THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Вечнозелёная сущность солотчинского леса заманивает толпы местных с целью обуздать потребность в досуге. Традиционные летние шашлыки, зимние лыжи в Монастырском бору, санки с Лысой горы, весенние и осенние созерцания ненавязчивой живности - для рязанцев почти в шаговой доступности, если мыслить в категориях личного автотранспорта. Потому как вот они - ворота в Мещёру, всего лишь в двадцати километрах от Рязани. Курортная тема актуальна и для столичных, и для провинциальных городов. Переделкино в Подмосковье, село Чертовицкое под Воронежем, Кривец под Липецком, равно как и Солотча под боком у рязанцев, - пожалуй, местечки, которые для многих вызывают непреодолимое желание во что бы то ни стало заиметь здесь домик, а у остальных - зависть, что кто-то такой домик уже заимел. Географически Солотча - это Рязанский район, хотя административно курортный посёлок является выносной частью Рязани и формально входит в её Советский район.

Здесь, под пологом исполинских сосен или среди благоухающих сенокосов, можно поискать дорогу в свою личную нирвану. Это историческое во всех доступных смыслах этого слова место, где в стенах Солотчинского монастыря нашёл упокоение великий князь Олег Рязанский. Здесь, в Центральной России, в краю давно изведённых лесов, по неизведанным причинам уцелел нетронутый островок природы, где возраст сосен превышает двести лет.

Узкоколейка

Ещё не так давно Рязань и Солотчу соединяла железная дорога с близко посаженными рельсами. Узкоколейка была единственным средством надёжной доставки туристов и вольногулящих к Мещёрской низменности. Узкоколейку в мещёрских лесах писатель Константин Паустовский назвал самой неторопливой железной дорогой в Советском Союзе. «Поезд времён Стефенсона» напомнил ему при первом знакомстве самовар, который «свистел детским фальцетом». У паровоза же, как выяснилось, и без того было обидное прозвище - «мерин». А ещё маленький паровозик называли «кукушкой».

Приступили к строительству железки в 1892 году - страна требовала леса и пиломатериалов. Идея со спрямлением русла Пры для сплава леса так и осталась на бумаге. Надёжную поставку необходимых объёмов древесины могла обеспечить только железная дорога. Её проложили от побережья Оки к кордону Пенкино на окраине Солотчи. За год управились и стали эксплуатировать. Через четыре года Московское общество подъездных путей разжилось разрешением продлить железные пути от Солотчи через Спас-Клепики до Тумы и разрешить возить не только лес, но и людей. Временное движение до Клепиков открыли в декабре 1897-го, а 31 октября 1899 года официально пустили поезда от Рязани до самой Тумы. Пока строили тумскую часть, позаботились и о продлении путей - так, к началу ХХ века из Рязани стало возможным уехать во Владимир. Чуть позже владимирскую часть перешили в широкую, а вот узкая стабильно работала во благо транспортировки древесины. Двигаясь неспешно, паровозы тащили лес, торф и вату.

1972 год стал первым ударом для рязанской узкоколейки - возвели автомобильный мост через Оку. Десятилетия хватило, чтобы совсем отказаться от неторопливого поезда, разменяв железку на асфальт. Остатки рельс разобрали ещё в 1990-е на металл, сохранилась лишь песчаная насыпь, которая тянется справа от асфальта на участке от Давыдово до Солотчи. И всё же маленький фрагмент мещёрской магистрали уцелел: при прокладке дороги в объезд Солотчи десять метров железного полотна укатали в асфальт. Со временем колёса машин размочалили камень и каждый автолюбитель, выбирая правый поворот у солотчинского перекрёстка, притормаживает, а затем слышит характерное «бу-бух» под колёсами.

Солодча

Иное современное, доставшееся нам для раздумий и поиска истин, это само происхождение названия посёлка. Знаем мы его как Солотчу. Только и железнодорожная станция, и населённый пункт на картах Менде, составленных в середине XIX столетия, называются не иначе как Солодча. То ли картографы недоглядели, то ли ради удобства произношения звонкий заменился глухим и вовсе непроизносимым. Распутать тайну пытались и через соль: якобы исторические документы упоминают о соляных источниках в этом районе. Но геологи доказали, что никаких солей в местных песках не имеется. Так что топонимические изыскания всего лишь догадки.

От пожилых посельчан доводилось слышать легенду времён татаро-монгольского ига. Будто бы Батый, разгромив Рязань и двигаясь вверх по Оке, заметил синеющий вдали лес. Ордынцы, готовые к бою, направили туда своих коней: «Долго бежали татарские кони, пока не остановили их берега незнакомой реки. Кругом простиралась необозримая ширь, а за рекой вздымался крутой, обрывистый берег, заросший медноствольными соснами. И так был красив этот лес в зимнем уборе, что даже татары не удержались от невольно вырвавшихся криков восторга. Сотник же, руководивший отрядом, выражая общее мнение, воскликнул: О, солодча!», что по-татарски обозначало будто бы прекрасное, красивое место».

Солотчинский монастырь

Как бы то ни было, но высокий крутой берег, откуда окская пойма видна как на ладони, побудило основать крепость. Этой крепостью стал Солотчинский монастырь, возведённый в конце XIV века. Основал монастырь рязанский князь Олег Иванович. Точно неизвестно, конечно, но по преданию Олег вместе с супругой Евфросиньей очутился однажды у речки Солотчи. Разговорились они на том берегу с двумя отшельниками Василием и Ефимием, те и внушили князю мысль о монастыре. Олег заложил его в 1390 году, быть может, задумав в качестве загородной резиденции. В тот период после Куликовской битвы отношения между Рязанью и Москвой резко обострились. Вероятно, князь Олег за монастырскими стенами стремился укрыться от возможного возмездия московских князей, считавших его предателем за неучастие в сражении на Куликовом поле. Существует легенда, что из монастыря во Дворец князя Олега в кремле Переяславля-Рязанского вёл некий подземный ход. Возможно, обитель не раз выручала князя, который принял схиму под именем Иокима, и ещё 12 лет правил Рязанщиной в монашеском чине. Вероятно, не пережив заточение сына Родослава литовцами в начале 1402 года, 5 июля того года в Солотчинском монастыре отпевали схимника Иокима - в миру великого князя Олега Ивановича Рязанского. Ненамного пережила его и супруга. Князя и княгиню похоронили в Покровской церкви, что стояла у самого склона.

В последующие годы монастырь оказался причастен к некоторым важным историческим событиям. В 1552 году войска Ивана Грозного торопились взять Казань: монастырское войско также не осталось в стороне и приняло участие в походе. В память о том событии в Солотче соорудили шатровую Алексеевскую церковь. Полное переустройство хозяйства монастырь пережил при архимандрите Игнатии. Настоятелем он стал в 1688 году: его стараниями был создан облик Солотчинской обители такой, какой мы видим её сегодня. Тогда возвели церковь Святого Духа и трапезную палату. В 1768 году, при императрице Екатерине II, в Солотче случился природный катаклизм. Неустойчивый склон, тянущийся от Солотчинского монастыря до Лысой горы, видимо, после снежной зимы и высокого половодья тронулся в путь. Мощный оползень обрушил стену монастыря и увлёк в бездну Покровский храм, где покоились мощи, наверное, самого дальновидного и успешного из рязанских правителей древней эпохи. Известно, что разбирая завалы, рязанцы отыскали мощи князя Олега и его жены и бережно перенесли их на новое место. Сегодня они покоятся в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы Солотчинской обители.

До Октябрьской революции 1917 года в Солотчинском монастыре хранилась особая реликвия - кольчуга Олега Рязанского. Она соткана из железных колец и весит почти полпуда. Эту броню Олег носил 12 лет под одеждой вместо вериг. После кончины князя, доспехи стали служить уже другим людям - к мощам потянулись верующие. Возлагая кольчугу на себя, хворые просили помощи от эпилепсии, выпивохи - от пьянства. Ныне кольчуга находится в Рязанском кремле.

Сам же монастырь после революции закрыли, и уже скоро в его стенах расположилась колония для малолетних преступников, в храме Рождества Богородицы - склад, а в храме Святого духа - клуб с кинозалом. И только в 1993 году Солотчинский монастырь был возрождён, но уже как женский. И площадь Ленина в центре Солотчи переименовали в Монастырскую. В монастыре всегда много прихожан и туристов. Престольный праздник - Рождество Пресвятой Богородицы - справляют 21 сентября. Здесь всегда можно купить монастырский хлеб и мёд, а спустившись вниз к основанию склона Оки и отойдя на километр к югу, взяв по левую руку от разлапистой вековой ветлы, набрать родниковой воды из источника на участке разгрузки грунтовых вод на берегу Старицы. Продолжив путь к югу вдоль основания склона, ещё через полкилометра покажется подножие Лысой горы.

Лысая гора

Круча Лысой горы - немой свидетель беспокойства древнего склона окской долины, оползень которого разрушил древний храм. По данным геологов, песок, слагающий сыпучее тело Лысой горы, был некогда принесён ледником, а затем многократно перемыт и переотложен потоками Праоки. Вода перемыла и вынесла вниз по течению частички пыли и глины, оставив на месте более тяжёлый песок. И там, где сегодня на козырьке вдоль утёса Лысой горы рязанцы нажаривают шашлыки, некогда было дно предвестника современной Оки. То было более 100 тысяч лет назад. А затем река, вгрызаясь в свои наносы, размывая пески, ушла вниз, создав крутые борта корыта своей долины. Крутой левый борт - то самое место, над которым высится Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово, крутой правый - и есть Лысая гора. И её лысину обусловили бедный песок, на котором кроме сосны никто не растёт, а ещё любовь рязанцев к зимнему отдыху. Санки и салазки за многие годы сделали своё дело, создав песчаную залысину.

Крутой склон и в настоящее время продолжает скалить зубы. Обрывистый берег удерживает опасный градус своей крутизны за счёт потоков воды и действия ветра. Он отступает параллельно самому себе со скоростью до двух метров в столетие, на что указывают голые корни вековых сосен, нависающие над бровкой крутого склона. Обрушение иногда принимает неожиданный оборот. В апреле 2012 года талые воды в течение двух недель промыли в правой части Лысой горы глубокий овраг. К настоящему времени его отвесные склоны успели едва затянуться. Сегодня для многих рязанцев Лысая гора под Солотчей - самая большая естественная горка на рязанской земле.

Казанская церковь

К северу от монастыря, почти на границе Солотчи и Заборья, стоит храм небесно-голубого цвета. В сквере у храма - фигура святого Николая. Под ногами Николая Мирликийского Чудотворца - земной шар непомерно малых размеров. На этот месте в своё время супруга Олега Рязанского основала Зачатьевский женский монастырь, который прослужил не более двухсот лет. Причиной закрытия послужил всё тот же подмытый рекой склон Оки. Монахинь перевели в Аграфенину пустынь (ныне - Агро-Пустынь), а на месте монастыря остался стоять Зачатьевский храм, который впоследствии обветшал. На его месте в 1843 году построили каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. В советское время деревянной пристройкой к заброшенной церкви являлась местная средняя школа №32, переместившаяся в новое типовое здание в 1982 году. В храме же был склад и ютился дизель, которым отапливалась школа. Отреставрировали церковь уже в начале двухтысячных.

Теперь к ней вплотную примыкает разросшееся кладбище, на месте которого ещё тридцать лет тому назад был полноценный школьный двор, на котором проходили линейки, а местная детвора играла в лапту и городки.

Монастырский лес

Курортный посёлок лежит на окраине песчаного плато, которое двадцатиметровым уступом круто обрывается к заливным лугам Оки. Солотча подковой охватывает монастырский сосновый бор, пожалуй, самый старый лес на рязанской земле. Здешние сосны в 2011-2012 годах отметили двухсотлетний юбилей - они выросли из семян, которые дали всходы в год Бородинской битвы. Примечательно, что в рязанских лесах отдельные деревья могут иметь и больший возраст, но целый лес из двухсотлетних исполинов, - такое есть только в Солотче. Возможно, монастырский бор гораздо древнее, и его полностью никогда не рубили, а значит, существует он не двести, а может и пятьсот и даже тысячу лет. Быть может отдельные стволы пилили на стройку, но весь лес как экосистему полностью никогда не уничтожали. Монастырский бор сегодня - первый претендент в списке расширения зоны охраны природы в Рязанской области.

Кстати, что касается Окского биосферного заповедника, то, напомним, что создавали его в 1935 году для охраны выхухоли, которая живёт на Пре и в её пойменных старицах. В предвоенные годы, по свидетельству очевидцев, всё пространство заповедника от взгорий у Брыкина бора на север, представляла собой обширную вырубку, так что можно было видеть купола церкви в далёком селе Лубяники. Потому лес Окского заповедника гораздо моложе лесов Солотчи. Биологи установили, что древний сосновый лес, веками произрастая на бедных речных песках, постепенно обогащал почву, привнося из глубоких слоёв ценные минералы к поверхности. И сегодня на этом песке под сенью двухвековых сосен стелется ковёр из требовательного к почве ландыша и даже пытаются расти дубы.

В их облике нет мощи, а скорее чувствуется печать долгой борьбы за жизнь с попыткой расти на едва обогащённых соснами песках. В корявых и гнутых приземистых стволах кривых солотчинских дубов множатся дупла на радость тем видам птиц, которые не умеют строить подвесных гнёзд. А ещё колониям летучих мышей. От необычайно высокого потока туристов растительный покров монастырского леса иссечён перекрестьями троп и вытоптан до голого грунта. У дряхлеющих сосен возникли большие проблемы. Туристы разбивают почву и уничтожают подрост, лишая лес шанса на нормальную смену.

Увидеть монастырский бор несложно. Он начинается от остановки общественного транспорта «Давыдово» и тянется через центральную площадь Солотчи на север к Грачиной роще. С дороги особенно явно виден ландшафт того же типа, что запечатлел Шишкин на полотне с тремя медведями. Сосны взлетают на 35 метров ввысь, их стволы лишены веток, и лишь на склонившихся под действием господствующего направления ветра верхушках сохранились копны покрытых хвоей живых веток. Но если корабельный лес Шишкина давно попал под топор, то лес Солотчи пока держится.

Состояние монастырского бора вызывает опасение и у лесников, и у учёных. Шквальные ветры летом и снеголомы зимой валят многотонные стволы навзничь. На кафедре физической географии Рязанского госуниверситета имени Есенина хранится увесистый блин - спил сосны, упавший в 2010 году. В хитросплетении годичных колец которой, словно в архиве Гидрометцентра, содержится запись о климате времён жарких и сухих лет предвоенной эпохи, 1936-1940 годов, великой засухи 1891 года, колечко года отмены крепостного права и взятия русскими войсками Парижа в 1814-м.

Паустовский

Константина Паустовского многие знают как писателя, посетившего окрестности Солотчи и оставившего серию рассказов, в последствие сбитых в повесть «Мещёрская сторона». Он действительно был здесь во второй половине 1930-х годов XX века. Удил рыбу в окских протоках и старицах, а вместе с писателем Аркадием Гайдаром - автором «Тимура и его команды» - плутал в лесах в поисках Поганого озера, ловил золотого линя, водил дружбу с деревенскими ребятишками, один из которых умудрился изловить легендарного рыжего ворюгу-кота, запечатлел историю про деда по прозвищу «Десять процентов».

Художественные работы писателя сегодня служат предметом научных исследований. Так, в повести «Заячьи лапы» номинант на Нобелевскую премию (проигравший борьбу за титул автору «Тихого Дона») отразил детали событий 1936 года, жаркое и сухое лето которого обернулось пожарами на Красном болоте. По книге, дед Ларион отправился в лес на охоту и едва не сгорел, попав под шквал лесного пожара. Выбираясь из чащи, дед старался бежать вслед за зайцем, полагая, что лесной обитатель выведет его к озеру. Так и случилось. Позднее зайца с пожжёнными лапами старик отвезёт в Рязань к детскому доктору на Почтовую улицу, и будет умолять отошедшего от дел врача вылечить зайку как своего спасителя. История о солотчинском зайце долетит до Москвы, и столичный журналист захочет купить длинноухого бедолагу, на что Ларион Малявин ответит: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт не воле».

В рассказах Паустовского Солотча и её обитатели - целый мир. Вот мальчик, который приходит из соседнего села полистать подшивку журналов «Вокруг света» и поглазеть на картинки диковинных стран. Вот девушки на сенокосе окских полей, что старательно высмеивают незадачливых рыбаков. И тот же дед по кличке «Десять процентов», которого чуть ли не до смерти загрызла свинья, впоследствии убитая разрывной пулей («другая её не брала»), вдруг предстаёт хранителем деревенской мудрости. По мнению старика, берёзка, принесённая в избу, сбросила листья вслед за её лесными товарками лишь потому, что дружба дана не одним только людям. «А какими глазами она смотреть будет своим подругам в глаза весной, которые всю зиму мёрзли на улице, а она грелась у печки?».

Паустовский подметил тонкости солотчинской топонимики. Особенно в названиях рек и озёр. Он пишет, что Мещера - это «остаток лесного океана», что леса здешние «величественны, как кафедральные соборы». Подметил, что у каждого водоёма своё естество. В озере Тишь «всегда затишье», в Бобровке некогда водились бобры, «Промоина - глубокое озеро с такой капризной рыбой, что ловить её может только человек с очень хорошими нервами», в Канаве «водятся удивительные золотые лини: каждый такой линь клюёт полчаса». А ещё Паустовский пишет о Солотче, как о родине талантов: «В Солотче почти нет избы, где не было бы картин», «родился здесь и Пожалостин - один из лучших русских гравёров, работы которого нашли достойную оценку из уст избалованных искусством жителей Западной Европы». Считается, что Паустовский жил в доме Ивана Пожалостина, расположенный на улице Революции (ныне - улица Порядок), сюда к писатели приезжали его друзья по перу - Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман, которые активно использовали для отдыха и творчества маленькую дворовую баньку. В последние советские годы усадьба Пожалостина представляла из себя развалившееся погорелое здание с заброшенным вишнёвым садом - здесь окрестные ребятишки любили прятаться от назойливых родителей. А вот аутентичная банька прожила дольше дома, поскольку отошла к соседскому участку, правда, использовалась не по назначению, а как сарай. Нынешний музей-усадьба Пожалостина - это полная реконструкция, выполненная уже в недавние постсоветские годы.

В повестях Паустовского Мещера предстаёт в давно забытом облике эпохи до начала осушительной мелиорации. Прокладка каналов началась ещё при Александре II, но масштабные работы велись лишь в послевоенные годы. Писатель в работах 1936-1939 годов отразил тот момент, когда леса и болота-мшары в окрестностях Солотчи ещё не подверглись масштабному осушению. И сегодня географы-ландшафтоведы используют тексты «Мещёрской стороны» как путеводитель для выявления изменений в природе. И выясняется, что Мещера Паустовского совсем не та, что сейчас. Вокруг Чёрного озера был непроходимый лес, а на его берегах волки выводили волчат. И путь на Чёрненькое озеро был соткан из испытаний, где только опытный проводник, прыгая с кочки на кочку, мог провести путника через трясину.

Повести Паустовского - хороший путеводитель и для современного туриста. Это сегодня современные палатки ставятся всего в несколько минут. Писатель же в предвоенные годы, видимо, даже и не подозревая о том, сколь страшное грядёт для страны время, каждую осень проводил на Прорве, бывшей протоке Оки. На крутом повороте он ставил тяжёлую брезентовую палатку. Натягивал её так, что гудела, как барабан, иначе промочит в дождь. Окапывал по кольцу лопатой и затягивал петли потуже - от комаров. И здесь ловил рыбу. Именно так, как сейчас это делают местные, проезжая в окские луга. Здесь проклинал мальчишек, которые целый день могут стоять за спиной, заглядываясь на предательски неподвижный поплавок. И здесь познал жестокий урок судьбы, когда дорогая английская леска без должного умения и удачи в погоне за щукой может с треском проиграть обычной верёвке с железным крючком на конце.

***

Уникальная природа окрестностей Солотчи требует всемерной охраны, что легло в основу проекта создания новой особо охраняемой территории - Солотчинского природного парка. Проект был разработан в РГУ имени Есенина в 2009 году по заказу правительства Рязанской области. Если идею удастся реализовать, то старовозрастный сосновый бор, болота-мшары, озёра-старицы и заливные луга Оки будут навсегда выведены из торгового оборота в пользу охраны природы и развития туризма.















Солотчу называют «воротами в Мещеру». Погуляем немного по этому небольшому поселку и, заодно, вспомним историю и Солотчи, и мещерского края. Кроме моих, представленных в посте фотографий, есть фотографии, взятые в интернете. . Начнем осмотр Солотчи с Монастырской, бывшей - Ленинской площади, где, кроме памятника Ленину и гостиницы «Боровница», расположен монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Одно из красивейших мест средней полосы России, мещерские леса - находятся на рубеже Московской, Рязанской и Владимирской областей, но именно рязанскую Мещеру называют Мещерским краем. Свое название Мещерская низменность получила от древнего финского племени мещеры, обитавшего здесь наряду с мордвой и муромой еще до появления в этих местах славян. Мещеряки жили в основном по берегам рек и озер, занимались скотоводством, охотой, рыболовством и земледелием.


Леса Мещеры густы, дремучи и таинственны. Километрами тянутся болота - мшары. Заросшие березняком, осинником и высоченной, в человеческий рост болотной травой—это настоящие болотные джунгли нашей средней полосы. Здесь, в 20 км от Рязани, расположен курортный поселок Солотча. От Москвы на автомобиле по трассе Рязань-Владимир ехать сравнительно недолго - около трех часов. Солотчу называют «рязанской Италией», «рязанской Швейцарией», а иногда и «рязанскими Сочами». В былое время Солотча была известна как всесоюзная здравница.


Когда-то Ока протекала у самой Солотчи, отложив здесь высокую песчаную террасу, позднее заросшую густым бором. Теперь от реки осталась довольно длинная тихая заводь - старица, - за которой расстилаются на десять километров заливные луга. К востоку от Солотчи бор переходит в смешанный мещерский лес. Все это и есть «рязанская Италия». Кто дал такое название Солотче - неизвестно, оно встречается еще в дореволюционных изданиях. Есть здесь другая речка - Солотча (Солодча, Большая Канава), которая начинается в болотах Радовицкого Моха и собирает воды с огромной территории Мещерских лесов, течёт на юг и впадает в старицу реки Оки рядом с поселком. Ее естественный сток был зарегулирован еще в конце XIX века, когда осушительные работы в Мещерских лесах вела казенная экспедиция, возглавляемая генералом Жилинским. Экспедиция прорыла сеть каналов, общая длина которых, если верить изданной недавно в Рязани книги «История одной губернии», превышала 2000 километров, причем, значительная часть этих каналов вполне узнаваема и в настоящее время.


Я нигде не нашла объяснения, откуда пошло это название: Солотча. Есть предположения: первое - в далеком прошлом в этих местах было много солеварен; второе объяснение - от слова - «солодцы» - родники - которых очень много по берегам старицы. Возможно, от русского слова «солотчина» - топкое болото с застойной водой или «слотина» - низина с крутыми берегами.


Эти глухие леса да бездорожье в свое время оберегали мещеряков от многих бурь и невзгод, укрывал их от набегов кочевников. Во время наибольшего расцвета Владимиро-Суздальского княжества великий князь Всеволод распространил свою власть на рязанскую землю и Мещеру. В одной из летописей рассказывается о походе его воинов к реке Пре: «1210 года посылал князь великий Всеволод посла с полком Кузьму Ратишича, меченошу своего, и взял Пру, и возвратился со многим полоном во Владимир».
Во второй половине XIV века мы видим Мещеру, уже поделенную между четырьмя княжествами. Ее северная часть принадлежала Муромскому, Владимирскому, а позже и Московскому княжествам, южная же (Мещерская сторона)—Рязанскому. К середине XV века Мещера относилась к Касимовскому царству, просуществовавшему в составе Московского государства до конца XVII века. Древней столицей Мещерского края был Городец-Мещерский, упоминаемый в летописи под 1152 годом и получивший по имени татарского царевича Касима название Касимов.


Мещерские леса неоднократно были прибежищем для тысяч рязанцев, спасавшихся от набегов татар.
Когда в 1379 году в пределы Рязанского княжества вторглись полчища Мамая, то, как говорится в одной из летописей, «князь Олег Рязанский не успел собрать войско, покинул город и ушел за Оку реку с людьми своими». Предание гласит, что в 1390 году, пребывая за два десятка верст от Переяславля, великий князь ненароком повстречал двух монахов, преподобных старцев Василия и Евфимия, устроивших здесь скит. «Усладившись духовною беседой с ними и пленившись красотой местоположения» скромной обители схимников, повелел Олег Рязанский заложить тут монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, при котором и возникло село Солотча. Но о монастыре я расскажу в другом посте.


Как и многие поселения по реке Оке, Солотча играла роль сторожевого поста, охраняющего подступы к Рязани и Москве. После того как Рязанское княжество было присоединено к Московскому, встал вопрос о том, как обезопасить южные границы от набегов татар. В XVI веке, во времена Ивана Грозного, было начато сооружение засечной черты «для бережения всего Московского государства, а не для девяти деревень». На сотни километров протянулись с запада на восток лесные завалы с укрепленными деревянными крепостями—«городками», в которых содержались небольшие гарнизоны. Долгое время Мещера служила местом, где находили приют крепостные крестьяне, бежавшие от притеснений помещиков, и раскольники, стремившиеся в глухих лесах скрыться от недремлющего ока православной церкви.


В 1892 году у разбитой повозками и экипажами грунтовой дороги, идущей из Рязани в Мещеру, появился соперник — узкоколейная железная дорога. Построена она была в 1892 году для вывозки леса из Келецко-Солотчинской дачи. В эти годы страшные лесные пожары и голод окончательно разорили мещерских мужиков. Боясь волнений крестьян, правительство было вынуждено устроить в Келецко-Солотчинской даче общественные работы по заготовке леса. В короткий срок было заготовлено такое огромное количество древесины, что вывезти ее на лошадях было просто невозможно. Вот тогда-то и была построена узкоколейка длиною в сорок три версты. Потом ее продлили до станции Тума, оснастили пассажирскими и товарными вагончиками, и она долго была единственным средством сообщения Рязани с Мещерским краем. По узкоколейке ездили на работу в город, на базар, перевозили лес и торф.


Дорога производила впечатление какой-то игрушечной. Маленькие паровозики (в народе их называли «козлами») натруженно тащили неказистые вагончики, битком набитые пассажирами. Вдоль сего пути были построены деревянные вокзальчики. От Солотчи до Рязани всего 20 километров, но поезд проходил это расстояние за целый час. Двигался он медленно, и, говорят, его ничего не стоило догнать на лошади. Во время весеннего разлива Оки движение по узкоколейке прекращалось.


Эта любопытная дорога не дожила до наших дней. Константин Паустовский рассказал о ней в своих мещерских рассказах: «За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.
Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.
Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе».
К.Г.Паустовский в Солотче. У любимого им "паровоза-самовара" на узкоколейке Рязань - Тума. Конец 1930-х годов

В XVII веке здесь процветала школа иконописцев. В середине XIX века отсюда двинулись в Петербург два товарища - волостные писари, будущие художники И. П. Пожалостин и H. E. Ефимов, а в 1920-х годах в Солотче жили и работали художники А. Е. Архипов, М. Г. Кирсанов. Бывал здесь Сергей Есенин. Позднее же, словно на смену ему, в Солотче обосновалась целая группа писателей - К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Гайдар. Живя в старом доме И. П. Пожалостина, они создали тут многие свои замечательные произведения, а рассказы К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» придали образам этого края поэтическое бессмертие. О музее Пожалостина тоже будет отдельный пост.


Из писем Паустовского своей жене: 1 окт<ября> <19>40 г. Солотча «…В Солотче необыкновенное изменение — совершенно исчез «мат» (в связи с новым законом о хулиганстве). За все время я не слышал на улицах ни одного «мата», — лангобарды боятся даже ругать лошадей «дьяволом», но зато в лугах, когда остаются одни, отводят душу. К счастью, в лугах сейчас очень пустынно…» (Лангобардами Паустовский шутливо называл солотчинских крестьян.)


Солотча, 1 июля <19>48 г. «…Здесь засуха, сад желтеет и облетает и все время ветры. Серый много времени проводит в больнице, иногда ходит на дом к больным. Больница нищая, ничего нет, не на чем иногда кипятить инструменты. Темнота, грязь и невежество страшные, и Серый этим поражен, — здесь он впервые столкнулся с настоящей действительностью. ..» Серый - Сергей Михайлович Навашин, будущий ученый- микробиолог, академик РАМН - пасынок Валерии Владимировны Навашиной-Паустовской, жены Паустовского, проходил врачебную практику в сельской Солотчинской больнице.


Солотча, 5/VI-<19>48 «…у Серого много работы, …Днем бывают приемы по 40-50 человек. Масса курьезов. На днях пришла из Заборья старушка, так искусанная тараканами, что все тело у нее было, как в чешуе. Боится, как бы тараканы «не выклевали глаза», завязывает их на ночь полотенцем.
В лугах масса цветов, и я уже многие цветы определил. Это — такое же увлекательное занятие, как и рыбная ловля. Серый тоже этим увлекается и приносит мне всякие редкие цветы…»
К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов

Если верить Википедии, в Солотче есть: лесокомбинат, мещерская зональная опытно-мелиоративная станция, дом отдыха, детский туберкулёзный санаторий, турбаза.
Любят Мещеру и Солотчу туристы. Летом и зимой, на лодках и пешком, на велосипедах и на лыжах в походы отправляются тысячи туристов в этот замечательный край. Когда-то и я - зимой на лыжах, а летом - уходила в пеших поход вместе со своими друзьями. Иллюстрациями одного из походов служат фотографии из моего домашнего архива.




П рогулка по поселку Солотча Рязанской области...
Здесь находится санаторий Старица , так что мы гуляли по нему почти каждый день))) в послеке есть что посмотреть. и монастырь и голубой храм и памятник Николаю Угоднику на шаре... Земном...


Красивый храм, но о нем позже...

Пригласи крысу на праздник))) креативят ребята!

Поселок Солотча относится к Рязани (здесь рязанская а не областная прописка), но находится за 25 километров от нее, на другом берегу Оки.

Поселок знаменит в первую очередь старинным Солотчинским монастырем о котором я уже писал,. Он был основан в 1390 году самим князем Олегом Рязанским.

Еще здесь есть дом известного в Рязани художника-гравера Пожалостина.

Занятное местечко))) кафе что надо!

Есенин здесь на каждом шагу. Рядышком место где он родился.

Сразу видно откуда дует ветер))

Сидр со вкусом вишни был великолепен))

Наверое домик пожарного.

Странная улица для России - "Порядок".

В Солотче немало старых деревянных домов с резными крылечками, цветными витражами. На одной из улиц стоит дом, принадлежавший в конце XIX века известному художнику-гравёру академику И. П. Пожалостину. В этом доме в разное время жили, работали и бывали В. В. Вересаев, К. Г. Паустовский, А. П. Гайдар, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, В. С. Гроссман, Ф. И. Панфёров, А. И. Солженицын, В. Т. Шаламов и другие.

ул. Порядок 76 (Широта 54°47′55″N (54.798527) Долгота 39°50′18″E (39.838346))

Синий храм. Так его называют в Солотчах. Это церковь Казанской иконы Божией Матери, выкрашенная в небесно-голубой цвет.

На этом месте в конце XIV начале XV века супруга князя Олега Рязанского княгиня Евфрасиния (Евпраксия) основала женский Зачатьевский монастырь. В 1682 году монастырь был упразднен, старицы были переведены в Аграфенину пустынь, которая располагалась неподалеку. Со временем храм монастыря пришел в ветхость, и на его месте в 1843 году было начато строительство каменного Казанского храма с Никольским и Алексеевским приделами.

В советское время храм был закрыт, а затем его вновь открыли. И уже современные прихожане построили перед храмом этот монумент Святому Николаю, как копия одной из самых замечательных скульптур этому святому в Демре (Турция). Там родился святой (там был древний город Миры Ликийские). Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мирах, ныне Демре в Турции. В 1087 году мощи святителя были украдены из храма и перевезены в Италию в базилику Св. Николая в городе Бари, по дороге кости раздробили, так как когда воровали, топтались по нему ногами, но это уже другая история.

С турецким памятником тоже странные вещи происходили. Монумент был подарен Турции московским Южным округом и установлен в 2000 году возле развалин храма, где некогда служил святитель. Потом его перенесли в базилику св. Николая, но уже без глобуса. А на его место поставили пластикового Санта-Клауса.

Санта-Клаусу, впрочем, тоже не повезло, и его потом убрали. И поставили опять памятник св. Николаю, но другой, в турецкой шапочке. Возможно, православная символика раздражает мусульман-турок.

Наверное эта история с памятником так расстроила местных жителей, что они установили копию полной версии памятника здесь, в Солотче и сейчас он украшает площадь перед церковью Казанской иконы Божьей матери.

Котиков здесь много)))

В пригороде Рязани расположен очень уютный и красивый поселок Солотча . Не зависимо от времени года, здесь можно прекрасно отдохнуть и поправить свое здоровье.

Этот замечательный уголок природы находится в окружении Мещерского национального парка. Это как раз на границе двух климатических зон - заливных приокских лугов и полного свежести соснового леса. Именно поэтому чистейший воздух Солотчи обладает такими целебными свойствами и благотворно влияет на человеческое здоровье. Учитывая разнообразие бальнеофакторов этой здравницы, Солотчи часто сравнивают с южными российскими курортами. Солотча Рязань - это в некоторых случаях даже лучше всяких курортов.

На территории этого поселка находятся сразу несколько санаториев - это «Солотча», «Сосновый бор», «Старица», база отдыха «Дружба», а также санаторий-профилакторий МУП «УРТ» и детские оздоровительные лагеря.
Также в Солотчи находится музей И.П. Пожалостина, последнего мастера классической граверной школы. Он расположен в большом красивом деревянном доме. В этом музее представлены много личных вещей и инструментов академика, на которые приезжают посмотреть многие туристы. Знаменит этот дом также и тем, что там довольно долго жил писатель К.Г. Паустовский. Именно он много написал про эти места который немало написал про эти места. Сегодня еще висит на стене карта, которая называется «Тропа Паустовского».

Одной из самых интересных достопримечательностей поселка является Солотчинский женский монастырь Рождества Пресвятой Богоридицы. Этот монастырь был построен в XIV веке, основал его рязанский князь Олег Иванович. Если говорить о архитектурных памятниках, то на территории монастыря их находится сразу несколько - церковь Рождества Христова, трапезная и Предтеченская церковь, которая украшенная четырьмя большими красивыми фигурами евангелистов. В Солотче много старинных деревянных домов с очаровательными резными крылечками и цветными витражами. Посмотреть есть на что. На одной из улиц есть дом, который в конце XIX века принадлежал известному художнику-граверу академику И. П. Пожалостину. В нем также в разное время жили и работали К. Г. Паустовский, А. П. Гайдар, А. И. Солженицын и другие.
Когда-то через Солотчу проходила узкоколейная железная дорога, насыпь от которой сохранилась до сих пор. Санаторий Солотча всегда радо встречает гостей и положительно влияет на них.

Санаторий предлагает гостям:

Вкусные и сытные завтраки

Есть парковка

Доступен трансфер (за дополнительную плату)

Бронирование напрямую

с моментальным подтверждением

Гарантируем лучшие цены!

Добавить в избранное

Санаторий «Солотча» расположился в одноименном поселке неподалеку от Рязани. Комплекс располагает бассейном, бесплатным доступом к Wi-Fi и парковкой.

Номерной фонд представлен комфортабельными номерами, которые расположены по корпусам. В каждом номере имеется собственная ванная комната и техника. В некоторых имеется кухонный уголок и вся необходимая утварь.

В проживание включено трехразовое питание. По запросу возможно составление меню с учетом рекомендаций врача или индивидуальных пожеланий. В шаге работает ресторан, где всегда рады новым посетителям.

Получать справочные услуги на стойке регистрации можно круглосуточно. Пансионат оказывает оздоровительные и развлекательные услуги, а также является отличным вариантом как для взрослых, так и для детей.

Местность прекрасно подходит для активных видов спорта, прогулок на свежем воздухе. На расстоянии 300 метров расположены продуктовые магазины и супермаркет, где все желающие могут приобрести продукты.

Санаторно-курортные услуги

Услуги входящие в стоимость путевки по программе "Климатолечение":

  • размещение в номере выбранной категории
  • трехразовое питание по системе "шведский стол"
  • беспроводной доступ в интернет Wi-Fi
  • анимационная программа в выходные и праздничные дни, организованные пешеходные экскурсии по Солотче
  • пользование деткой игровой комнатой под присмотром воспитателя (режим работы детской игровой комнаты все дни, кроме воскресенья и понедельника), пользование катком, детскими игровыми площадками,открытым бассейном (в соответсвии с режимом работы).

Лечебные процедуры входящие в стоимость путевки по "Основной программе":

  • осмотр врача терапевта
  • ванны
  • физиопроцедуры: электро-светолечение (УФО, КУФО, лазер: ИКЛ и ГИЛ, цветолечение), импульсные токи, ИЧПЕМП, УЗ и фонофорез, ЭП УВЧ, ДМВ, УВЧ-поля, ВИМТ, электросон, трансцеребральная электроаналгезия, ЧЭНС
  • теплолечение (парафин-озокерит)
  • ручной массаж 1 зоны
  • ингаляции
  • процедурный кабинет
  • русская баня, турецкая баня (хаммам), финская сауна
  • SPA-бассейн с каскадом и противотоком
  • души низкого давления (игольчатый, восходящий)
  • ударный душ высокого давления (Шарко)
  • души среднего давления (циркулярный, швейцарский)
  • контрастный (шотландский) душ
  • вибрационный массаж спины с тепловым воздействием
  • минеральная вода 1,5л/3 дня
  • консультация физиотерапевта
  • скандинавская ходьба
  • консультация невропатолога
  • массаж с использованием кушетки «НУГА-БЭСТ»
  • консультация кардиолога;
  • ЛФК (лечебная физкультура)
  • аэроионотерапия

Виды процедур, кол-во, последовательность, методики, формируются индивидуально для каждого пациента в зависимости от состояния его здоровья, с учетом показаний и противопоказаний.

Оздоровительные программы:

  • Здоровый ребенок
  • Здоровое сердце
  • Худеем с удовольствием
  • Очищение печени
  • Основная программа
  • Антистресс - Relax
  • Лечение бесплодия
  • Новое в лечении бесплодия
  • Силы природы против артроза
  • Спина без боли
  • Береги здоровье смолоду
  • Правильная осанка, здоровая стопа
  • Здоровые суставы
  • Сахарному диабету - нет!!!
  • Легкая нога
  • В голове ясно
  • Исцелитель боли (ДЭНС)
  • Жить здорово... без сигарет!

Способы проезда до санатория

    Проезд от ж/д вокзала до санатория:

    автобус № 71, 110 до остановки "Монастырь".

    Другие способы проезда до санатория.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама