THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

По дороге к нашей конечной цели - фьордам Норвегии - мы не переставали восхищаться картинами природного ландшафта Швеции.
Швеция - одно из немногих европейских государств, где еще можно увидеть дикую природу, нетронутые цивилизацией ландшафты, и людей, испокон веков живущих в гармоническом ритме смены времен года. В то же время это богатая страна с современной индустрией, продукция которой стала символом безупречного качества, а население социально защищено
и живет в завидном для многих достатке.

Это одна из самых больших по территории стран Европы, отличающаяся разнообразием природных и климатических условий.
Здесь бросается в глаза контраст между долгими летними днями и столь же долгими зимними ночами. Летом солнце в некоторых частях северной Швеции и за Полярным кругом не сходит с небосклона круглые сутки, а белые ночи простираются и дальше к югу, где в июне по ночам бывают лишь непродолжительные сумерки.

Значительная часть шведского ландшафта представлена хвойными лесами, в частности, сосновыми, а также широко раскинувшимися лиственными - березовыми, осиновыми - в южной части страны.
Некоторые части Скандинавского горного хребта отличаются экзотической флорой, включающей, например, многочисленные виды орхидей.

Помимо великолепных ландшафтов, Швеция обладает богатой и разнообразной дикой фауной - от медведей и волков на севере страны до косуль и кабанов на юге. В стране также богатая флора и водная жизнь, что еще более обогащает ее биологическое многообразие.
В лесах водятся лоси, косули, белки, зайцы, лисицы, куницы, в северной тайге - рыси, росомахи, бурые медведи. Птиц насчитывают около 340 видов, а рыб - до 160 видов.


Дикая кошка

Швеция первой в Европе - еще в 1910 г. - начала создавать национальные парки, преимущественно в гористых местностях. Это помогло уберечь часть еще остававшейся в Европе дикой природы от эксплуатации. В стране существует также множество природных заповедников и охраняемых зон.
В Швеции 16 национальных парков и почти 900 заповедников, находящихся под охраной культурного наследия.

Автовояж Саранск - Финляндия - Швеция - Норвегия. Часть 4. Природа и дороги Норвегии

В Норвегии самый дорогой бензин в мире. Чтобы заполнить бак своего универсала «Лада-Ларгус», Денис Тюркин платил в три раза больше, чем на родине. Не потому ли в той стране так много электромобилей? О потрясающе красивых видах, бесконечных тоннелях и платных дорогах - в фотоотчете.

На АЗС Норвегии продается, как правило, только два вида топлива: 95-й бензин и солярка. Причем литр последней всегда дешевле на одну крону. Что интересно, цена меняется (причем иногда значительно!) в зависимости от времени суток. Многие АЗС работают без операторов, принимая карты. В пересчете на рубли литр 95-го достигал 130 рублей! Но вряд ли дороговизна ископаемого топлива вынуждает местных жителей покупать электромобили. Скорее, это их экологичное сознание. Особенно там популярны «Теслы» («Модел Икс» - в меньшей степени, «Модел Эс» - в большей) и почти незнакомые в РФ БМВ ай3. Ареал их «обитания» не всегда ограничивается крупными городами и пригородами, часто электромобили можно увидеть и в деревушках. Только вдумайтесь: больше половины продаж новых автомобилей в Норвегии в 2017 году пришлось на электромобили и гибриды. А кроссовер Model X, разошедшийся тиражом почти 4 800 единиц, стоимостью в пересчете на рубли более 8 миллионов, занял четвертое место среди новых машин. На секундочку: в Норвегии живет всего 5,3 миллиона человек.


© Денис Тюркин
© Денис Тюркин
© Денис Тюркин

Если теперь меня спросят, с чем ассоциируется Норвегия, я скажу: с автомобильными тоннелями. Значительную часть страны занимают знаменитые фьорды, перебираться через которые можно паромом (тоже пример потрясающей организации транспорта, ходят по минутам и стоят копейки). И паромы в последние годы постепенно заменяют мостами и тоннелями. В последних даже строят целые круговые развязки, представляете?! Почти все подземные дороги имеют искусственное освещение и не имеют… запрета на обгон. Как вам такое? Под Осло - просто целый муравейник из тоннелей. И не дай бог тебе пропустить нужный поворот (а под землей, как известно, навигатор не ловит спутниковый сигнал), следующий может быть только через десяток км!

Мне довелось проехаться по самому длинному в мире автомобильному тоннелю - Лоэрдальскому, который расположен недалеко от Бергена и был построен в 2000 году за 113 миллионов долларов. Его длина - 24,5 км. Через определенное расстояние расположены стоянки для отдыха. Почему-то считается, что водители устают при такой монотонной езде. А некоторые даже испытывают страх. И вот для этого такие стоянки подсвечивают разными цветами. На норвежских дорогах скоростное ограничение 80 км/ч, а в тоннелях, как правило, 70. Перед многими стоят шлагбаумы, которые перекрывают движение в случае какой-то нештатной ситуации внутри или при проведении дорожных работ. Проехав по Норвегии около 1 500 км, я только два раза стоял в очереди перед тоннелем, самое большое - полчаса. При этом о дорожных работах задолго до участка предупреждали информационные щиты, предлагая варианты объезда.


© Денис Тюркин

Так выглядит въезд в тоннель на Хардангерском мосту в Норвегии. Это один из самых длинных висячих мостов в мире. Протяженность единственного пролета составляет 1 310 м. Помимо тротуара там есть и велодорожка. Проезд по нему составляет 150 норвежских крон, или 1 159 рублей 73 копейки по курсу на 27 июля. Да-да, многие дороги и подобные сооружения в Норвегии платные. Если раньше на въезде стояли шлагбаумы и пункты оплаты, то теперь - только видеокамеры, которые считывают госномер. Перед поездкой я озаботился этим вопросом и зарегистрировался на специальном норвежском сайте, введя свои данные и данные машины. Привязывать банковскую карту не стал (хотя такой вариант был, и с нее сразу списалось бы примерно 3 500 рублей в качестве предоплаты). Через месяц после поездки на электронку пришло письмо. Мол, с вас денежки. Оказалось, что я накатал по этой стране почти ту предоплатную сумму, а Хардангерский мост стал самым дорогим на моем маршруте. В личном кабинете на сайте расписано каждое место, где меня сфотографировала камера (снимки приложены). Интересно, что оператором этой системы является британская компания. К слову, в поездке до Питера и обратно по платным участкам я заплатил около 2 000 руб­лей. И из сложных сооружений там был только красивый участок западного скоростного диаметра в Питере…


© Денис Тюркин

Вот так впритирку на некоторых норвежских дорогах разъезжаются автомобили. Слева вы видите типичный автодом, на котором обожают путешествовать европейцы. В одном месте я увидел стоянку таких автодомов (штук 50!), и это было похоже на стойбище бизонов.


© Денис Тюркин
© Денис Тюркин

Если на дороге в Норвегии вы увидели красивое место или какую достопримечательность, смело тормозите. Будьте уверены, там найдется карман или даже стоянка с туалетом, где можно остановиться и все сфотографировать. Но будьте готовы и к пристальным взглядам проезжающих местных жителей. Не выбрасываете ли вы мусор в неположенном месте? Не оставили ли костер? Инфраструктура у каждой мало-мальски значимой достопримечательности развита на невероятном уровне. Деревянное здание на втором фото - это пункт оказания экстренной помощи в горах на полпути к Прекестулену. Открывается он автоматически при звонке на указанный номер телефона.

Недалеко от этого красивого места я впервые за все путешествие заехал не туда. Отличный бесплатный англоязычный навигатор maps.me (сделанный силами белорусов, кстати) повел по гравийке, которая тянулась в горы, а затем уперлась в закрытый шлагбаум. Пришлось разворачиваться и делать 100-километровый крюк. Оказалось, что путь, проложенный изначально навигатором, был действительно самым коротким, но пролегал по сложному участку, который сильно зависит от природы. Даже в первых числах июня снег там не растаял. И в этом Норвегия похожа на Россию: за короткий отрезок дороги вы можете увидеть зиму, весну и лето, а также разные географические зоны. Все благодаря горам. Но стоит ли говорить, что куда бы ты ни заехал, дороги будут идеальными?


© Денис Тюркин

Это знаменитое плато Проповедника (Прекестулен) - скала, выдающаяся над фьордом. На фото она впечатляет и завораживает. Потому и ехал туда. Но так как эта точка была одной из последних в норвежском маршруте, а за время поездки я увидел столько всего потрясающего, то плато Проповедника запомнилось мне только людьми. Пеший путь в одну сторону там занимает 4,1 км, и за это время меня шокировали три вещи. Первая: с тобой здоровается почти каждый турист (невероятное добродушие и открытость, конечно, свойственны европейцам, но одно дело, когда ты общаешься с соседом по отелю, а другое - приветствуешь в горах человека, которого больше никогда не увидишь). Вторая: в непростой поход взрослые берут маленьких детей. Даже грудничков. Их тащат в коробе за спиной, похожем на те, где медведь в русской сказке нес пирожки с Машей. И тащат даже девушки. Третья: в поход идут даже старики и даже совсем полные люди. Вот это должна быть мотивация и сила духа. А путь до плато - это ведь не ровная асфальтовая дорожка в парке. Да, где-то это стесанные специальными рабочими камни, но где-то - булыжники у обрыва и затяжные подъемы.


© Денис Тюркин

Оказывается, в Норвегии полно водопадов! Конечно, большинство из них временные: исчезают летом, когда с вершин гор сойдет весь снег, но некоторые настолько мощные, что брызгами заливают дорогу

На территории Швеции можно выделить два крупных природных района, это Северная Швеция (где восточные склоны Скандинавского нагорья пересечены многочисленными широкими глубокими долинами, которые вмещают вытянутые узкие озера. На междуречьях большие площади заняты болотами. В некоторых долинах имеются значительные ареалы плодородных почв, сформировавшихся на мелкозернистых песках и суглинках; они в основном используются под пастбища. Земледелие в долинах возможно примерно до высоты 750м. над уровнем моря. Северная Швеция испытала относительно небольшое влияние хозяйственной деятельности человека и довольно редко заселена) и Южная Швеция (которая отличается от Северной Швеции высокой плотностью населения и высокой концентрацией промышленности и сельского хозяйства на ее территории).

В пределах более возвышенной Северной Швеции выделяются три вертикальных пояса:

  • · верхний, включающий восточную периферию Скандинавского нагорья, изобилующую озерами;
  • · средний, охватывающий плато Норрланд с чехлом моренных отложений и торфяниками;
  • · нижний - с преобладанием морских осадков на равнинах вдоль западного берега Ботнического залива.

В пределах южной части страны обособляются: равнины Средней Швеции, плато Смоланд и равнины полуострова Сконе.

О климате можно добавить, что поскольку территория Швеции имеет значительную протяженность в субмеридиональном направлении, на севере страны гораздо холоднее и вегетационный период короче, чем на юге. Соответственно различается и продолжительность дня и ночи. Однако в целом для Швеции характерна бoльшая повторяемость солнечной и сухой погоды по сравнению со многими другими странами Северо-Западной Европы, особенно зимой. Несмотря на то, что 15% страны расположено за Северным полярным кругом, а вся она располагается севернее 55° с.ш., благодаря влиянию ветров, дующих с Атлантического океана, климат довольно мягкий. Такие климатические условия благоприятны для развития лесов, комфортного проживания людей и ведения более продуктивного сельского хозяйства, чем в континентальных районах, расположенных на тех же широтах. На всей территории Швеции зимы затяжные, а лето короткое.

Водные ресурсы страны - это многочисленные реки Швеции, среди которых нет ни одной очень большой, все они образуют густую сеть и имеют не мало важное хозяйственное значение. Реки, отличающиеся быстрым течением, широко используются для производства энергии. По многим рекам ведется сплав леса. Самые крупные озера королевства - Венерн площадью 5545 км 2 , Веттерн площадью 1898 км 2 , Меларен площадью в 1140 км 2 и Ельмарен площадь, которого составляет 479 км 2 . Эти озера - судоходны и являются важной транспортной системой страны, по ним осуществляются различные грузовые перевозки. Многочисленные узкие вытянутые озера «пальцевидной формы» в горах Швеции служат преимущественно для лесосплава. Исключительной живописностью отличается озеро Сильян, расположенное в историческом центре шведского государства.

Среди водных каналов государства наибольшее значение имеет Гёта-канал, соединяющий крупнейшие озера страны Венерн и Веттерн. Благодаря этому каналу осуществляется связь между важными промышленными центрами - это такие города как Стокгольмом на востоке, Гётеборгом на юго-западном побережье, Йёнчёпингом у южной оконечности озера Веттерн и многими другими городами располеженными в Средней Швеции. Другие крупные водные каналы Швеции - Ельмарен, Стрёмсхольм, Тролльхеттан, который проложен в обход водопадов на рекеГёта-Эльв и Сёдертелье, являющийся одним из первых в стране, действующий до сих пор.

Швеция - отличная страна для посещения со множеством интересных мест. Каждому планирующему поездку в Швецию стоит узнать о ее достопримечательностях.

Стокгольм

Стокгольм является столицей Швеции, а также самым густонаселенным городом среди всех скандинавских стран. В нем проживает почти миллион человек. Город расположен на 14 островах. Многие считают, что внешне это самый красивый город в Скандинавии. Там можно делать фотографии буквально на каждом шагу: начиная с исторических и современных красочных домов до прекрасных островов и парков у самой гавани.

Путешествие по Стокгольму запомнится надолго: в этом скандинавском городе находится огромное количество музеев, художественных выставочных залов, статуй, фонтанов и парков. Туристы стремятся посетить такие интересные места, как музей Вазы, Стокгольмская публичная библиотека. Привлекателен и метрополитен с его галерейным искусством. Стокгольм - недешевый город. Но пребывание здесь даже на несколько дней стоит потраченных денег.


Гетеборг

Гетеборг - удивительный город. В нем обязательно стоит задержаться по крайней мере на несколько дней. За это время можно открыть для себя интересные места и туристические достопримечательности.

Это второй по величине город, находящийся на западном побережье Швеции. Расположен он примерно в 6 часах езды от Стокгольма. Это также большой город со множеством туристических достопримечательностей. Его непременно стоит посетить каждому, кто собирается в Швецию. Невозможно перечислить все его интересные места, но особо стоит отметить следующие:

  • большой рыбий рынок,
  • музей Мартимана,
  • фабрика Volvo,
  • 20 островов,
  • парк развлечений Лисеберг,
  • главный бульвар Гетеборга,
  • оригинальное викингское судно в Городском музее Гетеборга,
  • музей искусств Гетеборга,
  • дом-музей.

А также многие, многие другие. Здесь вы даже можете посетить подводную лодку "Нордкаперен" или попасть на вершину холма, чтобы увидеть панораму города.

Уппсала

Старинный город, расположенный в 70 км от Стокгольма и в 20 минутах пути от аэропорта «Арланда». Уппсала богата уникальными культурными и историческими сокровищами. Город сумел сохранить свое провинциальное очарование, в то же время предлагая гостям широкий выбор всевозможных магазинов, ресторанов и развлечений.

Река Фюрис делит Уппсалу на две части: историческую (западную) и административную (к востоку). Большая часть города расположена на западной части. Здесь можно посетить:

  • Кафедральный собор - главный собор в городе. Также он является самой большой церковью Скандинавии. Здесь были захоронены многие шведские короли.
  • Сад Карла Линнея, в котором имеется оранжерея.
  • Ботанические сады.
  • Уппсальский замок. Здесь можно увидеть произведения художников XVI века и более современных мастеров.

Линчепинг

Линчепинг - гораздо меньший по размерам город, чем Стокгольм и Гетеборг. Но он имеет свою уникальную атмосферу - особенно в осеннее и зимнее время. В это время весь город становится неоновым и выглядит просто потрясающе.

Сами жители города называют его «местом, где идеи становятся реальностью». В 80-х годах прошлого столетия администрация города решила создать на базе тамошнего университета центр изучения инноваций и высоких технологий. Данное решение дало серьезный толчок развитию города. С другой стороны, в нем немало и исторических достопримечательностей:

  • кафедральный собор Линчепинга, построенный в 1230 г.,
  • ратуша, где в Средневековье находилась церковь и прицерковные школы,
  • городская библиотека,
  • «Гамла Линчепинг» - историческая часть города,
  • музей военно-воздушных сил под открытым небом.

Большим поклонникам инновационных технологий и всего, что с ними связано, можно побывать в первом в мире Музее компьютеров и серверов.

Необычные отели

Швеция - удивительная страна странных отелей. Турист может остановиться на ночь в доме на дереве, спать внутри ледяной пещеры, глубоко под землей в серебряном руднике или под водой в плавучем отеле. К сожалению, все эти места обычно очень дорогие. Но если финансовые возможности позволяют, обязательно стоит попробовать. Одним из таких необычных отелей является нецивилизованная гостиница "Коларбин":

Также известен своей необычностью и ледяной отель. Он возводится с декабря по апрель, но бронирование необходимо делать как минимум за месяц до заезда - иначе попросту может не остаться мест.

Город викингов Бирка

Расположен в 30 км от Стокгольма. Именно здесь можно полностью погрузиться в атмосферу жизни викингов. В этом средневековом городке часто проходят разнообразные тематические мероприятия.


Могила Алес-Стенара из камней в Истаде

В Швеции имеется своя достопримечательность, которая по загадочности и популярности не уступает Стоунхенджу. В небольшом рыбацком местечке Косеберке, находящемся в 80 км от Мальме, гости страны могут увидеть мистические камни под названием Алес-Стенар. Данный памятник включает в себя 59 вертикальных валунов, которые вкопаны в землю. Если соединить их одной линией, то они будут образовывать контур корабля. Вес некоторых камней составляет порядка пяти тонн.

Исследования показали, что данное сооружение было возведено около 1400 лет назад. Но больше об этих валунах практически ничего не известно: их истинное предназначение и происхождение названия остаются загадкой. Историки считают, что эти валуны в прошлом являлись надгробиями, внутри которых находились захоронения знатных особ. Другой вариант - валуны являются памятниками затонувшим кораблям.

Существует легенда о том, что человек, похороненный в Алес-Стенаре, является фигурой из шведских мифов: король Эль Сильный. Скорее всего, это был один из самых влиятельных викингов.

Национальный парк Абиску

У самой норвежской границы, на краю Лапландии, располагается один из наиболее популярных среди туристов шведских природоохранных парков - Абиску. Он открыт для посещения круглогодично. С туристической станции Абиску берет свое начало множество туристических маршрутов.

Каждый из них оборудован специальными хижинами, где путешествующие могут отдохнуть. Летом и осенью в почете пешие маршруты; в зимнее время года - лыжные. Один из наиболее популярных путей предполагает восхождение на гору Наойя. Самых настойчивых туристов, сумевших взобраться на нее, ожидает удивительный вид на простирающиеся природные ландшафты.

Одно из наиболее популярных мест для охотников за северным сиянием - станция Аврора-Скай. Она также расположена в Национальном парке Абиску. Если повезет, там можно увидеть северное сияние. Его невероятная красота привлекает туристов со всего мира. Обычно наблюдение за чудом природы открывается с 17 ноября. Добираются на станцию обычно на поезде или автомобиле. Можно выбрать и самолет, но цена будет дороже минимум вдвое.

Недавний опрос показал, что почти треть шведов считают экологию и загрязнение окружающей среды одним из самых волнующих их вопросов. Для сравнения: лишь 7% жителей Евросоюза в целом, согласно той же статистике, обеспокоены этими проблемами.
Перепроизводство и постоянный рост масштабов потребления – еще одна проблема, которая вызывает опасения у многих стран, поскольку промышленное производство влечет за собой загрязнение окружающей среды и перерасход энергии. На бытовом уровне среди шведов популярно не покупать лишних вещей, стараясь, где возможно, не создавать лишний спрос на определенные, «неэкологичные» товары. Довольно распространено, например, покупать бывшую в употреблении мебель, одежду и технику, чтобы, пусть в небольших масштабах, предотвращать перепроизводство.
Практически все промышленные предприятия Швеции постоянно внедряют инновационные решения по повышению эффективности и одновременно снижению расхода энергии. Поддерживает промышленников в этих начинаниях и правительство. В 2005 году оно ввело налоговые льготы для энергоемких отраслей – в обмен на разработку ими мер по снижению энергопотребления. Цель правительства – до 2020 г. сделать использование энергии на 20% более эффективным по сравнению с 2008 г.
Каждый муниципалитет (а их в Швеции 290) имеет советника по вопросам энергетики, к которому люди могут обратиться за помощью и руководством. Консультации предоставляются по таким вопросам, как использование осветительных приборов с низким энергопотреблением и переход на более экологичные отопительные системы.

Кто есть кто в шведском эко-мире

ШВЕДСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Представляет правительству предложения по политике и законодательству в области окружающей среды и обеспечивает воплощение в жизнь решений на основании этой политики. Агентство также занимается вопросами отдыха на открытом воздухе и охоты.

СТОКГОЛЬМСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Международный центр междисциплинарных научных исследований по организации управления социально-экологическими системами с акцентом на выживание – способность справляться с изменениями и продолжать развитие.

VINNOVA

Правительственная организация, основанная в 2001 г. для развития инновационного потенциала Швеции в области устойчивого роста. Vinnova ежегодно инвестирует порядка 2,7 млрд шведских крон (286 млн евро) в различные программы.

ШВЕДСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

Правительственная организация, которая стимулирует использование возобновляемых источников энергии, усовершенствованных технологий, более продуманное потребление энергии и смягчение последствий изменения климата.

Хочешь спасти планету – убери мусор

Более 99% мусора в Швеции перерабатывается и используется повторно тем или иным способом – этот феномен уже прозвали «шведской революцией ресайклинга». Ни одной другой стране в мире пока не удавалось подойти так близко к мечте о безотходном производстве и чистых воде и воздухе. Как шведам удалось этого добиться?
Если учесть, что в среднем каждый житель планеты производит несколько тонн бытового мусора в год, то несложно себе представить, во что превратится Земля хотя бы через несколько лет, если не принимать никаких мер. Швеция входит в число стран, которым удалось преуспеть по части утилизации и переработки мусора. Только 0,7% домашних отходов в Швеции утилизуется путем захоронений на специальных полигонах, тогда как в целом по Евросоюзу этот показатель составляет целых 34 %.

У каждой шведской семьи в квартире и в каждом доме есть несколько контейнеров с наклейками. На одном – стекло, на другом – картон, на третьем – металл, на четвертом – пластик, на пятом – для газет. Отдельный контейнер – для пищевого мусора. В эти контейнеры складываются соответствующие отходы, которые затем везут на станцию сбора мусора. Важность сортировки мусора настолько закрепилась в сознании шведов, что многие делают это автоматически. Краски, лак для ногтей, старые батарейки, лампочки и электроприборы – опасный мусор, который утилизуется в специально отведенных для этого местах. За вопросы организации сбора мусора и его утилизации отвечают муниципалитеты, и они же отвечают за то, чтобы их жители знали о правилах и возможностях утилизации.

Инновации на службе экологии

Еще один способ, с помощью которого Швеция пытается показать другим странам путь к превращению планеты в экологический рай, – использование инновационных экологических решений. Шведское правительство инвестировало уже более 400 миллионов крон в исследования и разработки в области экологии и защиты окружающей среды. Cреди наиболее известных разработок – биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода. В 2013 г. расходы на научные исследования и разработки составили 3,3% ВВП, что является четвертым по величине показателем в ОЭСР.

Забота о чистоте воздуха заставила шведов искать пути замены горючего топлива и бензина. В качестве альтернативных источников топлива, получивших большое распространение в Швеции, – биотопливо, получаемое из пищевого и органического мусора, электричество и этанол. Многие шведские предприятия, а также почти все государственные учреждения заменяют автопарк, избавляясь от авто на горючих видах топлива и пересаживаются на безвредные для природы электромобили. Практически все городские и междугородние автобусы перешли на биотопливо и этанол. Это лишь некоторые меры, с помощью которых Швеция стремится вывести горючие газы из обращения и способствовать очищению воздуха от вредных выхлопов. Задачи по снижению выброса парниковых газов на 40% до 2020 г. по сравнению с 1990 г. и полное избавление автопарка от ископаемых видов топлива до 2030 г. – в числе приоритетных для экологической политики Швеции.

Из истории вопроса

Репутацию пионера в области экологии Швеция заслужила еще в 1960-70-х гг. Так, Швеция стала первой страной, учредившей в 1967 г. Управление по охране окружающей среды. Именно в Швеции в 1972 г. проходила первая конференция ООН, посвященная вопросам окружающей среды, результатом которой стало создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) – ведущего международного органа по экологии по сегодняшний день.

Швеция также была одним из первых государств, подписавших и ратифицировавших Киотский протокол, международное соглашение о необходимых мерах в условиях изменения климата.

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГИЯ

Швеция обладает самой большой долей возобновляемых источников энергии в ЕС – в 2017 году она составляла 54,5%, в основном, это гидроэнергия и биотопливо. Согласно прогнозам Энергетического ведомства Швеции, этот показатель может вырасти до 55% к 2020 г.

АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ

На атомную энергию приходится около 40% производства электроэнергии Швеции. В Швеции расположены десять реакторов. Будущее их, однако, пока не определено, так как у некоторых реакторов скоро истекает срок эксплуатации, а доводы «за» и «против» строительства новых остаются горячей темой для обсуждений.

АРКТИЧЕСКИЙ ФОКУС

Глобальное изменение климата сделало Арктику одним из наиболее уязвимых регионов в мире. За последние 100 лет средняя температура в регионе выросла в два раза больше, чем средняя общемировая температура. Изменения влияют не только на местное биоразнообразие и полярный лед, но и на планету в целом в связи с повышением уровня океана. Как часть арктического региона и член межправительственного Арктического совета, Швеция стремится привлечь внимание общественности к изменению климата в Арктике на международных переговорах по вопросам климата. www.arctic-council.org

ВОДА ДЛЯ ЖИЗНИ

Наряду с изменением климата, одной из главных глобальных экологических проблем является загрязнение морей и потеря морской среды обитания. С 1990 г. доля окисленных озер в Швеции сократилась с 17% до 10%, и тенденция к снижению сохраняется. Кроме того, Швеция активно работает над тем, чтобы убедить ЕС и страны Балтийского региона улучшать экологию Балтийского моря. Действия включают управление водными ресурсами и проекты по рыбоохране.

Города-отличники экологии

Согласно статистике ООН, к 2050 г. две трети мирового населения будут проживать в городах. Именно поэтому проблема перенаселения городов и их рост вызывает опасения у экологов всех стран. И здесь Швеция также могла бы послужить хорошим примером, поскольку рациональное использование природных ресурсов сыграло решающую роль в планировке многих шведских городов.

Стокгольм

В середине 1990-х гг. в мэрии Стокгольма решили превратить бывшую промышленную зону Хаммарбю в образец экологической городской планировки. В заново отстроенном жилом районе – «умные» электросети, доступный и экологичный общественный транспорт, велосипедные дорожки и парковки, организация сбора и утилизации отходов.

Мальмё

Похожее преобразование промышленной зоны в жилой район произошло и в Мальмё. Сегодня район Вэстра хамнен – это район с нулевым выбросом углерода, где используется система аккумулирования тепловой энергии. Вода хранится в течение лета, затем закачивается с помощью энергии ветра для обогрева домов в холодное время года. Затем вода повторно используется для охлаждения зданий летом.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама