, удар скального молотка), после чего стремятся использовать её сначала как захват или упор для рук, а затем как опору для ног. Для устойчивого положения тела сохраняют три точки опоры, либо две ноги и рука, либо две руки и нога. Основную нагрузку, как правило, несут ноги, руки удерживают равновесие. В целях экономии сил максимально используют трение (упоры и распоры). Перемещаются по скалам и нагружают опоры плавно. На участках, где имеются хорошие опоры для рук и плохие для ног, тело держат дальше от скалы, при наличии хороших опор для ног — ближе к скале. Перед трудным участком следует отдохнуть, заранее определить точки опоры и захваты и преодолевать его без задержки, чтобы руки не устали. При невозможности продолжать движение нужно спуститься в удобное место и искать новый вариант подъёма. Руки устают меньше, если зацепки расположены не выше головы, при подтягивании помогают разгибанием ног. Для большей устойчивости руки и ноги держат несколько разведёнными, стремятся не опираться на колени. Конструкция современной туристической обуви позволяет использовать для создания опоры самые незначительные неровности рельефа. Для увеличения силы сцепления ботинка со скалой нужно, чтобы давление ноги было перпендикулярно поверхности опоры. При малых поверхностях уступа нога ставится на внутренний рант ботинка или на носок.

Во время лазания по скалам требуются предельное внимание, осторожность, уверенность. В случае срыва руки следует держать перед собой, чтобы не удариться о скалу и при возможности зацепиться за неё. Спуск на простых скалах выполняют лицом от склона, опираясь на ладони рук, согнув колени и корпус, но не садясь. На скалах средней сложности спускаются боком или лицом к склону, руки поддерживают равновесие, тело почти вертикально. По сложным скалам на коротких участках спускаются лицом к склону, но чаще применяют спуск по верёвке: спортивный, способом Дюльфера или с помощью тормозных приспособлений. Перед организацией спуска следует убедиться, что верёвка достигает площадки, откуда можно продолжить движение или организовать следующий этап спуска. Основную верёвку для спуска закрепляют на скальном выступе непосредственно или с помощью верёвочной петли, а также на скальных крючьях с карабином или петлёй из репшнура. Прочность выступа тщательно проверяют, острые кромки, способные повредить верёвку на перегибах, затупляют молотком. Старые крючья и петли обязательно испытывают на прочность, при малейшем сомнении их заменяют новыми. Петля из репшнура должна быть двойной или тройной. Все члены группы, кроме последнего, спускаются с верхней страховкой второй верёвкой. Последний участник спускается на двойной верёвке с самостраховкой. Перед спуском последнего участника снизу проверяют, как скользит верёвка, при заклинивании её закрепление исправляют. Вторую верёвку, также использующуюся для продёргивания, последний спускающийся пропускает через грудной карабин. Спуск по верёвке производят спокойно, равномерно, как бы шагая по скалам, избегая рывков. Корпус держат вертикально, несколько развернувшись к склону боком, слегка согнув ноги и широко ставя их на скалу.

Снежные и фирновые поля и склоны, а также закрытые ледники преодолевают, по возможности, в холодное время суток. Особое внимание уделяют возможной лавинной опасности, учитывая крутизну склона, время последнего снегопада, ориентацию склона, время и продолжительность его освещения солнцем, состояние снега. При движении по снегу и фирну следуют принципу сохранения «двух точек опоры» (нога — нога, нога — ледоруб или альпеншток). Основные усилия затрачиваются на протаптывание следов и выбивание ступеней.

В целях безопасности туристы придерживаются следующих основных правил:

  • на мягком снежном склоне опору для ступни прессуют постепенно, используя свойство снега смерзаться при сжатии, избегая сильного удара ногой по снегу;
  • при непрочном насте его пробивают ногой и прессуют опору под ним;
  • на крутом настовом склоне опираются подошвой ботинка на край пробитой в насте ступени, а голенью — на наст;
  • тело держат вертикально, ступени (опоры) загружают плавно одновременно всей подошвой;
  • длина шага ведущего соответствует длине шага самого малорослого члена группы;
  • все члены группы идут след в след, не нарушая, а при необходимости подправляя ступени; при прочном насте и на плотном фирне ступени набивают рантом ботинка, вырубают ледорубом, либо пользуются «кошками»;
  • в случае срыва, предупредив партнёра по связке криком «держи», сорвавшийся должен мгновенно начать самозадержание, а страхующий — остановить скольжение в самой начальной стадии.

По снежному склону крутизной до 35° поднимаются прямо вверх. При достаточной глубине мягкого рыхлого снега ступни ставят параллельно, утрамбовывая ими снег до образования снежной подушки. При небольшом слое мягкого снега на фирновом или ледовом основании ногу лёгким ударом погружают в снег до упора носком в твёрдое основание. Затем, не отрывая носка от основания, вертикальными нажимами прессуют ступень. Если ступени съезжают под нагрузкой, применяют двойную запрессовку ступеней: сначала ударом ноги перпендикулярно к склону прижимают первую порцию снега, образующую основание для будущей ступени, примерзающее к подстилающему фирну или льду, а затем, используя снег с боков ямки, на полученном основании формируют ступень. На очень тонком слое мягкого снега, лежащем на льду и плотном фирне, следует пользоваться «кошками». При увеличении крутизны склона и жёсткости снега переходят к движению зигзагом под углом 45° к «линии течения воды», выбивая ступени рантом ботинка косыми скользящими ударами с обязательным соблюдение правила «двух точек опоры». На склонах с раскисшим на значительную глубину фирном или покрытых сухим снегом, а также на склонах крутизной 45° и более применяют подъём прямо вверх в три такта. При траверсе способом в три такта переступают приставным шагом. Свежий мягкий снег, размягчённый солнцем, налипает комком на подошвы ботинок. Его необходимо немедленно сбивать ударом ледоруба о рант практически при каждом шаге.

Образующийся иногда под настом глубинный иней и морозный пескообразный перекристаллизовавшийся снег не поддаются прессованию. В первом случае для подъёма используют только слой наста, во втором — пробивают траншею до плотного основания, организуя на её дне страховку через ледовый крюк или ледоруб и выбивая ступени.

По снежному склону малой и средней крутизны спускаются спиной к склону, прямо вниз или слегка наискось. В рыхлом и раскисшем снегу идут почти не сгибая коленей нешироким шагом. На спуске по более твёрдому снегу следы пробивают ударом каблука (для сохранения равновесия следует опираться на штычок ледоруба). Если снежный склон лавинобезопасен, то можно спускаться шеренгой — каждый участник прокладывает свои следы; в противном случае нужно идти след в след. По настовому, фирновому или оледеневшему снежному склону большой крутизны спускаются, как правило, лицом к склону на три такта, используя и сохраняя ступени, проложенные ведущим, либо по перилам, закреплённым на ледорубах, лавинной лопате, ледовом крюке или снежном якоре. На некрутых снежных склонах, просматриваемых до низа, допускается спуск скольжением (глиссирование) — на ногах, сидя, на спине или на ногах и рюкзаке. Склон должен заканчиваться безопасным выкатом, не иметь участков открытого льда, скальных выходов, крупных камней и кусков льда; снег — свободным от средних и мелких камней. Глиссирование сидя и на спине применяется для преодоления нешироких трещин и бергшрундов с нависающим верхним краем при обязательной страховке верёвкой. Спускающийся должен сохранять возможность в любой момент погасить скорость и остановиться.

Самостраховка при движении по снежным и фирновым склонам аналогична самостраховке на травянистых склонах. При движении на три такта самостраховка осуществляется вбитым в снег ледорубом. Самозадержание на рыхлом и размякшем снегу производят, вонзая в склон выше головы ледоруб штычком и прорезая древком снег, при срыве на плотном снегу, фирне, насте или на тонком слое снега, покрывающем лёд, — клювом ледоруба.

Вдоль снежных гребней и по ним перемещаются с одновременной или попеременной страховкой. Выход на гребень с подкарнизной стороны крайне опасен, может быть осуществлён в исключит, случаях при максимальной осторожности с подъёмом по «линии падения воды» в холодное время суток и прорубанием поперечного лаза через карниз, со страховкой партнёром из достаточно удалённой точки. Траверс под карнизом недопустим. Спуск с карниза осуществляют с подрубанием или подрезанием верёвкой протяжённого участка карниза при тщательной страховке.

Техника передвижения по льду определяется главным образом крутизной ледового склона, состоянием его поверхности, а также видом и свойствами льда. При хождении по льду обычно применяют «кошки», реже трикони. На более крутых склонах при необходимости используют искусственные точки опоры, а имнно: вырубание ступеней и захватов для рук, вбивание или ввёртывание ледовых крючьев. Движение в «отриконенных» ботинках или ботинках «вибрам» возможно на относительно пологих ледовых склонах, при этом техника перемещения та же, что и при ходьбе по травянистым склонам. Передвигаясь на «кошках», ноги ставят чуть шире, чем при обычной ходьбе. «Кошка» ставится на лёд с лёгким ударом одновременно всеми зубьями, за исключением передних. Тело должно быть вертикально, его тяжесть по возможности распределяют равномерно на все зубья «кошки». При очередном шаге все зубья «кошки» должны отрываться ото льда одновременно. Ледоруб держат в положении самостраховки в обеих руках — штычком к склону и клювом головки вниз.

По пологим ледовым склонам (крутизной до 25—30°) поднимаются прямо «в лоб». Ноги ставят ёлочкой, разворачивая носки ног в зависимости от крутизны склона. Ледоруб используется как дополнительная точка опоры.

На более крутых склонах (до 40°) переходят к движению зигзагом под углом 45° к «линии падения воды». Ступни ног полу ёлочкой: ближняя к склону горизонтально, дальняя развёрнута носком вниз, по склону. При движении по склонам крутизной более 40° без рюкзака или с лёгким рюкзаком можно подниматься «в лоб» на четырёх передних (носковых) зубьях «кошек», одновременно вбиваемых в лёд несильными фиксированными ударами. Ступни ставятся параллельно, пятки опущены, корпус вертикально. Ледоруб держат в положении самозадержания в обеих руках перед собой, опираясь на склон клювом, направленным перпендикулярно склону, древко штычком опущено вниз. Движение в три такта с соблюдением «двух точек опоры» (клюв ледоруба — нога или две ноги). Спуск на пологих склонах производят прямо вниз «гусиным шагом», вбивая в лёд одновременно все зубья «кошек». При большей крутизне склона спускаются по верёвке. При движении с грузом на крутых участках прибегают к вырубанию ступеней, поднимаясь при этом серпантином. Ступень должна быть достаточно просторной, без нависающего над ней льда, с горизонтальной или слегка наклонной к склону поверхностью. На склоне крутизной менее 50° ступени вырубаются в так называемой открытой стойке двумя руками, при большей крутизне — в закрытой стойке одной рукой. Для спуска вырубают двойные ступени и двигаются приставным шагом, опираясь штычком ледоруба в положении самостраховки. Ступени располагаются одна под другой примерно под углом 15° к «линии падения воды». При движении по ледовому гребню ступени, как правило, рубят на более пологой его стороне либо используют частично и гребень.

Безопасность на ледовом склоне обеспечивается самостраховкой ледорубом, крючьевой страховкой, самостраховкой страхующего или с помощью закреплённых верёвочных перил. Крючья забивают или вворачивают в предварительно вырубленные ступени. Перильную верёвку для подъёма и спуска закрепляют на сдвоенных крючьях, ледовом столбике (диаметром обычно 50—60 см) или проушине, просверлённой ледобуром.

Ледники проходят по возможности по свободным от камней полосам льда, продольным грядам поверхностных морен, по рандклюфтам или желобам между береговыми моренами и склонами долины, по (или вдоль) гребням береговых морен. Выход на ледник возможен с нижерасположенной части долины через конец его языка или по концевой морене, с обходом конца языка по гребням береговых морен или рандклюфтам, с подъёмом на склоны долины и траверсом их до удобной для движения части ледника. Преодоление ледопадов производят по заранее намеченной трассе с предварительным просмотром или разведкой всего предстоящего пути: обходом по склонам долины, береговым моренам или рандклюфтам, непосредственно по льду вдоль берегов или серединой (при лотковой форме поверхности или мощном снеговом покрове). О возможности сквозного прохода может свидетельствовать срединная поверхностная морена, тянущаяся от верховий до подошвы ледопада. Из двух параллельных ветвей ледника менее трудна более длинная. Ледопады южной и юго-западной экспозиции при той же крутизне падения или разности высот легче проходимы, чем имеющие северную или северо-восточную. Трещины преодолевают обходом (лавированием), прыжком, в том числе без рюкзаков, с последующей переброской их руками, или применяя спуск до дна и подъём на противоположный борт, а иногда с наведением воздушной переправы, аналогичной переправе через реки. Бергшрунды пересекают по снежным мостам. При их отсутствии на подъёме верхний край (стенку) преодолевают с помощью втыкаемых в неё ледорубов или проделывают «косой прокоп» - лаз. Спуск — прыжком либо по верёвке («сидя» или «спортивным способом»). На закрытых ледниках, представляющих особую опасность, следует передвигаться в связках по 2—4 чел. с интервалом между участниками не менее 10—12 м, обходя зоны трещин, возникающие на выпуклых частях ледника и внеш. краях его поворотов. При форсировании ненадёжных снежных мостов над трещинами необходима попеременная страховка или страховка с помощью перил.

Закрытый ледник или ловушка для беспечных

Васильев Леонид Борисович – Харьков, врач, МС СССР.
Фотографии редактора – врач, МС СССР

На друга надейся…

В горах встречаются ситуации, от которых не застрахован никто. Самые опытные попадают в лавины и под ледовые обвалы, самые осторожные не избегают срывов. Спонтанный камнепад может быть непредсказуем. Но трещины на закрытом леднике не страшны, если постоянно о них помнить и придерживаться старого правила – в зоне возможных трещин двигаться только в связке и только с определёнными предосторожностями. Последнее крайне существенно само по себе привязывание к верёвке не гарантирует вас от беды.

Я слышал о гидах-профессионалах, которые, пройдя в Альпах сложную стену без страховки, связываются перед возвращением по леднику. Если тамошние горноспасатели извлекают из трещины тело человека, не экипированного должным образом, без всех предусмотренных ситуацией приспособлений, ни одна страховая компания не выплатит его семье положенных по договору денег.

Вообще-то в ледниковой трещине надо обязательно побывать, чтобы не возникало желание туда когда-нибудь влететь, но сделать это лучше всего на учебных занятиях по извлечению зависшего. Поделюсь иным опытом...

Трещина

Команда Андрея Рожкова, участвующая в зимнем Чемпионате Москвы, спускалась с Уллу-тау. Я бежал впереди остальных по нашим подъемным следам на пологом 20 градусном склоне. В какой-то момент моя нога мягко провалилась в пустоту, и я медленно осел в снег по пояс, удерживаемый на поверхности объемным рюкзаком. Ноги не чувствовали опоры, но я, еще «не врубившись» в ситуацию, стал барахтаться, пытаясь выбраться из ямы. Дальнейшее до сих пор запечатлено в моей памяти как замедленная киносъемка. Края удерживающего меня наста просели, и я с головой ушел в снег, вися на рюкзачных лямках. В следующую секунду рюкзак последовал за мной, и я провалился в темную пустоту. Легкая опора обо что-то на кошку – и меня перевернуло вниз головой. Я падал плашмя, ударяясь о какие-то выступы. Эти секунды были бесконечны – помню, меня охватил не страх, а изумление – сколько же можно падать? Пора уже быть центру Земли! Наконец я ляпнулся спиной на ледовую пробку. Рюкзак провалился в продолжение трещины, пытаясь утянуть туда же и меня самого. Кое-как я расперся локтями в края трещины, прекратив сползание вниз. Высвободив из лямки одно плечо, перевернулся на живот. Рюкзак висел второй лямкой на сгибе локтя. Я стал на колени, вытянул его из черной пустоты и осмотрелся. В трещине было не так уж и темно. Вверх уходили гладкие блестящие стены. Снежное перекрытие вверху пропускало дневной свет. Гирлянды сосулек оторачивали верхние края моей ловушки. В общем, было красиво. В крошечном отверстии, закрыв небо, показалось лицо Саши Сушко. «Как ты там?» – спросил он, спуская конец веревки. Я отвязал притороченные к рюкзаку айс-фи, пристегнулся к веревке, и сам вылез из трещины. Отверстие в снегу едва пропускало голову в каске – не понятно, как я проскочил в него с рюкзаком. По отметкам на веревке мы замерили глубину моей ямы 12 метров. В общем, я легко отделался ловушка для беспечного может быть куда коварнее....

Как же вести себя на закрытом леднике, не искушая судьбу? Прежде всего, вы должны быть соответственным образом экипированы. В «системе», в каске, в кошках. (Кошки желательно надеть даже в том случае, когда идти в них утомительно из-за подлипа снега. Но, окажись вы в трещине и кошки могут стать главным инструментом в вашем самоспасении. Без них вы не освободитесь от возможного заклинивания в сужающейся трещине. Каска тоже не будет лишней, если учесть, что в трещине рюкзак почти наверняка перевернет вас вниз головой). Жумар, 2-3 ледобура, столько же карабинов или оттяжек должны висеть на поясе, в кармане анорака – находится схватывающий и минимум 3-х метровый конец репшнура.

Лучший исход для провалившегося в трещину с таким снаряжением – зависание на веревке. Используя жумар и связав узел Бахмана, взберетесь сами даже в том случае, когда ваш напарник ни на что не способен. Лишь бы он сумел закрепить веревку! В идеале же партнер, закрепив идущую к вам веревку на ледорубе или «буре», и пристраховавшись к ней схватывающим, подползет к краю, сбросит вам второй конец веревки, предварительно осторожно расчистив край трещины, подложив под веревку ледоруб, куртку, или рюкзак (все пристраховать!).

Если вы свалились в трещину без веревки или с веревкой в рюкзаке, ситуация усложняется. Уже при вашем «приземлении» возможны варианты. В лучшем случае трещина неглубокая, с ровным дном, или вам повезет как мне, и вы окажетесь на «пробке». Гораздо хуже, если вас заклинит в сужении стен или вы попадете в воду. Бывают дыры, насквозь, до каменного ложа, пронизывающие тело снежника или ледника. Заглянув вниз, можно увидеть несущийся под ледовыми сводами поток. Это самый скверный вариант!


Провалился в трещину

Не лучше и заклинивание, которое грозит серьезным травмированием. Кроме того, в узкой трещине вас может завалить слоем снега и ледышек, рухнувшей за вами части снежного перекрытия. В любом случае вы будете мокрым насквозь через пару минут. (Тревожит в этой ситуации одно – уже через 15-20 минут провалившийся человек перестает отвечать на оклики сверху...). Поэтому в любом случае к пострадавшему, долетевшему до дна, надо как можно быстрее спуститься, имея с собой аптечку, теплые вещи, примус и необходимое техническое снаряжение. Но если вы в этой ситуации способны действовать, боритесь за жизнь. Сбросьте с себя и пропихните глубже в трещину снег, пока он не смерзся. Закрутив ледобур как можно выше и продев в его карабин, веревку или привязанный к поясу репшнур, свяжите петлю на другом конце и попытайтесь вставить в нее ногу. Подтягиваясь на крюке и нагружая простейший полиспаст ногой, как можно быстрее освободитесь от заклинивания. Если удалось – это победа. Тем же способом, поочередно перекручивая буры все выше, начинайте подъем по стенке. Чтобы освобождать репшнур вам каждый раз придется повисать на самостраховке. Дело пойдет быстрее, если у вас окажется пара репшнуров. От рюкзака лучше освободиться, оставьте его, привязав к крюку или к концу веревки. Самое сложное – перелезть через край трещины, если веревка в него глубоко врезалась. В этом случае впереди должен идти жумар, а схватывающий или узел Бахмана – за ним. Двойная веревка и помощь сверху облегчат задачу. Помните – не бывает безысходных ситуаций для подготовленного человека!

Как правило, начинающие альпинисты считают себя в безопасности, уже только привязавшись к веревке. Она – иллюзия страховки, если ваш напарник идет вплотную за вами и держит в руках кольца. Снег не создает трения, и наивно думать, что так можно удержать рывок мокрой веревки. Хорошо еще, если партнер ваш не влетит в трещину вслед за вами. Заставьте его идти на всю веревку. Кстати, для двойки ее следует укоротить до 12-15 метров, еще лучше идти на двойной веревке. Желательно завязать на веревке перед собой узел проводника и вдеть в него ледоруб – тогда, упав при рывке, проще удерживать веревку, и, закрутив «бур», вщёлкнуть в него готовый узел. И все же на одинарной веревке следует двигаться связкой более двух человек. (Внимание! Избегайте идти в середине связки на «скользящем»! Моему знакомому это стоило жизни, но об этом ниже...).

Герман Хубер в своей книге «Альпинизм сегодня» (замечу, что это «сегодня» было 30 назад) предлагает рациональный способ связывания двойки на леднике: веревку делят на три части, и к средней (она чуть короче двух концевых) привязываются партнеры. Свободные концы, смотанные на каждом, предназначены для сбрасывания провалившемуся в трещину. Каждому можно навязать схватывающий узел на веревке в метре от груди.

Другие руководства рекомендуют подготовить на ногу «стремя» из репшнура, а вторым его концом, пропущенным под грудной обвязкой, связать схватывающий на основной веревке на уровне груди. Но даже подготовившись таким образом, падения в трещину лучше избегать.

Внимательное наблюдение за поверхностью ледника подскажет характер и направление трещин – недопустимо обоим оказаться над трещиной, параллельной движению связки. Иногда, особенно при косом утреннем или вечернем освещении, закрытые трещины угадываются по изменению цвета снега, слегка просевшего над ними. В подозрительных местах при каждом шаге зондируйте путь. Неоценимую услугу окажет вам лыжная палка без кольца, ледоруб для этой цели менее эффективен. Помните также, что проваливание первого опаснее на спуске – в этом случае велик шанс сорвать в трещину и напарника. Более тяжелый или неосторожный, идущий вторым на подъеме, провалившись, тоже рискует сдернуть за собой партнера (см. ниже!). Поэтому на спуске и подъеме не следует укорачивать веревку в той же степени, что на ровном леднике.

Но в любом случае человек, предвидящий опасность или хотя бы к ней готовый, способен ей противостоять. Вот незавидная ситуация, из которой с честью вышел мой приятель Анатолий Лебедев, ныне – директор фирмы «Рюкзачок»: 1982 год, двойка А. Самодед - А. Лебедев обрабатывала экстремальный маршрут – 400-метровую натёчную «сосульку» на стене Московской Правды (Ю-3 Памир). В запале они совершили непростительную ошибку – провесили все верёвки, и возвращались к палатке не связанные. Уже перед палаткой Толя провалился в закрытую трещину – ледовый «стакан», заполненный водой. До дна он не доставал, гладкие стены уходили вверх на 6 метров. В этой патовой ситуации Анатолий не поддался панике – барахтаясь в ледяной воде и погружаясь с головой при каждой попытке что-то предпринять, он смог вытащить из-за рюкзака ледоруб, снять с пояса ледовый молоток, и (благо, на ногах были кошки!) стал сам вылезать из ловушки. Сложно рассчитать, с какой скоростью Алик Самодед сбегал под стену за верёвкой, но к финишу рекордного лазания он успел сбросить напарнику её конец. Разумеется, этого подвига проще было бы избежать. Но как не похож его исход на финалы печальных историй, которые приведены ниже...

1. 03.08.1961 . в. Уилпата, 5а.

Группа инструкторов а/л «Торпедо», возвращаясь после восхождения, проходила последний участок ледопада перед «Волгинской» ночевкой. При переходе через трещину обрушился снежный мост под руководителем группы Н. Песиковым, и он упал на глубину 20 м, получив обширные травмы. Страховка отсутствовала.

2. 27.07.1968. Пик Коммунизма.

Группа организовала бивак на плато пика Коммунизма (6200 м). Палатка была установлена в безопасном месте, примерно в 10 м. от неширокой трещины. Около 18.30 Е. Карчевский вышел из палатки, где находились другие участники. Через несколько минут его окликнули, но он не отозвался. Как показали следы на снегу, Карчевский провалился в трещину. В отверстие в снегу была спущена веревка (на глубину 30 м), за которую снизу стали дергать. Но предпринятые неоднократно попытки подойти к пострадавшему были безуспешны. Трещина в верхней части имела ширину 45 см, а затем сужалась до 20 см. Падая 30 м, тело Карчевского заклинилось и вмерзло в лед.

3. 01.08.1973 . Пик Коммунизма, ледник Беляева.

Экспедиция г. Курска имела целью восхождение на пики Коммунизма и «Правды». Для наблюдения за группами и поддержания радиосвязи были привлечены 4 альпиниста второго разряда под общим руководством П. Крылова. 01.08.73 в 6 часов две группы восходителей вышли из лагеря «4700» вверх до высоты 5000 м, их сопровождали наблюдатели Г. Котов и Н. Боброва. До высоты 5000 м все шли не связавшись. Отсюда наблюдатели возвратились в лагерь «4700», где получили запрос – вновь выйти вверх и поднести забытые кошки. Котов и Крылов поднесли кошки на 5200 м. На спуске они шли не связавшись. Шедший первым Котов нес веревку на рюкзаке. Внезапно он провалился. На крики Крылова он не отзывался. Только на следующий день тело Г. Котова было обнаружено на глубине 35 м под полутораметровым слоем снега и ледовых обломков.

4. 28.07.1974 . Пик Коммунизма – плато пика «Правды».

Две связки экспедиции Укр.Совета ДСО «Спартак» по снятию тела А. Кустовского с Ю стены пика Коммунизма работали на плато пика «Правды». Первым в связке-пятерке был Б.Комаров. Он шел быстро, не прощупывая путь ледорубом. Второй в связке, Морчак, нес кольца веревки (2-3 метра). Расстояние между ними было около 8 метров. Неожиданно Комаров провалился в трещину, но был задержан Морчаком. Комаров повис в 3-3,5 метрах от поверхности. Трещина была глубокой, с ровными краями, шириной менее метра. На вопрос сможет ли он помогать при вытягивании, ответил утвердительно. Первая попытка вытянуть Комарова окончилась неудачно - веревка врезалась в фирновый край. Комаров стал пытаться забросить ногу на край трещины. На требование прекратить эти попытки Комаров не реагировал и в результате перевернулся вниз головой, после чего перестал отвечать на вопросы. После обработки края трещины Комарова извлекли без признаков жизни. По мнению группы, на извлечение Комарова из трещины ушло 8-12 минут. Попытка реанимации продолжалась 2,5-3 часа, но безрезультатно. Причиной смерти Комарова явилось внутричерепное кровоизлияние в результате травмы головы.

5. 04.11.1975. в. Казбек.

Альпиниада Харьковского облсовета ДСО «Зенит» проводилась с многочисленными организационными нарушениями. 3 ноября участники поднялись на метеостанцию. При возвращении с выхода группа шла связанная одной веревкой. Первым шел Дегтярев, замыкающим Деманов, в середине, на скользящих карабинах шли Таран и Дорофеева. Через некоторое время Дегтярев провалился в трещину по грудь, из которой он выбрался сам. Реакция Тарана была замедленной – он стал страховать Дегтярева только после окрика: «Чего ты стоишь? Натяни веревку!». Группа двинулась дальше и в том же месте, где и Дегтярев, в трещину проваливается Таран. Деманову удалось закрепить один конец веревки на ледорубе только минут через 15 (снег лежал на льду тонким слоем). Таран висел на веревке и репшнуре на глубине 3-4 м на грудной обвязке с запрокинутой головой. Лицо было засыпано снегом.Поскольку Таран висел на скользящем, вытащить его за свободный конец веревки не удалось. Закрепить второй конец тоже не смогли, поэтому Тарана опустили на дно трещины, и пошли за помощью. Однако ни Деманов, ни Дегтярев, находящийся в невменяемом состоянии не смогли объяснить, где находится пострадавший. К трещине подошли только в 23 часа, но поднять Тарана не смогли (участник, несший ледовые крючья так и не подошёл). Тело И. Тарана было извлечено из трещины только 5 ноября.

6. 10. 07 76 . пик Мира, За.

Группа разрядников 5 этапа а/л «Безенги» вышла в 5 часов с бивуака на л. Уллуауз на восхождение. Двигались по закрытому леднику не связанные. В 6 часов идущая третьей Т. Заева при переходе через бергшрунд провалилась на 15-18 м. Зверев спустился, к ней, подложил под Заеву теплые вещи и стал дожидаться помощи для ее подъема, однако Заева скончалась не приходя в сознание.

7. 06.08. 76 . в. Заромаг, 2б.

Два отделения значкистов под руководством инструкторов Л. Батыгиной и Ю. Гиршовича совершили восхождение на в. Заромаг. На спуске связки отделений шли вперемежку. Инструктора шли не связанные. Около 13 часов в закрытую трещину провалился шедший в первой связке участник В. Фельдман, рядом с ним – Г. Хмырова из второй связки, подошедшей на крики, а следом – подошедший не связанным инструктор Ю. Гиршович (он задержался на ледовом выступе в 4-х метрах от поверхности).Гиршович голосом связался с Хмыровой и Фельдманом, оказавшимися чуть в стороне. У Хмыровой заклинило ногу, и она просила ледоруб. Спущенными в трещину двумя дополнительными веревками Хмырова воспользоваться не смогла. Тогда к ним прикрепился Гиршович и был поднят участниками наверх. Замерзший и деморализованный, он в дальнейшем никакого участия в спасработах не принимал. За Гиршовичем был поднят Фельдман, а Хмырову поднять не удавалось.Участник С. Любкин на кошках добрался до Хмыровой, засыпанной снегом на 30-40 см. Освободив ее заклиненную ногу, и подталкивая снизу, он помог поднять Хмырову (примерно в 14:55). Она не подавала признаков жизни. Растирание и искусственное дыхание не помогли и в 18 часов участники начали транспортировать тело Хмыровой вниз.

8. 12.08.1976 . в. Гумачи, 1б.

Четыре отделения значкистов а/л «Эльбрус» совершили восхождение на в. Гумачи и начали спуск по пути подъема. Инструктор Калганенко, передав руководство своего отделения другому инструктору, надела лыжи и стала спускаться на них параллельно пути спуска отделений. В 11:30 Калганенко попала в поперечную трещину. Лыжи застряли поперек трещины, крепления расстегнулись, и Калганенко упала вниз на 30 м. За 35 мин. ее извлекли из трещины, но, не приходя в сознание, Л. Калганенко скончалась.

9. 03.07.1982 . ледник Левинской.

Группа разрядников под руководством инструктора 2-ой категории Э. Тарабрина вышла из а/л «Алай» на снежно-ледовые занятия на леднике Левинской. К месту бивака подошли к 12 часам. Перед выходом на занятия участник В. Крестьянников получил распоряжение инструктора выйти на бивак альпинистов из Ивано-Франковска, стоящих в 500 метрах, для получения консультации по маршруту тренировочного восхождения. Затем он должен был догнать группу на тропе, идущей по концевой морене к месту проведения занятий. Когда к 16 часам Крестьянников не пришел, группа прекратила занятия и вернулась на бивак для организации поисков. Только на следующий день тело Крестьянникова было обнаружено на глубине 15-17м в закрытой трещине в 2-х километрах в сторону от места проведения занятий.

10. 25.07.1984 . Кавказ, ледник Кашка-Таш .

Группа сборов Одесского ОС «Авангард» совершала восхождение 5б к/тр. на в. Уллу-Кара и спустилась по За на плато. Впереди двигалась двойка И. Оробей (МСМК) - В. Розенберг (1-й раз.). К открытой трещине они подошли не связавшись. Розенберг предложил организовать страховку, снял веревку и воткнул в снег ледоруб. Оробей в это время решил перешагнуть трещину, воспользовавшись лыжной палкой, но поскользнулся и упал в трещину. Через час пострадавший был поднят. Попытки оживить его были безрезультатны.

11. 28.07.88 . п. Вольной Испании .

Спортивная группа В. Масальцев и А. Писарчик (оба – КМС) в три час ночи начала подъем не по маршруту 5б на пик Вольная Испания (В стена), на который была выпущена, а по За. Мотив изменения маршрута (камнеопасность) несостоятелен – в этом сезоне стена проходилась неоднократно. Около 6 часов Масальцев прошел снежный мост и вышел на снежный склон крутизной 20-25 градусов. Идущий за ним Писарчик провалился в трещину и сдернул в нее Масальцева. Писарчик заклинился на глубине 25 м, а Масальцев на расстоянии около 7 м в стороне и несколько глубже. Вначале упавшие переговаривались, но через 15-20 минут Масальцев перестал отвечать. Писарчик смог освободиться от заклинивания и, не сделав попытку добраться к Масальцеву и помочь, отстегнулся от веревки, соединяющей их, достал из рюкзака вторую веревку и 3 ледобура, с помощью которых вылез из трещины. В 15:50 спасотряд добрался до пострадавшего, не обнаружив у него признаков жизни. Писарчик за нарушение правил – с амовольное изменение маршрута, за уход от терпящего бедствие товарища, лишен звания инструктора и спортивных разрядов полностью.

12. 02.02.1990 .Тянь-Шань, ледник Мраморная стена .

Группа наблюдателей за восхождением на в. Мраморная стена вышла на ледник. При передвижении по открытому (!) леднику в связке, шедший вторым С. Пряников упал трещину. Ширина трещины не превышала 1 м, но на глубине 4-5 м она сужалась до 30 см, а затем вновь расширялась. Ноги Пряникова прошли через узкую щель, а туловище заклинило, сильно сдавив грудную клетку. Напарник не почувствовал рывка, т.к. имелся запас веревки. Втроем они вытащили Пряникова без признаков жизни, реанимация проводилась два часа, но безуспешно.

13. 24.02.1998 .Кавказ, ледник Кашка-Таш .

Тройка альпинистов, совершив зимнее восхождение на в. Вольная Испания (5б), возвращалась к палатке на плато. Шли по своим многократно протоптанным следам, не связанные. Идущий впереди Олег Бершов, услышав за спиной тихое «уханье» обернулся, но не увидел идущих за собой товарищей. Вернувшись назад, обнаружил в снегу дыру диаметром метра в полтора. Веревки остались в рюкзаках шедших следом. Только на следующий день спасатели обнаружили тела Сергея Овчинникова и Сергея Мороза в трещине под метровым слоем снега...

Я был знаком с общительным Серёгой Пряниковым, моим коллегой-врачом, знал харьковчан Игоря Тарана и Сергея Мороза, с Игорем Оробеем проходил методический сбор на 1-ю категорию. Трудно отделаться от мысли, что, только помни они о коварных ловушках на закрытом леднике, всё могло сложиться иначе... Предлагаю читателю самому разобраться в ошибках, на которых следует учиться, и постараться найти оптимальное решение, как в описанных реальных ситуациях, так и в ситуационных задачах, составленных автором.

1. При движении по леднику связке-тройки двое идущих впереди выходят на закрытую трещину и проваливаются. Первый заклинивается в сужении трещины на 10 м, на вопросы не отвечает. Второй повисает посредине. Третий упал на снег и удерживает веревку на ледорубе. Варианты действия каждого?

2. При движении двойки по закрытому леднику первый обошел открытую трещину, второй движется вдоль нее. В этот момент первый проваливается в закрытую трещину и рывком веревки сбрасывает второго в открытую. Оба повисают на своей веревке, не доставая дна. Ваши действия в этой ситуации?

3. В связке-тройке, движущейся на укороченной до 15 м веревке – сороковке средний, идущий на скользящем, проваливается в трещину. Напарники, сорванные рывком веревки, лежат на снегу, удерживая его. Что из снаряжения вы хотели бы иметь на месте каждого из троих, и каковы ваши действия?

4. Экстремальная ситуация: вам необходимо двигаться по закрытому леднику в одиночку. Какое снаряжение, какие приемы вы используете, что предпримите, чтобы исключить проваливание в трещину?

Что мы знаем о ледниковых трещинах? Только то, что ледниковая (ледовая ) трещина - это разрыв ледника, образовавшийся в результате его перемещения. Трещины чаще всего имеют вертикальные стенки. Глубина и длина трещин зависит от физических параметров самого ледника. Встречаются трещины глубиной до 70 м и в десятки метров длиной. Трещины бывают: закрытого и открытого типа . Открытые трещины хорошо видны на поверхности ледника и поэтому представляют меньшую опасность для передвижения по леднику. Теория — это хорошо, но без наглядного образа теория остается просто текстом.

В зависимости от времени года, погоды и других факторов трещины на леднике могут быть закрыты снегом. В этом случае трещины не видны и при передвижении по леднику существует опасность провалиться в трещину вместе со снежным мостом, прикрывающим трещину. Для обеспечения безопасности при передвижении по леднику, особенно закрытому, необходимо перемещаться в связках.

Существует особый тип трещин - бергшрунд , свойственный для каров (цирк, или естественное чашеобразное углубление в предвершинной части склонов), питающих долинные ледники из фирнового бассейна. Бергшрунд представляет собой крупную трещину, которая возникает при выходе ледника из фирнового бассейна.

Детально о типах ледниковых трещин и их структуре, можно прочесть в статье .

А теперь перейдем к непосредственному просмотру наглядных примеров трещин, различных типов и размеров:

Ледниковая трещина на "грязном" леднике

Опасные ледовые трещины на "закрытом" леднике

Ранклюфт - трещина, промоина между ледником и скалами. Обычно ранклюфт образуется на боковых границах касания ледника со скалами. Достигает от 1м в ширину и до 8 метров в глубину

К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

ОНИ СТОЯЛИ НАСМЕРТЬ ЗА ПЕРЕВАЛЫ БОЛЬШОГО КАВКАЗА

Немецко-фашистские войска, выйдя во 2-й половине августа 1942 года к основным перевалам Большого Кавказа, возобновили активные наступательные действия, стремясь любой ценой овладеть нефтеносными районами Баку и Грозного, а также выйти к Черному морю навстречу своим войскам туапсинского и новороссийского направлений. Самый близкий перевал для соединения с этими группировками был Марухский.

На пути отборных частей горнострелковой дивизии «Эдельвейс» непреодолимой преградой стали не хребты кавказских гор, а стойкость и массовый героизм воинов, защищавших перевалы Кавказа.

Генерал Рудольф Конрад и его альпийские стрелки из 49-го горнострелкового корпуса были уверены в своей легкой победе.

Марухский перевал (высота 2739 м) в западной части Большого Кавказа прикрывали 808 и 810 полки 294 стрелковой дивизии. Альпийские стрелки, сформированные в горных селениях Тиролии из лучших альпинистов и лыжников, имели специальное горное снаряжение и вооружение, теплое обмундирование, вьючный транспорт - мулов. Они могли быстро передвигаться в горах, подниматься на ледники и снежные перевалы.

С 27 августа по 1 сентября шли упорные бои на подступах к Марухскому перевалу. 5 сентября противник силами полка перешел в наступление и, имея большое превосходство в силах и средствах, овладел перевалом. Но дальнейшее его продвижение в Абхазию и Закавказье было остановлено силами 810 полка, стоявшего во 2-м эшелоне.

Сразу за перевалом находился передний край обороны. Рубеж 1,5-2 км проходил от горы Марух-Баши на северо-запад и закрывал проход в Марухское ущелье. Наши горнострелковые отряды окопались, в скалах соорудили блиндажи, установили пулеметы. На помощь полку прибыло ещё 3 батальона. Весь сентябрь и октябрь войска с переменным успехом вели бои за обладание этим рубежом.

25 октября 810 полк занял высоту 1176 и ворота Марухского перевала, прочно закрепился и оборонялся среди скал, снега и льда до конца 1942 года.

Большую помощь нашим войскам оказывали летучие отряды альпинистов. Их можно было встретить на горных тропах, на снежных плато, на крутых перевалах. Они выслеживали врага, устраивали засады и завалы на дорогах и тропах, совершали дерзкие налёты, участвовали в наземных и воздушных разведках. Они стояли против отборных альпийских частей «Третьего рейха», которые воевали в Норвегии, Греции, Югославии и приобрели большой опыт.

Небольшим группам егерей удалось проникнуть через Кавказский хребет в район реки Бзыбь. Их видели в селениях Гвандра и Клидже, в районе озера Рица в 40 км от Сухума, но дальше пройти им не удалось - они были уничтожены.

В тот же период шла эвакуация мирных жителей. В августе 1942 года альпинисты получили от командования задание - вывести через перевалы Закавказья людей, живущих и работающих на Тырныаузском молибденовом комбинате, расположенном в Баксанском ущелье, и вынести ценное оборудование и сырьё. Путь для эвакуации по дороге был отрезан немцами. Над Баксанским ущельем летали немецкие самолеты, сбрасывали бомбы. Под обстрелом, в сложных метеорологических условиях к перевалу шла цепочка жителей Тырныауза, ведомая альпинистами и их помощниками - комсомольцами с комбината. При недостатке альпинистского снаряжения, специальной обуви альпинисты вели женщин, стариков, инвалидов, детей и на ишаках перевозили ценное оборудование. Обходя глубокие трещины, заваленные снегом, организуя веревочные переправы, попадая в снежные заряды и грозу, альпинисты перевели в течение августа 1500 взрослых и 230 детей.

Все, кто ходил из Баксанского ущелья в Сванетию через перевал Бечо, знают, что он доступен только подготовленным, тренированным спортсменам. В этом убедилась и я, пройдя перевал с группой заводских туристов в августе 1960 года. В нашей группе были и новички, и если бы не помощь проходивших в то же время альпинистов, нам пришлось бы испытать большие трудности.

После перехода Советских войск в общее наступление в январе 1943 года, противник отошел на север. Попытка врага пробиться через Марухский перевал в тыл на туапсинском и новороссийском направлениях и выйти к морю провалилась.

История самой высокогорной в мире войны представлена в книге Владимира Гнеушева и Андрея Попутько «Тайна Марухского ледника», выпущенной Ставропольским книжным издательством в 1966 году.

В сентябре 1962 года чабан колхоза Мурадин Кочкаров пас отару овец в горах Западного Кавказа вблизи перевала Халега. Недосчитавшись нескольких овец, Мурадин, оставив отару на напарника, пошел на поиски. Вышел к маленькому озеру - овец там не было, он пошёл ещё выше и вскоре поднялся на хребет. Здесь он увидел несколько боевых ячеек, человеческие кости, гильзы. Пройдя по хребту к вершине Кара-Кая, увидел следы жестоких боёв. На Марухском леднике ему попались вмёрзшие останки наших воинов. Об увиденном он сообщил председателю сельсовета в поселке Хасаут.

Ставропольский крайисполком создал комиссию из военных специалистов, врачей, экспертов и направил её к Марухскому леднику. С ними был взвод саперов и группа альпинистов под руководством опытного инструктора Хаджи Магомедова. Выйдя по долине реки Аксаут на гребень хребта, они обнаружили и собрали останки бойцов, нашли полевой лазарет. На высшей точке хребта 3500 м в сложенном из камней туре лежала записка, оставленная недавно проходившими туристами. Они написали, что потрясены увиденным и предлагали назвать этот безымянный хребет «Оборонным».

На спуске с хребта к морене ледника всё чаще попадались следы ожесточенных боёв. Во многих местах на леднике - разбросанные по поверхности льда, наполовину вмёрзшие останки наших бойцов, вооружения, гильз. На Оборонном хребте команда сапёров уничтожила мины и снаряды.

Все останки воинов люди вынесли через хребет на поляну и на лошадях спустили скорбный груз в долину реки Аксаут, затем в селение Красный Карачай и оттуда на машине в станицу Зеленчукская - районный центр.

Тех, кого хоронили в Зеленчукской 1-го октября 1962 года, люди будут помнить вечно. В Зеленчукской никогда не было столько людей - с самого утра сюда шли пешком и ехали на чём попало не только их соседних станиц и селений, но и из Карачаевска, Черкесска, Ставрополя. Ни стадион, где выстроился воинский караул с оркестром, ни тем более парк, где захоронили останки, не могли вместить всех прибывших, и поэтому люди стояли, запрудив соседние улицы.

Летом 1959 года Московская городская туристская школа Сергея Николаевича Болдырева совершала переход по Западному Кавказу. 162 участника были разбиты на 5 отрядов, 2 из которых, пройдя севернее Кара-Кая, вышли на Северный Марухский ледник. Ночевать пришлось на морене ледника. Утром, поднимаясь к Марухскому перевалу, они стали встречать кости, неразорвавшиеся гранаты, осколки мин и снарядов, гильзы. Ещё в Москве, готовясь к походу, они знали о следах жестоких боёв на Марухском перевале, но то, что увидели, нельзя передать словами.

В 1960 году группа студентов инженерно-строительного института им. Куйбышева из Москвы, совершая горный поход, нашла на леднике останки воинов. Они, как могли, захоронили безымянных солдат, а на следующий год в рюкзаках подняли в горы сборный обелиск и установили его в районе ледника.

Уже много лет спустя, на Марухский перевал было совершено массовое восхождение. Там установили памятник и провели митинг в память о наших воинах, насмерть стоявших против отборных частей дивизии «Эдельвейс».

В 1961 году я провела группу туристов нашего завода через Клухорский перевал, и мы находили следы боёв. И даже в 1974 году, оказавшись здесь с заводскими туристами, я обнаружила отголоски боёв 1942 года.

В 1975 году страна готовилась отметить 30-летие Великой Победы. Я давно вынашивала идею организовать поход в район Марухского перевала и установить на скалах Оборонного хребта от туристского клуба завода доску его героическим защитникам. Александр Козлов, председатель турклуба завода, поддержал меня. Так была организована экспедиция в составе горной и водной групп, которые должны были встретиться после похода 9 мая в станице Зеленчукская и принять участие в митинге и возложении венка к памятнику защитникам Марухского перевала. Изготовлением доски занялись Александр Сапожников и Виктор Хорунжий, заводские художники подготовили две ленты к венку и доске. Профком выделил деньги на проезд и несколько дней отпуска.

Горная группа: Николай Лычагин и Марк Шаргородский - инженеры, Татьяна Зуева - технолог, Владимир Дмитриев - военный представитель завода, Виктор Хорунжий - электрик и я - Маришина Валентина - конструктор, руководитель похода.

Водная группа (3 экипажа): Валерий Гут - нормировщик, руководитель похода, Виктор Слабов - технолог, Борис Евтихов и Александр Сапоженков - инженеры, Александр Иванов - фрезеровщик и Игорь Жашко (не работник завода), отец которого участвовал в боях за Марухский перевал.

Водники через Черкесск проехали до Верхнего Архыза, откуда начали сплав по реке Большой Зеленчук.

Наша горная группа прибыла в Карачаевск, оттуда на автобусе и машине в Красный Карачай и по долине реки Аксаут выдвинулась к верховью. После двухдневного перехода утром налегке с ледорубами и двумя рюкзаками, в которых упакованы доска и крепежные детали, начинаем подъём к перевалу Халега. В снегу по колено пробиваем тропу. На подъеме к перевалу встречаем несколько туров из камней, установленные доски, обелиски. У подножия этих памятников - следы боёв, остатки вооружения, ржавое железо, гильзы. Оставив доску в укромном месте на перевале, возвратились к палаткам. На следующий день, пройдя через перевал Халега по проторенной тропе, забрав доску, спустились в долину реки Маруха, заполненную снежниками. Недалеко от ледника в деревянном приюте остановились на ночлег. Приют был набит до отказа туристами - вся география страны. Утром поднялись на Оборонный хребет, нашли выступ с ровной площадкой для доски, где на следующий день установили и закрепили доску, используя веревки для страховки и подъема доски с текстом: «Героическим защитникам ледовой крепости Марухского перевала, насмерть стоявшим до конца, не пропустив его в Закавказье в августе - декабре 1942 года. От заводской молодёжи и туристского клуба завода. г. Москва. Май 1975 год». Под доской закрепили ветки сосны с лентой и сирень из селения Красный Карачай.

Мы познакомились со старшей пионервожатой школы, и она предложила сделать венок от группы у них в школе. Мы сделали шикарный венок из лапника, добавили в него живых цветов, прикрепили ленту и 9 мая вынесли его из школы. Пионеры и школьники также вынесли свой венок. На стадионе состоялся митинг. Я ещё ни разу не видела, чтобы так отмечали где-либо праздник Победы. Стадион был полон до отказа. Все с венками, цветами, корзинами, флагами - ветераны, молодежь, пионеры, дети, матери с колясками.

Фото

После митинга организованно колоннами все двинулись в парк к памятнику защитников Марухского перевала, где горит вечный огонь. В колоннах много туристов, спустившихся с гор. В почетном карауле стоят молодые ребята, ученики школ.

Фото

К памятнику возложили венки, корзины, цветы. На темной стеле памятника - светлая доска с изображением автомата и ледоруба.

Мы вручили пионервожатой, которая помогла нам с изготовлением венка, для музея школы фигурку воина - защитника Марухского перевала, изготовленную нашим заводским умельцем.

На берегу Зеленчука после всех торжеств группы собрались за праздничным столом. К нам приходили местные жители, сидели с нами у костра, пели военные песни. Народ очень доброжелательный, много детей.

Пройдя множество перевалов на Кавказе, я видела десятки обелисков, памятных досок, пирамидок со звёздами, поднятых на своих плечах туристами из многих городов нашей Советской страны. На перевале Бечо туристы одесского турклуба «Романтик» установили на скале большую серебристую доску, на которой написаны фамилии 6 альпинистов, совершивших подвиг, переведя через перевал в Сванетию жителей Баксанского ущелья. На доске воин в каске со звездой и маленькая девочка, обхватившая его за шею ручонками.

География городов, туристы которых подняли в горы на своих плечах эти скромные памятники, велика: Одесса, Донецк, Москва, Харьков, Днепропетровск, Ленинград, Ростов, Краснодар, Ставрополь… Запомнился один обелиск со звездой и массивной доской с надписью «Защитникам Северного Кавказа», установленный комсомольцами города Чапаевска Куйбышевской области (ныне Самарской).

Перевалы Кавказа защищали воины многих национальностей нашей Великой страны - СССР. Марухский перевал кроме солдат защищали моряки Черноморского флота. Память благодарных потомков за великий подвиг наших отцов и дедов должна передаваться поколениям, следующим за нами.

Валентина Маришина,
г. Москва

Warning function.include on line 123

Warning : include(../includes/all_art.php) [function.include ]: failed to open stream: No such file or directory in /pub/home/rada65/tourist/www/articles/pobeda.php on line 123

Warning : include() [function.include ]: Failed opening "../includes/all_art.php" for inclusion (include_path=".:/usr/local/php5.2/share/pear") in /pub/home/rada65/tourist/www/articles/pobeda.php on line 123

Зоны образования трещин можно предугадать, зная характер ледника и поверхности, на которой он расположен. Зоны разломов обычно образуются в местах, где течение льда меняет направление - на поворотах, впадинах и перегибах . Лед и трещины часто закрыты слоем снега. Возникает опасность провалиться в трещину. По закрытым ледникам передвигаются в связках, с тщательной страховкой, постоянно зондируя путь перед собой.

Первая связка при разведке трассы маршрута должна состоять из трех человек. Падение в трещину одного не должно привести к сдергиванию в нее двух других. Веревка должна быть полностью выдана (кольца не оставлять, слабины веревки не допускать). Движение участников внутри связки и между связками - след в след.

При переходе группы со льда на скалы можно столкнуться с береговой трещиной (рантклюфтом ), идущей вдоль тела ледника и образуемой за счет разницы температур - камни нагреваются сильнее, чем лед, и последний вблизи скал вытаивает. Такие трещины (рис. 1) имеют относительно небольшую глубину. Для их прохождения почти всегда можно найти участок, где они засыпаны обломками скал или льда.

При изменении крутизны ложа ледника в его теле возникают поперечные трещины.

При значительном возрастании крутизны перегиба, в связи с хрупкостью верхних слоев и большей (по сравнению с нижними слоями) скоростью их движения происходит значительное растрескивание поверхности ледника, падение отделившихся масс льда. Такие зоны интенсивного разрушения льда называют ледопадами .

Там, где ледник, следуя форме долины, совершает повороты, в его теле образуются радиальные трещины , веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба. Здесь путь группы должен проходить у берега вдоль склона, ближнего к центру поворота.

При выходе ледника из теснины на более широкий участок долины в его теле возникают продольные трещины . В случае закрытого ледника это наиболее опасные трещины . Здесь все туристы одной связки могут, не подозревая опасности, идти вдоль трещины в непосредственной близости от нее, и падение в трещину одного из туристов неминуемо вызовет срыв и остальных. Движение в таких случаях целесообразно совершать или по выпуклым формам ледника или серпантином с углом ниток в 45 градусов по отношению к продольной оси ледника.

При движении по выпуклым формам рельефа ледника туристы могут столкнуться с сетчатыми (перекрещивающимися) трещинами , возникающими при наползании льда на выступающую часть твердой породы на дне долины. В результате этого лед вспучивается, образуются продольные и поперечные трещины, пересекающиеся между собой (рис. 2). Эти трещины лучше обойти стороной. Если же при обходе такой зоны возникает опасность встречи с имеющимися в ней продольными трещинами, то последние лучше всего обойти по нижней границе выпуклой формы. Здесь туристов могут ждать лишь поперечные трещины.

На краях трещин возможно образование снежных карнизов . Поэтому при необходимости движения вблизи больших открытых трещин необходимо предварительно осмотреть (при тщательной страховке) характер трещины и карниза.

В верховьях ледников параллельно склонам цирка образуются аркообразные подгорные трещины (бергшрунд ), имеющие в своей центральной части большую ширину и глубину (рис. 3). Ближе к основанию арки, в нижней ее части ширина трещины уменьшается, сходя на нет. Если бергшрунд представляет собой серию арок, то чаще всего их основания не соединяются, а располагаются одно над другим, образуя возможные проходы. Летом проход через бергшрунд можно поискать и в вогнутой части склона, которая является в весеннее время желобом для схода лавин. Сходящие лавины образуют здесь прочные мосты. Разумеется, этот путь следует выбирать только при уже сошедших лавинах (ни в коем случае не после снегопада). Подход к снежному мосту должен совершаться из безопасной зоны по одному, с выставлением наблюдателя. Прошедшие опасный участок сразу же выходят из опасной зоны. Преодолевать такие мосты и всю опасную зону следует в утренние часы с тщательной страховкой.

До перехода трещины по снежному мосту необходимо сначала внимательно его осмотреть. В случае движения группы по мосту туристы преодолевают его по-пластунски, со страховкой, но без рюкзаков. При этом они должны стараться распределить вес тела как можно на большую поверхность. Даже по не совсем надежным мостам таким способом можно переправить всю группу. Рюкзаки перетаскиваются отдельно.

Трещины на закрытых ледниках - серьезная опасность. Падение в них при отсутствии надежной и правильной страховки ведет, как правило, к травме. Если упавший и не получил травмы, но не имеет возможности двигаться (заклинение, ненадежность опоры, на которой упавший сумел задержаться и т. п.), нехватка веревки или неумение других участников путешествия своевременно организовать подъем туриста из трещины, ведет к быстрому его замерзанию.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама